Научно-технический прогресс и инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня в условиях второго этапа научно-технического развития решающее значение в обеспечении конкурентоспособности играют инновации, развитие инновационной политики в системе экономической политики является одним из направлений развития государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
Глава 1 СУЩНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ЕГО ВИДЫ……………………………………………………………………………...6
Приоритетные направления научно-технического прогресса…….….8
1.2 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса…………………………………………………………………………..9
Глава 2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………...…..14
2.1 Классификация инноваций…………………………………………….14
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики…………………………………………...…16
Глава 3 ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………...…..21
Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь……..….21
Задачи совершенствования инновационной политики………………24
3.3 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы………………………………………………...….28
3.3.1 Основные итоги реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы……………………………………………………………………..…..29
3.3.2 Стратегия повышения конкурентоспособности белорусской экономики………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…..38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 807.00 Кб (Скачать)

 
        
3.3.1 Основные итоги реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы
 

        В настоящее время высокотехнологичные отрасли не обеспечивают достаточный вклад в рост ВВП в силу их неразвитости, несовершенства инновационных инфраструктуры и законодательства, недостаточных экономических механизмов реализации приоритетов научной, научно-технической и инновационной сфер деятельности, слабой системы привлечения иностранных инвестиций в новые наукоемкие производства.

        В объемах выпускаемой научно-технической продукции продолжает оставаться низкой доля, характеризуемая как высокотехнологичная, т. е. конкурентоспособная. В общем объеме экспорта белорусских товаров доля высокотехнологичных товаров в последние годы составляет около 2%. Следует также отметить, что в структуре создаваемых новых технологий (передовых производственных по терминологии Белстата) продолжают превалировать традиционные — 65–70%, новые технологии составляют 15–20% и лишь 5–10% — принципиально новые, т. е. конкурентоспособные за рубежом. Это свидетельствует о том, что разрабатываемые в стране технологии и научно-техническая продукция в основном ориентированы на внутренний спрос.

        В стране отсутствует цельное инновационное законодательство, которое бы способствовало коммерциализации имеющихся передовых отечественных технологий, а также активного, выгодного для зарубежных и отечественных хозяйствующих субъектов привлечения в экономику страны технологий мирового уровня и инвестиций из других стран.

        Завершается реализация Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы (ГПИР). Полномасштабная, не имеющая аналогов в прошлом, программа инновационного развития страны охватила практически все отрасли народного хозяйства  и стала фактически грандиозным народнохозяйственным планом развития Беларуси.

        Работы выполнялись по 51 мероприятию, из которых полностью завершены 23. В течение 2008 г. введены в эксплуатацию 242 объекта, из них 41 предприятие и важнейшее производство, 87 новых производств, а также модернизировано 114 производств на действующих предприятиях, создано свыше 4000 новых рабочих мест.

        Это позволило к 2009 г. выполнить и перевыполнить основные макроэкономические целевые показатели в целом по стране. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,0% при плане 15,0%, доля сертифицированной продукции — 70,3% при плане 69%, создано свыше 1700 сертифицированных систем менеджмента качества при плане 1300. Объем внешней торговли высокотехнологичными товарами в 2008 г. возрос по сравнению с 2007 г. на 109,1 млн долларов США (на 12,1%).

        Данные по Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы приведены в Приложении A

       В связи с растущей глобализацией и вхождением Беларуси в мировое экономическое пространство главной стратегической целью инновационного развития должно стать достижение высокой конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках.

        В соответствии с планом реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы предусмотрено выполнение 944 проектов, из них:

создание  новых предприятий и важнейших  производств (I уровень) – 187;

создание  новых производств на действующих предприятиях, имеющих стратегическое значение для развития отрасли (II уровень) – 321;

модернизация  действующих производств на основе внедрения передовых (новых и  высоких) технологий (III уровень) – 436.

В 2009 году выполняется 650 проектов:

I уровень  – 138

II уровень  – 238 

III уровень  – 274       

        Информация о ходе реализации проектов Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 приведены в Приложении B 

        3.3.2 Стратегия повышения конкурентоспособности белорусской экономики 

        Ключевыми приоритетами стратегии являются: модернизация производственного потенциала и структурная перестройка экономики на основе ускорения инвестиционных и инновационных процессов; изменение экономических отношений в направлении ускорения развития рыночных институтов и мотивационных механизмов, дальнейшего повышения качества человеческого капитала как одного из основных конкурентных преимуществ Республики Беларусь.

