Направления совершенствования бюджетной политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов. Государственный бюджет – это финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..........3
1. Сущность бюджетной политики и бюджетного процесса………………...6-15
1.1 Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы………………………....….6
1.2 Понятия, цели и задачи бюджетной политики и ее роль в экономике………..9
1.3 Особенности бюджетной политики…………………………………...……..….15
2. Бюджетная политика на современном этапе………………...………...…16-33
2.1 Бюджетная политика РФ на 2010 – 2012 гг…………………………………….16
2.2 Расходные обязательства…………………………………………………….…..17
2.3 Основные направления бюджетной политики в период кризиса………….….25
3. Направления совершенствования бюджетной политики РФ………......34-42
3.1 Концепции реформирования бюджетной и налоговой политики…..………...35
3.2 Повышение эффективности расходов государственного бюджета…………..38
3.3 Совершенствование межбюджетных отношений……………………………...40

Заключение……………………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 507.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..........3

 

1.  Сущность бюджетной политики и бюджетного процесса………………...6-15

1.1  Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы………………………....….6

1.2  Понятия, цели  и задачи бюджетной политики и ее роль в экономике………..9

1.3  Особенности бюджетной политики…………………………………...……..….15

 

2.  Бюджетная политика на современном этапе………………...………...…16-33

2.1  Бюджетная политика РФ на 2010 – 2012 гг…………………………………….16

2.2  Расходные обязательства…………………………………………………….…..17

2.3  Основные направления бюджетной политики в период кризиса………….….25

 

3.  Направления совершенствования бюджетной политики РФ………......34-42

3.1  Концепции реформирования бюджетной и налоговой политики…..………...35

3.2  Повышение эффективности расходов государственного бюджета…………..38

3.3  Совершенствование межбюджетных отношений……………………………...40

          

Заключение……………………………………………………………………………43

Список использованной литературы………………………………………………..45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.

Представляется, что анализ тематики Бюджетная политика государства достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики Бюджетная политика государства, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики Бюджетная политика государства.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы Бюджетная политика государства состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.

С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так и практическую значимость.

Определенная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы Бюджетная политика государства определяют научную новизну данной работы.

При проведении исследования Бюджетная политика государства были использованы следующие методы исследования:

                  анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

                  обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).

                  моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Будущие исследования Бюджетная политика государства также актуальны в целях постоянного и обоснованного решения проблемы данной работы.

Результаты могут быть использованы для будущих исследований Бюджетная политика государства.

Объект работы  - система реализации Бюджетная политика государства. Предмет исследования – частные вопросы деятельности системы Бюджетная политика государства.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетной политики государства, на примере РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

      определить понятие бюджета;

      рассмотреть принципы бюджетной системы;

      рассмотреть понятие, цели и задачи бюджетной политики и ее роль в экономике;

      рассмотреть особенности бюджетной политики;

      проанализировать бюджетную политику РФ на современном этапе;

      рассмотреть расходные обязательства РФ;

      выделить основные направления бюджетной политики в период кризиса;

      рассмотреть бюджетную политику РФ и ее совершенствования.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема и поставлена гипотеза.

В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы Бюджетная политика государства. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность Бюджетная политика государства.

Глава вторая имеет аналитический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния.

В главе третьей, практической, рассмотрены те же понятия, на практической основе Бюджетная политика государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.

 

1.1   Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы.

 

          Государственный бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов. Государственный бюджет – это финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

В определении отражены три существенных признака бюджета:

1.   Централизованный фонд государства и различных государственных     структур.

2.      Как экономическая категория - совокупность экономических отношений.

3.      Финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.

1) Бюджет – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является

государство (в лице соответствующих органов власти) и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.

2) Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

3) Бюджет представляет собой финансовый план государства. Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.

Отмеченные признаки характеризуют бюджет главным образом с точки зрения его экономического содержания.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов.

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

                  первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

                  второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

                  третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

 

 

1.2   Понятие, цели и задачи бюджетной политики и ее роль в экономике.

 

Политика (от др. греч.) означает искусство управления государством. В широком смысле политика — это концепция специальной деятельности по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других, в узком смысле — совокупность мероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей. Второе определение по существу не отличается от смыслового содержания термина «менеджмент», а поэтому представляется нам неправомерным в научном обороте. В дальнейшем под государственной деятельностью в данном смысле будем понимать государственный менеджмент, или государственное управление, задачей которого является реализация государственной политики.

Любая политика — это отношения минимум двух субъектов по поводу защиты и реализации собственного интереса относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, сенсорных и других жизненных ценностей). Соответственно политика может быть классифицирована:

                  по типу объекта (социальная, экономическая);

                  по виду субъекта (частная, коллективная, государственная).

Политика государства — это концепция отношений по поводу и реализации государственных интересов, устройства, систем общественного правопорядка. Политика государства рыночной экономики — это совокупность экономических, политических, военных и правовых мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в целях, прежде всего, сохранения и развития существующего государственного устройства, государственного аппарата, частной собственности и имущих категорий населения

Поскольку государство само не производят каких-либо ценностей, то его существование возможно исключительно за счет отчуждения средств производителей и других имущих экономических субъектов. Главное звено социально-экономической политики образует финансовая политика, охватывающая отношения по поводу денежной системы страны, страхования, цен, доходов и расходов государства. В составе финансовой политики государства выделяют бюджетную политику, которая обеспечивает изъятие и целенаправленное использование денежных средств.

Информация о работе Направления совершенствования бюджетной политики РФ