Научно-технический прогресс и инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня в условиях второго этапа научно-технического развития решающее значение в обеспечении конкурентоспособности играют инновации, развитие инновационной политики в системе экономической политики является одним из направлений развития государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
Глава 1 СУЩНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ЕГО ВИДЫ……………………………………………………………………………...6
Приоритетные направления научно-технического прогресса…….….8
1.2 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса…………………………………………………………………………..9
Глава 2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………...…..14
2.1 Классификация инноваций…………………………………………….14
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики…………………………………………...…16
Глава 3 ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………...…..21
Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь……..….21
Задачи совершенствования инновационной политики………………24
3.3 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы………………………………………………...….28
3.3.1 Основные итоги реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы……………………………………………………………………..…..29
3.3.2 Стратегия повышения конкурентоспособности белорусской экономики………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…..38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 807.00 Кб (Скачать)

     В государственном реестре за 10-летний период функционирования национальной патентной системы зарегистрировано 5500 изобретений, 960 патентов на полезные модели, 615 — на промышленные образцы, 75 — на сорта растений. Анализ изобретательной активности отечественных заявителей показывает, что наибольшее количество заявок поступает от государственных предприятий и организаций (36%), физических лиц (30%), вузов (20%), предпринимательских структур (10%).

     По  данным Министерства статистики и анализа, в 2004 г. Инновационно активными, т.е. осуществляющими технологические инновации в течение трех последних лет, определены 292 организации (в 2003 г. — 314), или около 13 % общего числа обследованных в промышленности Беларуси.

     Общие затраты на технологические инновации  в 2004 г. составили 1,8 трлн р. (в 2003 г. — 1,06 трлн р.), из них 56 % — текущие и 44 % — капитальные.

     Главным источником финансирования инноваций были собственные средства предприятий (75 %), средства внебюджетных фондов (7,8 %), республиканского и местного бюджетов (4,9 %) [15, с. 95].

     В 2004 г. были приобретены 864 новые технологии: оборудование (75 %), ноу-хау, соглашения на передачу технологий (1,3 %), результаты ИР (около 8 %); из них 378 — из-за пределов Беларуси.

     В результате технологических инноваций изменения произошли в таких областях, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, сокращение энергетических и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.

     В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 бизнес-центров, 4 научно-технологических парка, свыше 10 центров трансфера технологий и инновационных центров.

     Технологический и технический уровень экономики Беларуси по своим качественным характеристикам существенно отстает от уровня высокоразвитых стран. Из общего числа применяемых в стране технологий 12,5 % были разработаны за рубежом, 38 % - в самой Беларуси, 49,5 % - в бывшем СССР.

     Из  анализа структуры технологической оснащенности отраслей экономики (табл. 3.1) следует, что преобладает использование традиционных технологий – 79 %, к новым относятся 15,8 % и к высоким – 5,2 %.

     Таблица 3.1 – Структура технологической  оснащенности отраслей экономики

    Отрасль Традиционные  технологии Новые технологии Высокие технологии
    1 2 3 4
    Промышленность 87,3 10,4 2,3
    Сельское  и лесное хозяйство 41,4 37,8 20,8
    Строительство 26,5 58,9 14,6
    Транспорт 59,0 34,0 7,0
    Связь 53,0 22,0 25,0
    Сфера торговли и услуг 75,8 24,2 -
    Социальная  сфера 34,2 49,0 16,8
    В среднем  по экономике 79,0 15,8 5,2

         Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирования, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Беларуси она практически не применяется. Финансированием инновационного предпринимательства в стране занимаются только Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (кредитует отдельные инновационные проекты) и Белорусский инновационный фонд (кредитует инновационные проекты в области научных исследований и разработок).

     Расходы республиканского бюджета на науку  в целом и по направлениям имеют  тенденцию к росту (табл. 3.2).

         Таблица 3.2 – Фактическое выделение средств из республиканского бюджета на науку, млн. руб.[16, с. 59]

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Расходы республиканского бюджета на науку 185339 245263 300611 337480
в % к  ВВП, в т. ч. 0,37 0,38 0,38 0,35
Фундаментальные и прикладные научные исследования 173907 229048 284382 319128
Международное сотрудничество 5011 7187 9083 10536
в % от общих расходов 2,7 2,9 3,0 3,1
Подготовка, повышение квалификации научных кадров 3917 5642 7146 7816

         Объем расходов увеличился в 2007 г. по сравнению с 2004 г. на 152149 млн. руб. или на 82,1 % и растет в среднем на 22,4 % в год. 