       На первоначальном этапе ставится задача реализации мер по неотложной модернизации важнейших экономических отношений (организационно-экономических механизмов и экономических институтов):

  • трансформация системы государственного управления с целью постепенного выведения государства из хозяйственных отношений предприятий;
  • переход от преимущественно административных методов управления к экономическим, сокращение административных процедур и административных барьеров для бизнеса;
  • формирование эффективной системы трансфера технологий;
  • создание:
  • государственной инвестиционной корпорации;
  • республиканского Центра прогнозирования и экспертизы проектов государственных программ;
  • республиканского Центра инновационной информации и постоянно действующей выставки достижений в научной, научно-технической и инновационной сферах деятельности;
  • венчурных фондов;
  • крупных национальных (или вхождение в зарубежные) интегрированных структур (холдингов, ТНК, концернов и т. д.).

        На последующем этапе предполагается ускоренное наращивание конкурентоспособности экономики на основе ее модернизации, ставится задача значительного увеличения размеров и качества инвестиционных и инновационных процессов, кардинального повышения эффективности производства и всех составляющих конкурентоспособности и страновой конкурентоспособности в целом.

        Основные задачи стратегии повышения конкурентоспособности экономики и улучшения инвестиционного климата в стране:

  • ускорение процесса разгосударствления, направленного на привлечение зарубежных и частных внутренних инвесторов;
  • развитие фондовых рынков, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение финансовых ресурсов между отраслями экономики;
  • выявление для условий Беларуси направлений инновационного развития, соответствующих стратегии опережения конкурентов;
  • приоритетная поддержка науки и инновационной сферы, инновационного предпринимательства, защита прав интеллектуальной собственности;
  • формирование научной системы (исследования и разработки в научных учреждениях, вузах и производственных предприятиях) и инновационного потенциала страны, адекватных требованиям развития межстранового обмена технологиями, продукцией и услугами;
  • усиление мотивации высших менеджеров и рядовых работников предприятий на основе создания реальных стимулов не только для решения текущих проблем организаций, но и формирования заинтересованности в росте рыночной стоимости компании;
  • развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве, либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • переориентация международного научно-технического сотрудничества на эффективный трансфер за рубеж белорусских технологий и привлечение иностранных инвестиций.

        Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы обеспечит единый, согласованный подход к разработке ГПИР республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, иных государственных организаций подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома, образовательных организаций и других заинтересованных, а функции координатора ГПИР возлагаются на Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.

        В проекте концепции содержатся ориентиры, цели и задачи, а также основные макроэкономические показатели инновационного развития, намечаемые к их достижению. Конкретные мероприятия и целевые показатели по отраслям и отдельным предприятиям будут включены в саму ГПИР и план мероприятий по реализации ГПИР на 2011–2015 годы и на перспективу.

        Реализация основных мероприятий, намечаемых в концепции и разработанной на этой основе ГПИР позволит создать условия для поддержания устойчивого социально-экономического развития страны в перспективе, обеспечить доступ к ресурсам и рынкам сбыта на основе реализации потенциальных конкурентных преимуществ белорусской экономики, перехода от экстенсивной к преимущественно интенсивной модели экономического развития.

       Меры инновационного развития позволят достичь к 2015 г. в целом по стране:

  • роста экспорта высокотехнологичных товаров и услуг в 2,5–3,0 раза;
  • увеличения финансовых затрат за счет всех источников на научную, научно-техническую и инновационную деятельность не менее чем до 2,0% от ВВП и расходов на развитие материально-технической базы  науки до 10,0% от всех затрат на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;
  • доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности — 20%;
  • доли сертифицированной продукции — 80%. 
                                                
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Успешность  инновационных процессов или  инновационной деятельности зависит  от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):

     - уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);

     - состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;

     - наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;

     - уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;

     - наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;

     - степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

     - системой подготовки кадров-инноваторов;

     - финансовым обеспечением (объемами, источниками). Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяются в процессе инновационной деятельности, которые в свою очередь оцениваются в мировой практике:

     - долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции;

     - развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий);

     - внешнеторговым обменом продукцией высокой и средне-высокой наукоемкости (долей в экспорте);

     - участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукцию.

     В настоящей работе рассмотрены вопросы научно-технического прогресса как основы развития современного общества, приоритетные направления развития и основные показатели его оценки.

     Принципиальная  особенность стратегии научно-технического развития выделение приоритетных направлений НТП: электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, применение систем автоматизированного проектирования (САПР), развитие энергетики, применение принципиально новых материалов, создание промышленных технологий их производства и обработки.

     Национальная  экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортного плеча», обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции.

     По  сей день не решены многие вопросы, которые связаны с обеспечением инвестиционной привлекательности  хозяйственного механизма для иностранных  партнеров. Вместе с тем создание для зарубежных инвесторов привычных  организационных форм бизнеса позволило бы Беларуси на цивилизованных условиях принять те виды производства, которые под влиянием высокой стоимости рабочей силы сегодня активно выводятся из Западной Европы.

Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика