Научные основы и методология государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена государственному регулированию экономики.
Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому , что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо.

Содержание

|1. Введение |3 |
|2. Регулирование экономики в рыночном хозяйстве |4 |
|3. Государственное регулирование экономики: цели и |6 |
|средства | |
|4. Теоретические модели государственного |10 |
|регулирования экономики. | |
|5. Методы государственного регулирования экономики |11 |
|6. Саморегулирование рыночной экономики. Недостат- |26 |
|ки рыночного регулирования. | |
|7. Негативы государственного вмешательства в эконо- |30 |
|мику. | |
|8. Некоторые принципиальные подходы к реализации |31 |
|государственного регулирования экономики. | |
|9. Список литературы |34 |

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Еще одной важной функцией государства является обеспечение  государственной безопасности, что  означает создание необходимых условий  и предпосылок для всех сторон жизнедеятельности человека, субъектов  и общества в целом - защиты территориальной  целостности, экономической и политической независимости, жизнеспособности его систем, структур и институтов в соответствии с правовыми основами государственности и действующими законами. Включает в себя социальную, экологическую, внешнеэкономическую, национально - этническую стабильность, обороноспособную достаточность , ресурсную и научно - технологическую независимость, мобильность и др.1

Наконец, государство  обеспечивает правильное безкризисное развитие экономики.

Государственное регулирование  охватывает все стороны общественного воспроизводства. Оно регулирует отношения собственности и предпринимательства, инвестиции и структурную перестройку отраслей материального производства, рынок труда, финансовый рынок и денежное обращение, региональные рынки внешнеэкономическую деятельность.

В качестве объектов государственного регулирования выступают:1

- стратегические  проблемы территориального развития - укрепление единства государства;  освоение новых районов, богатых  природными ресурсами; экономическое  и социальное развитие Севера; энергообеспечение европейской части страны и т. д.

- крупные региональные  экономические, социальные и экологические  проблемы - подъем экономики кризисных  и депрессивных районов, расслоение  вынужденных мигрантов и беженцев, реабилитация территорий, находящихся в зоне влияния Чернобыльской катастрофы, предотвращение последствий подъема уровня Каспийского моря и т. п. ;

- обеспечение экономического  и социального развития субъектов  Федерации с учетом как региональных, так и общегосударственных интересов.

Теоретические модели государственного регулирования экономики.

Наиболее распространенные направления в регулировании  экономики - кейнсианство и монетаризм.

Кейнсианство вошло  в жизнь в 30 гг. нашего века, когда  англичанин Дж. 
М. Кейнс опубликовал книгу “Общая теория занятости, процента и денег”. 
Теория Кейнса вывела США из кризиса и возобновила экономический рост.

Кейнс исходил из того, что система свободного рынка  лишена внутреннего механизма, обеспечивающего  макроэкономическое равновесие. Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что, в свою очередь, усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Согласно этой теории, изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство провозглашает активное вмешательство государства в экономику посредством фискальной политики 
(гибкое изменение налоговых ставок и государственных расходов).

В настоящее время политика Кейнса наиболее успешно используется в новых индустриальных странах Азии - Гонконге, Малайзии, Таиланде, Сингапуре, 
Тайвани. Среди промышленно развитых стран - Австрия, Великобритания, 
Австралия, США, Япония, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия.

Монетаристы считают, что рыночная система в состоянии  автоматически достигать макроэкономического  равновесия. Гибкость цен и ставок заработной платы гарантирует воздействие  изменения совокупных расходов на цены товаров и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Суть монетарной политики - в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка. Монетаристы объявляют государственное регулирование вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным. Поэтому они призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь проведение фискальной политики.

Каждый из этих методов  имеет свои плюсы и минусы, поэтому  ту или иную политику и поэтому  конкретный выбор зависит от системы научно - методологических предпочтений, избираемых соответствующими правительствами. 
Универсального правила регулирования экономикой не существует.

Методы государственного регулирования

Методы государственного регулирования экономики условно подразделяются на административные и экономические.

Административные  методы базируются на силе государственной  власти: это охрана окружающей Среды, создание минимальных условий существования  малообеспеченных слоев населения, пресечение развития теневого бизнеса и т. д.

К экономическим  методам относится кредитно -денежная и бюджетная политика.

Через кредитно - денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский  и инвестиционный спрос.

Мощным инструментом кредитно - денежной политики является изменение резервной нормы. Введение обязательной нормы резерва обусловлено  необходимостью обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков. Даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям предложения денег.

Государство также  регулирует денежную массу в обращении  посредством политики процентной ставки, под которую Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Когда национальный банк понижает учетную ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд, а кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Повышая же учетную ставку, Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и , соответственно, предложение денег.

Еще одним способом кредитно - денежной политики также  является проведение операций на открытом рынке. Это, с одной стороны, - покупка  и продажа государственных облигаций Центральным банком, с другой, - коммерческими банками, финансовыми компаниями и населением. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.

Бюджетная политика предполагает изменения государственных расходов и доходов с целью поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер и отраслей экономики. Важным направлением бюджетной политики большинства стран мира является стремление к бездефицитному бюджету или поддержание его минимального уровня.

Одним из средств  государственного регулирования занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные  с ним образование и реализация скрытых резерв. Суть такого регулирования - в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги, что является средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.

Государство предусматривает  также применение дотаций и фиксированных  цен.

Дотация - это как  бы “налог наоборот”. Потоварная дотация  устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара.

Фиксированные цены, отличающиеся от цен равновесия, устанавливаются, как правило, на продукцию агропромышленного  и нефтегазового комплексов и  некоторые другие виды продукции  и услуг.

Государством применяются  также методы прямого и косвенного регулирования экономики.