    1.  Задачи совершенствования инновационной политики
 

     Средства, выделяемые на международное научно-техническое  развитие, составляют 3—4 % общего объема финансирования науки. Сегодня в  стране в сфере науки и технологий действуют более 30 международных договоров с правительствами государств ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия. С целью развития международного сотрудничества разрабатывается план мероприятий по интеграции Беларуси в Европейское исследовательское пространство и в «Болонский процесс» интеграции высшего и последипломного образования. Подводя итог анализу научно-инновационного потенциала и его составляющих, следует отметить, что позитивные процессы в инновационной сфере идут пока медленно, кризисные явления, возникшие в начале 90-х гг. XX в., не преодолены. В результате затраты на науку в расчете на одного исследователя в Беларуси в настоящее время в десятки раз меньше, чем во многих странах мира. Наукоемкость ВВП стабилизировалась на уровне ниже 1 % (критического для нормального развития значения). Быстро морально устаревает материальная база науки, темпы ее обновления не компенсируют этот процесс. Уровень макропараметров инновационной сферы низок по сравнению с высокоразвитыми странами. Из используемых в экономике республики технологий 80 % составляют преимущественно традиционные.

     Наиболее  существенными барьерами для  инноваций на технологически развитых предприятиях являются (по убыванию значимости): отсутствие финансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-инноваторов, налоговая система, отсутствие доступа к новым технологиям и информации о них, узость рынка сбыта, высокие издержки внедрения новшеств.

     Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в полной мере соответствует современным требованиям организации разработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных технологий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ.

     С учетом задач совершенствования  управления научной сферой, поставленных Декретом Президента Республики Беларусь от 05.03.2002 г. № 7 «О совершенствовании  государственного управления в сфере науки», а также исходя из решений, выработанных на Витебском семинаре по инновационной деятельности в 2004 г., специалисты Национальной академии наук Беларуси, ГКНТ, других министерств, ведущих НИИ и вузов страны разработали «Концепцию развития науки в Республике Беларусь на период до 2015 г.» и «Перечень приоритетов научной деятельности и приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006—2010 гг.». Разработан Закон «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь».

     В целом современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативных  актов, определяющих принципы, цели, направления  и механизмы инновационной политики государства. Ключевые положения этих документов предусматривают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной инновационной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.

     Стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого она должна отвечать следующим требованиям:

     - быть адекватной мировым тенденциям  развития науки и технологий;

     - опираться на институциональные  и правовые решения, поднимающие  на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы;

     - иметь развитый по основным  параметрам институт интеллектуальной  собственности, современные системы  менеджмента, маркетинга, коммерциализации  нововведений.

     Соответственно, стратегическими приоритетами НИС должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные сети, электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономик.

     На  период до 2020 г. к национальным приоритетам  научно-технической и инновационной  деятельности отнесены [15, с. 98]:

     - ресурсосберегающие и энергоэффективные  технологии производства конкурентоспособной  продукции;

     - новые материалы и новые источники  энергии;

     - информационные и телекоммуникационные  технологии;

     -технологии  производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

     - промышленные биотехнологии;

     - экология и рациональное природопользование;

     - медицина и фармация.

     Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.

     В рамках данных документов основными  задачами являются следующие:

     - создание организационных и экономических  механизмов для опережающего  развития приоритетных фундаментальных  исследований, важнейших прикладных  научно-исследовательских работ  и разработок, а также повышения  востребованности производством  отечественных и зарубежных инноваций;

     - формирование и развитие технологической  базы науки, опытных производств;

     - постоянное повышение научно-технического  уровня и новизны научных исследований  и разработок и обеспечение  их соответствия потребностям  реального сектора экономики и социальной сферы; дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

     - адаптация научно-технического комплекса  к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

     - совершенствование системы подготовки  научных и инженерных кадров;

     - поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий;

     - укрепление научно-исследовательского  сектора высшей школы;

     - расширение инновационной инфраструктуры  в регионах страны, развитие частного сектора в науке, венчурных фондов и предпринимательства, создание территориальных инновационных центров с целью не только технологического, но и социально-экономического развития территорий.

     Важнейшим шагом в этом направлении (инновационное  развитие) явился Декрет Президента Республики Беларусь «О Парке высоких технологий» (22.09.2005 г. № 12), призванный не только развивать белорусскую науку, но и разрабатывать «программное обеспечение, информационно-коммуникационные, иные новые и высокие технологии, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики». 

          3.3 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы

 
         Республика Беларусь вступила на качественно новый этап своего экономического развития от экстенсивного роста в первой пятилетке XXI в., когда использовался потенциал традиционных отраслей IV технологического уклада, к росту на основе инноваций производств V–VI технологических укладов, что позволит значительно повысить конкурентоспособность традиционных отраслей. Создание новых высокотехнологичных производств и интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики на основе технологий V–VI укладов является важнейшим условием успеха инновационного развития Республики Беларусь, ее глобальной конкурентоспособности. В Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 23 апреля 2009 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко четко определил стратегию конкурентоспособности страны на современном этапе развития: «Следует задействовать конкурентные преимущества Беларуси, реализовать все без исключения возможности для перехода к инновационной и наукоемкой экономике. Наука и технология на современном этапе предопределяют модернизацию страны».

Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика