Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 01:03, курсовая работа
Государственный бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов. Государственный бюджет – это финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………………..........3
1. Сущность бюджетной политики и бюджетного процесса………………...6-15
1.1 Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы………………………....….6
1.2 Понятия, цели и задачи бюджетной политики и ее роль в экономике………..9
1.3 Особенности бюджетной политики…………………………………...……..….15
2. Бюджетная политика на современном этапе………………...………...…16-33
2.1 Бюджетная политика РФ на 2010 – 2012 гг…………………………………….16
2.2 Расходные обязательства…………………………………………………….…..17
2.3 Основные направления бюджетной политики в период кризиса………….….25
3. Направления совершенствования бюджетной политики РФ………......34-42
3.1 Концепции реформирования бюджетной и налоговой политики…..………...35
3.2 Повышение эффективности расходов государственного бюджета…………..38
3.3 Совершенствование межбюджетных отношений……………………………...40
Заключение……………………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………………………………..45
Целесообразно также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита).
В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:
во-первых, в 2009 году в целях исчисления налога на прибыль организаций законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;
во-вторых, разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.
В целях создания условий для развития научно-технической и инновационной деятельности.
Актуальной остается проблема налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, и в первую очередь угля.
Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.
Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов.
В этой связи целесообразно реализовать следующий комплекс мер.
Первое. Законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами.
Второе. Оперативно принять поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием.
Третье. Законодательно закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.
Деятельность налоговых органов должна быть скорректирована с учетом экономической ситуации. Нужно исключить практику борьбы за формальные показатели собранных налогов, оптимизировать число выездных проверок, максимизировать результативность камерального изучения финансового состояния налогоплательщиков.
Необходимо совершенствовать процедуры администрирования, ведения и представления действительно востребованной налоговой отчетности, устраняя дублирующие друг друга показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур, форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных средств, потери рабочего времени сотрудников налоговых органов Российской Федерации и граждан, не несут какой-либо значимой информации.
В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций.
Прибыль компаний не должна рассматриваться как бесплатный ресурс для инвестиций. При ее распределении приоритет должен быть отдан не поощрительным выплатам руководству компаний, а выплатам дивидендов акционерам. Данная мера направлена прежде всего на сохранение инвестиционной привлекательности компаний и их капитализацию. Особое внимание в этой сфере должно быть уделено компаниям, осуществившим в последние годы открытые размещения акций на фондовом рынке.
Необходимы также решения и активная работа по следующим направлениям:
инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам (прежде всего по налогу на имущество физических лиц), расширение налоговой автономии региональных и местных властей;
скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости;
увеличение доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов;
повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения;
оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы.
3.2 Повышение эффективности расходов государственного бюджета.
Бюджетная политика в области государственных расходов в среднесрочной перспективе будет реализовываться исходя из формирования эффективной системы бюджетных расходов, ориентированной на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального использования бюджетных средств, а также исходя из объема ресурсов, определенных в рамках прогноза доходов предполагаемого объема профицита бюджета. Объем непроцентных расходов федерального правительства в среднесрочной перспективе необходимо поддерживать на уровне около 11-11,5% ВВП.
Финансирование расходов прежде всего будет определяться их эффективностью, а также необходимостью выполнения государством своих функций.
Бюджетная политика в области государственных расходов в среднесрочной перспективе будет ориентирована на комплексное повышение качества жизни, социальных стандартов, конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке. Реформирование бюджетных расходов предполагает формирование четкой системы критериев эффективности бюджетных расходов, дифференцированных по отраслям экономики и отражающих результативность использования бюджетополучателями выделяемых им государственных ресурсов.
В условиях концентрации ресурсов на решении ключевых задач развития экономики важно определить приоритеты расходования бюджетных средств.
Расходы государственного бюджета будут прежде всего обеспечивать проведение структурных реформ по следующим направлениям:
а) социальные расходы (текущие и капитального характера), доля которых в реальном выражении будет ежегодно возрастать.
Необходимо обеспечить доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего, образования и здравоохранения.
б) расходы на содержание судебной системы.
Необходимо увеличить численность судей, их обеспеченность, а также улучшить материально-техническую базу.
в) расходы на национальную оборону.
Финансовые аспекты проведения военной реформы будут отражать, в первую очередь, приоритетное финансирование расходов на оборонные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
Низкоэффективные расходы государственного бюджета должны быть сведены к минимуму. Сократятся прямые и косвенные субсидии, дотации и другие методы поддержки государственным бюджетом отдельных отраслей экономики или секторов.
