Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня в условиях второго этапа научно-технического развития решающее значение в обеспечении конкурентоспособности играют инновации, развитие инновационной политики в системе экономической политики является одним из направлений развития государства
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
Глава 1 СУЩНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ЕГО ВИДЫ……………………………………………………………………………...6
Приоритетные направления научно-технического прогресса…….….8
1.2 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса…………………………………………………………………………..9
Глава 2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………...…..14
2.1 Классификация инноваций…………………………………………….14
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики…………………………………………...…16
Глава 3 ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………...…..21
Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь……..….21
Задачи совершенствования инновационной политики………………24
3.3 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы………………………………………………...….28
3.3.1 Основные итоги реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы……………………………………………………………………..…..29
3.3.2 Стратегия повышения конкурентоспособности белорусской экономики………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…..38
В государственном реестре за 10-летний период функционирования национальной патентной системы зарегистрировано 5500 изобретений, 960 патентов на полезные модели, 615 — на промышленные образцы, 75 — на сорта растений. Анализ изобретательной активности отечественных заявителей показывает, что наибольшее количество заявок поступает от государственных предприятий и организаций (36%), физических лиц (30%), вузов (20%), предпринимательских структур (10%).
По данным Министерства статистики и анализа, в 2004 г. Инновационно активными, т.е. осуществляющими технологические инновации в течение трех последних лет, определены 292 организации (в 2003 г. — 314), или около 13 % общего числа обследованных в промышленности Беларуси.
Общие затраты на технологические инновации в 2004 г. составили 1,8 трлн р. (в 2003 г. — 1,06 трлн р.), из них 56 % — текущие и 44 % — капитальные.
Главным источником финансирования инноваций были собственные средства предприятий (75 %), средства внебюджетных фондов (7,8 %), республиканского и местного бюджетов (4,9 %) [15, с. 95].
В 2004 г. были приобретены 864 новые технологии: оборудование (75 %), ноу-хау, соглашения на передачу технологий (1,3 %), результаты ИР (около 8 %); из них 378 — из-за пределов Беларуси.
В результате технологических инноваций изменения произошли в таких областях, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, сокращение энергетических и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.
В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 бизнес-центров, 4 научно-технологических парка, свыше 10 центров трансфера технологий и инновационных центров.
Технологический и технический уровень экономики Беларуси по своим качественным характеристикам существенно отстает от уровня высокоразвитых стран. Из общего числа применяемых в стране технологий 12,5 % были разработаны за рубежом, 38 % - в самой Беларуси, 49,5 % - в бывшем СССР.
Из анализа структуры технологической оснащенности отраслей экономики (табл. 3.1) следует, что преобладает использование традиционных технологий – 79 %, к новым относятся 15,8 % и к высоким – 5,2 %.
Таблица 3.1 – Структура технологической оснащенности отраслей экономики
Отрасль | Традиционные технологии | Новые технологии | Высокие технологии |
1 | 2 | 3 | 4 |
Промышленность | 87,3 | 10,4 | 2,3 |
Сельское и лесное хозяйство | 41,4 | 37,8 | 20,8 |
Строительство | 26,5 | 58,9 | 14,6 |
Транспорт | 59,0 | 34,0 | 7,0 |
Связь | 53,0 | 22,0 | 25,0 |
Сфера торговли и услуг | 75,8 | 24,2 | - |
Социальная сфера | 34,2 | 49,0 | 16,8 |
В среднем по экономике | 79,0 | 15,8 | 5,2 |
Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирования, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Беларуси она практически не применяется. Финансированием инновационного предпринимательства в стране занимаются только Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (кредитует отдельные инновационные проекты) и Белорусский инновационный фонд (кредитует инновационные проекты в области научных исследований и разработок).
Расходы республиканского бюджета на науку в целом и по направлениям имеют тенденцию к росту (табл. 3.2).
Таблица 3.2 – Фактическое выделение средств из республиканского бюджета на науку, млн. руб.[16, с. 59]
Показатель | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Расходы республиканского бюджета на науку | 185339 | 245263 | 300611 | 337480 |
в % к ВВП, в т. ч. | 0,37 | 0,38 | 0,38 | 0,35 |
Фундаментальные и прикладные научные исследования | 173907 | 229048 | 284382 | 319128 |
Международное сотрудничество | 5011 | 7187 | 9083 | 10536 |
в % от общих расходов | 2,7 | 2,9 | 3,0 | 3,1 |
Подготовка, повышение квалификации научных кадров | 3917 | 5642 | 7146 | 7816 |
Объем расходов увеличился в 2007 г. по сравнению
с 2004 г. на 152149 млн. руб. или на 82,1 % и растет
в среднем на 22,4 % в год.
Средства,
выделяемые на международное научно-
Наиболее существенными барьерами для инноваций на технологически развитых предприятиях являются (по убыванию значимости): отсутствие финансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-инноваторов, налоговая система, отсутствие доступа к новым технологиям и информации о них, узость рынка сбыта, высокие издержки внедрения новшеств.
Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в полной мере соответствует современным требованиям организации разработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных технологий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ.
С учетом задач совершенствования управления научной сферой, поставленных Декретом Президента Республики Беларусь от 05.03.2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», а также исходя из решений, выработанных на Витебском семинаре по инновационной деятельности в 2004 г., специалисты Национальной академии наук Беларуси, ГКНТ, других министерств, ведущих НИИ и вузов страны разработали «Концепцию развития науки в Республике Беларусь на период до 2015 г.» и «Перечень приоритетов научной деятельности и приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006—2010 гг.». Разработан Закон «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь».
В
целом современную нормативно-
Стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого она должна отвечать следующим требованиям:
-
быть адекватной мировым
-
опираться на
-
иметь развитый по основным
параметрам институт
Соответственно, стратегическими приоритетами НИС должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные сети, электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономик.
На
период до 2020 г. к национальным приоритетам
научно-технической и
-
ресурсосберегающие и
-
новые материалы и новые
-
информационные и
-технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
- промышленные биотехнологии;
-
экология и рациональное
- медицина и фармация.
Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.
В рамках данных документов основными задачами являются следующие:
-
создание организационных и
-
формирование и развитие
-
постоянное повышение научно-
-
адаптация научно-технического
-
совершенствование системы
- поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий;
-
укрепление научно-
-
расширение инновационной
Важнейшим
шагом в этом направлении (инновационное
развитие) явился Декрет Президента Республики
Беларусь «О Парке высоких технологий»
(22.09.2005 г. № 12), призванный не только развивать
белорусскую науку, но и разрабатывать
«программное обеспечение, информационно-
3.3 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы
Республика
Беларусь вступила на качественно новый
этап своего экономического развития
от экстенсивного роста в первой пятилетке
XXI в., когда использовался потенциал традиционных
отраслей IV технологического уклада, к
росту на основе инноваций производств
V–VI технологических укладов, что позволит
значительно повысить конкурентоспособность
традиционных отраслей. Создание новых
высокотехнологичных производств и интенсивное
технологическое обновление базовых секторов
экономики на основе технологий V–VI укладов
является важнейшим условием успеха инновационного
развития Республики Беларусь, ее глобальной
конкурентоспособности. В Послании к белорусскому
народу и Национальному собранию Республики
Беларусь 23 апреля 2009 г. Президент Республики
Беларусь А.Г. Лукашенко четко определил
стратегию конкурентоспособности страны
на современном этапе развития: «Следует
задействовать конкурентные преимущества
Беларуси, реализовать все без исключения
возможности для перехода к инновационной
и наукоемкой экономике. Наука и технология
на современном этапе предопределяют
модернизацию страны».
Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика