Направления совершенствования бюджетной политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов. Государственный бюджет – это финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..........3
1. Сущность бюджетной политики и бюджетного процесса………………...6-15
1.1 Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы………………………....….6
1.2 Понятия, цели и задачи бюджетной политики и ее роль в экономике………..9
1.3 Особенности бюджетной политики…………………………………...……..….15
2. Бюджетная политика на современном этапе………………...………...…16-33
2.1 Бюджетная политика РФ на 2010 – 2012 гг…………………………………….16
2.2 Расходные обязательства…………………………………………………….…..17
2.3 Основные направления бюджетной политики в период кризиса………….….25
3. Направления совершенствования бюджетной политики РФ………......34-42
3.1 Концепции реформирования бюджетной и налоговой политики…..………...35
3.2 Повышение эффективности расходов государственного бюджета…………..38
3.3 Совершенствование межбюджетных отношений……………………………...40

Заключение……………………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 507.50 Кб (Скачать)

Составными частями бюджетной политики являются:

                  фискальная, или налоговая, политика;

                  инвестиционная политика.

В фискальной, или налоговой, политике сталкиваются интересы госаппарата, предпринимателей и наемных работников, что предполагает выбор того или иного фискального курса, принципов налоговой политики. Среди последних наибольшую известность получили:

                  максимальное обложение получаемых и имеющихся жизненных ценностей субъектов;

                  обложение согласно платежеспособности экономических субъектов;

                  обложение согласно взаимовыгодности плательщиков и государства;

                  принцип пожертвования со стороны экономических субъектов.

Инвестиционная политика охватывает большой комплекс проблем, среди которых основными являются:

                  соотношение реализации запросов потребителей и производителей;

                  соотношение интересов различных субъектов-потребителей;

                  обеспечение прожиточного минимума гражданам страны.

Таково общее содержание бюджетной политики. Значение ее огромно, ибо ею определяется экономическая, финансовая основа функционирования государства и жизнедеятельности всего общества.

Пути развития и решения проблем бюджетной политики находят выражение в ежегодном бюджетном послании Президента РФ. Вся сложность заключается в их последовательной реализации.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальные гарантии осуществляется за счет средств [1]федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

(   Д.Медведев направил В.Путину Бюджетное послание на 2010-2012гг.

25 май 2009, 23:29

         Президент России Дмитрий Медведев направил председателю правительства Российской Федерации Владимиру Путину Бюджетное послание президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012гг., подготовленное в соответствии со ст.170 Бюджетного кодекса РФ. Как сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу главы государства, правительству РФ на основании п.2 ст.172 Бюджетного кодекса РФ надлежит принять Бюджетное послание президента РФ за основу при подготовке проекта федерального бюджета на 2010г. и на плановый период 2011г. и 2012г. )1

 

1.3   Особенности бюджетной политики.

 

За последние три десятилетия в западных странах произошли существенные структурные сдвиги  в расходной части государственного бюджета

- увеличился удельный вес инвестиций в «человеческий капитал», направленный на рост благосостояния – здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение и т.д.;

- замедлились темпы в известной мере сократились расходы на оборону, управление;

- в большинстве стран  возрос удельный вес затрат центрального бюджета в валовом внутреннем продукте.

 

Важной особенностью является то, что со второй половины  ХХв. наряду с традиционным  финансированием потребностей  национальной экономики правительства западных стран начали использовать государственный бюджет  для «обеспечения» устойчивости экономического роста.

В частности, за счет воздействия на уровень государственных расходов и систему налогообложения осуществляется регулирование величины потребительских и инвестиционных  расходов, оказывается влияние на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры .

Различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику.

Экспансивная бюджетная политика основывается на увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет преодолевать  экономические кризисы  и ускорять  экономический рост.

Рестриктивная – напротив, предполагает уменьшение расходов  и повышение налогов, что позволяет ослабить инфляцию  и нормализовать хозяйственную конъюнктуру.

Два названных механизма финансовой политики могут не дать эффекта без увязки их  с денежно – кредитными механизмами.

Если экспансивная бюджетная политика  не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, это углубляет инфляционные тенденции.

В свою очередь, если рестриктивная  бюджетная политика сочетается  с жесткими кредитно-денежными мерами, это может вызвать экономический кризис.

Как правило, бюджетные дефициты – результат несбалансированности государственных финансов, нарушений в сфере денежного обращения.

Существует два важнейших способа,  с помощью которых федеральное правительство может финансировать  бюджетный дефицит:

1)                  заимствования

2)                  создание денег

Важнейшим средством покрытия бюджетного дефицита  традиционно выступает государственный кредит, при котором государство выполняет роль заемщика финансовых ресурсов. Основной формой такого заимствования выступают государственный займы, при размещении которых государство привлекает временно свободные денежные средства населения , страховых и промышленных компаний .

Современная бюджетная политика  ориентируется не только на манипулирование денежными выбросами,  но и на налоговую политику, которая играет важную роль и без которой ни расширительные, ни ограничительные процессы  оказываются недостаточными.

Исследования показали, что динамика бюджета, как и производства , имеет циклические колебания .

Во время спада производства для него характерного отрицательное сальдо, т.е. при приравнивании доходов и расходов он сводится с дефицитом

В период роста (бума) бюджет имеет положительное  сальдо. Существенное превышение доходов над расходами является следствием значительных налоговых поступлений, который, с одной стороны, пополняют казну, а с другой – способствуют уменьшению «перегрева» экономики.

Эта новая для современных условий контртенденция, связанная с положительным сальдо государственного бюджета, наиболее заметно начала проявляться  в последние десятилетия. Она получила название профицита государственного бюджета .

 

 

 

 

 

2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

 

2.1      Бюджетная политика РФ  на  2010 - 2012 гг.

 

Бюджетная политика должна быть ориентирована на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Для этого необходимо обеспечить исполнение социальных обязательств и придать им более адресный характер, снизить бюджетный дефицит, перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств. Следует определить оптимальные формы поддержки экономики и финансовой системы, повысить качество публичных услуг для граждан. Механизм госзакупок должен быть усовершенствован. Необходимо определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки, повысить ответственность за расходование средств на каждом уровне власти. Планируется создать "безбарьерную" среду для инвалидов. Требуется сформировать новую структуру пенсионной системы, основу которой должны составить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

С 2010 г. необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения (до 60 млн. руб. в год). Планируется создать условия для введения местного налога на недвижимость, повысить ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию, а также оптимизировать систему налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов. Кроме того, предлагаются меры по противодействию схемам уклонения от уплаты налогов.

Установлены основные приоритеты бюджетных расходов. Так, будет повышаться доступность жилья, медицинских и образовательных услуг. В 2010 г. средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8 тыс. руб. Бюджетные ассигнования будут направляться на профессиональную подготовку и переподготовку безработных. Планируется финансирование мероприятий по формированию нового облика Вооруженных Сил РФ, в частности, оснащения армии современными видами вооружений и военной техники.

 

 

2.2      Расходные обязательства.

 

Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что  может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010–2012 годах по сравнению с 2009 годом.

Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно  услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.

В связи с этим необходимо ввести среднесрочные «потолки» бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем чтобы отвечающие за них министерства были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств.

При этом  следует применять единые, прозрачные принципы,  учитывающие как приоритеты государственной политики, так и полномочия ведомств по оптимизации расходов в рамках действующего законодательства.

Информация о работе Направления совершенствования бюджетной политики РФ