Необходимо продолжить работу по изысканию источников оптимизации бюджетных средств, прежде всего за счет сокращения избыточных, в большинстве случае нефинансируемых обязательств, а также оптимизации расходов на государственное управление, которое может быть достигнуто в результате реформирования и совершенствования правового обеспечения государственной службы. Проведение данных мероприятий позволит повысить эффективность работы органов исполнительной власти, усовершенствовать их структуру, условия функционирования и оптимизировать численность государственных служащих.
Нужно отказаться от кредитования и предоставления гарантий деятельности предприятий из государственного бюджета и передать эти функции специализированным агентствам и банкам с государственным участием.
Сокращение объемов прямого кредитования из федерального бюджета сменится формированием системы поддержки реального сектора экономики через банки с государственным участием и специализированные агентства, а также переходом к субсидированию процентных ставок по кредитам, привлекаемым предприятиями и организациями в коммерческих банках.
Для активизации процессов прямого инвестирования необходимо создать гарантийные и страховые механизмы, предусматривающие варианты гарантирования и страхования экспорта и импорта по схеме совместных гарантий государства, государственных страховых агентств, коммерческих гарантийных, страховых финансовых институтов, обеспечивающих эффективную окупаемость проектов. Основная задача такой схемы совместных гарантий - минимизация и в последствии полное исключение нагрузки на федеральный бюджет. Для этих целей может быть создано агентство для рефинансирования экспорта.
3.3 Совершенствование межбюджетных отношений.
Основными целями реформирования межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе являются:
1) Создание долгосрочных институциональных стимулов для региональных и местных органов власти и управления проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную среду, благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат.
2) Управление общественными финансами, при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий, прозрачности и подотчетности налогово-бюджетной политики.
3) Обеспечение равного доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.
4) Достижение общественного согласия по вопросам распределения между уровнями бюджетной системы и регионами финансовых ресурсов, создание условий для эффективного выполнения региональными и местными властями своих полномочий в рамках гражданского общества.
Для достижения этих целей должны быть созданы правовые и финансово-экономические механизмы, повышающие ответственность региональных и местных властей за результаты проводимой ими политики, в том числе - обеспечивающие единое экономическое пространство, формирование условий равной конкуренции между регионами за экономическую активность и инвестиции.
Для реализации этой стратегии необходимо реализовать следующие первоочередные мероприятия:
1) В области бюджетных доходов:
- обеспечить формирование собственных доходов региональных и местных бюджетов за счет закрепленных на долгосрочной основе в Налоговом и Бюджетном кодексах доходных источников и налоговых полномочий.
- повысить централизацию налоговых поступлений и полномочий по налогам с мобильной и неравномерно размещенной налогооблагаемой базой с одновременным увеличением размеров финансовой помощи субъектам Российской Федерации;
- повысить эффективность взаимодействия (на основе агентских соглашений) между региональными и местными властями и территориальными органами МНС России в части формирования и исполнения планов по сбору налогов в региональные и местные бюджеты.
2) В области бюджетных расходов:
- ввести в бюджетное законодательство понятие "расходные полномочия", включающее права и обязанности органов власти и управления по нормативно-правовому регулированию, обеспечению финансовыми средствами и финансированию функциональных видов бюджетных расходов;
- законодательно закрепить четкое и стабильное разграничение расходных полномочий по всем их составляющим между уровнями бюджетной системы;
- ликвидировать нефинансируемые федеральные и региональные "мандаты";
- закрепить за федеральными органами власти обязательства по обеспечению финансовыми средствами (предоставлению целевой финансовой помощи) расходов на социальную защиту населения;
- передать на региональный уровень основные расходные полномочия по начальному и среднему специальному профессиональному образованию с оказанием субъектам Федерации финансовой помощи на их реализацию.
3) В области бюджетного выравнивания:
- перейти к стабильной, объективной и прозрачной методологии выравнивания бюджетной обеспеченности, позволяющей субъектам Федерации и муниципальным образованиям самостоятельно рассчитывать на среднесрочную перспективу объем финансовой помощи из вышестоящих бюджетов;
- увеличить объем и усовершенствовать методику распределения средств Фонда компенсаций в целях более эффективного выполнения региональными и местными органами власти и управления возложенных на них федеральным законодательством обязательств по социальной защите населения;
- создать механизм долевого софинансирования социально-значимых расходов за счет субсидий из федерального бюджета
- создать механизм поддержки за счет субвенций и субсидий из Фонда регионального развития инвестиций в общественную инфраструктуру регионов;
- упорядочить критерии распределения и механизм перечисления и использования субвенций на развитие дорожного хозяйства.
Заключение.
Бюджетная политика – это система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов бюджета деятельность органов власти различных уровней по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области организации и использования бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов и форм его организации. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего года.
Информация о работе Направления совершенствования бюджетной политики РФ