Методы прямого  государственное регулирование  не связаны с созданием дополнительного  материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти, действующем законодательстве.

К ним относятся:

- целевые программы  и планы, определяющие стратегические  цели развития экономики;

- государственные  заказы на поставки определенных  видов продукции, выполнение работ,  оказание услуг. Законодательная база: “Федеральный закон о поставках продукции для федеральных хозяйственных нужд” от 13.12.94 г. - устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования , размещения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку товаров, работ и услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории Российской Федерации; 
“Федеральный закон о закупках и поставках сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд” от 26.10.96 г, устанавливающий общие правовые и экономические принципы и положения формирования, размещения и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности.

- государственная  поддержка программ, заказов и  контрактов;

- нормативные требования  к качеству продукции;

- ограничения и  запреты по выпуску определенных  видов продукции;

- выдача лицензий  на все виды материальной деятельности.

Методы косвенного государственного регулирования - это  такие методы, которые воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности..

К ним относятся:

- уровень налогообложения;

- регулирование цен;

- платежи на ресурсы,  ставки процента за кредит  и кредитные льготы;

- таможенное регулирование  экспорта и импорта, валютные  курсы и условия обмена валют.

В последние годы в нашей стране стала все более зависимой от государства политика цен. Вначале это касалось преимущественно потребительских цен на социально - значимые товары первой необходимости и услуги массового спроса. Сфера такого регулирования постепенно сужалась, но и сейчас его масштабы значительны. Права по регулированию цен на товары и услуги для населения все больше передаются от федеральных органов субъектам 
Федерации. Из продуктов питания более всего административному воздействию подвергались цены на хлеб, молоко и молочные продукты, муку, соки и фрукты, консервы для детского питания. Полностью регулировались тарифы пассажирского транспорта и связи, детских дошкольных учреждений, учреждений правового характера. С 1994-1995 гг. в целях активизации антиинфляционной политики были проведены меры по усилению государственного регулированию цен на товары производственного назначения, поставляемые естественными монополиями, в первую очередь на электроэнергию, энергоносители , а также тарифы на железнодорожные перевозки грузов. Были применены следующие методы: установление предельно допустимых размеров рентабельности в ценах товаров и услуг; введение предельных соотношений в допустимом росте цен на товары топливно - сырьевой группы и тарифы по отношению к среднему индексу цен производителей в промышленности; заключение соглашений о размера увеличения цен между поставщиками и потребителями структурообразующих видов продукции, определяющих устойчивость работы предприятий; ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий в пределах уровня инфляции в промышленности, усиление финансового, налогового воздействия на цены поставляемых ими на рынок товаров и услуг.1

Денежная политика. В России на первом этапе реформ этот подход носил ярко выраженный инфляционный характер - эмиссия денег была основным источником финансирования бюджетного дефицита и главным фактором раскручивания инфляционной спирали. Затем правительство наметило антиинфляционные меры и отказалось от инфляционных методов покрытия бюджетного дефицита , который стал финансироваться за счет кредитных, заемных средств ( внутренних и внешних займов, увеличения государственного долга) Это свидетельствовало о переходе к жесткому сдерживанию роста денежной массы в сочетании с ограничительной бюджетной и кредитной политикой.

Правительство и  Центральный банк России с 1995 г. осуществили  ряд мер по укреплению рубля и  ограничению долларизации экономики. Наиболее крупные из них:2

- введение и поддержание  валютного коридора, ограничивающего  рамки колебаний курса рубля при свободной купле - продаже иностранной валюты в биржевых сделках и банковских операциях, поощрение расчетов и вкладов в рублях путем установления более высокой доходности государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ);

- смягчение нехватки  денег при росте неплатежей, применением в расчетах налоговых освобождений, долговых обязательств и т. д. Система взаимозачетов в разных формах использовалась на всем протяжении реформы. В исполнении государственного бюджета она введена в начале 1996 г. и сыграла определенную роль в ослаблении кризиса неплатежей;

- проведение с  1 января 1998 г. деноминации рубля  и замены в течении трех  лет старых рублей новыми. Обмен  с формальных позиций денежной  реформой не является, так как  , по мнению Центрального банка  и правительства, представляет собой техническую операцию.

Финансовая политика . Финансовое оздоровление производства в исходной концепции реформ связывалось  с приватизацией и акционированием, а в качестве следующего шага - с  введением процедуры банкротств для убыточных предприятий. Однако приватизация только ухудшила финансовое состояние большей части предприятий из - за того, что она сопровождалась инфляцией , утратой собственных оборотных средств и роста задолженностей. Меры по стабилизации финансового положения осуществлялись правительством в основном путем ограничения инфляционного роста издержек производства, снижения процента за кредит, предоставления льгот по уплате налогов , расширения практики взаимозачетов, а также расчетов векселями и продажей долговых обязательств.. По большей части они носили стабилизационных характер и были направлены на устранение негативных последствий приватизации и либерализации экономики.

Бюджетная политика . В управлении экономикой России усилилась  роль федерального бюджета как основного финансового плана государства, регулирующего потоки денежных ресурсов и через них отраслевые и территориальные пропорции народного хозяйства. Замысел реформы состоял в том, чтобы создавать посредством жесткой бюджетной политики условия саморегулирования рыночных процессов. Новые функции бюджета заключаются в регулировании инвестиционных процессов и поддержке развития отдельных отраслей; использовании финансирования как основного рычага управления предприятиями и организациями, деятельность которых оплачивается за счет бюджетных средств; реализации предусмотренного новым законодательством минимума социальных гарантий населению, регулировании социально - экономического развития субъектов Федерации, роль которых в руководстве экономикой в условиях реформы существенно возросла.

Информация о работе Научные основы и методология государственного регулирования экономики