Налоговое бремя организации: сущность и методы расчета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:45, реферат

Описание работы

Одной из важных в практике налогового планирования является проблема расчета налогового бремени, подходы к которой претерпевают изменения на различных исторических стадиях развития экономики России.
В современной отечественной экономической литературе по-разному подходят к определению налогового бремени.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 45.97 Кб (Скачать)

В то же время не следует забывать о довлеющем влиянии обязательных платежей на финансовое положение налогоплательщиков. В данном случае налоговое бремя  выступает не объектом воздействия, а наоборот - воздействующим объектом, при этом не исключается их параллельное существование. Учитывая противоположность  направлений воздействующего эффекта, можно сделать вывод о том, что налоговое бремя характеризуется  наличием как прямых, так и обратных связей.

С признанием налогового бремени объектом субъективных налоговых прав связана в том числе возможность правовой оценки поведения фискально-обязанных лиц на предмет ее правомерности или противоправности. Поскольку налоговое бремя выражает собой формально-юридическое обязывание, постольку субъектом оценки подлежит решению вопрос о том, была ли исполнена соответствующая обязанность. Представляется, что именно поэтому в финансово-правовой науке нередки предложения использовать налоговую нагрузку в качестве критерия разграничения легальной и противозаконной деятельности по ее уменьшению. И действительно, с точки зрения механизма правового регулирования, бремя налогоплательщика формируется в результате приложения объективного обязывания к конкретным правоотношениям. В основании же возникновения обязанностей уплаты налогов и сборов, а значит, и налогового бремени лежит сложный юридический состав, образуемый законодательными предписаниями и вытекающими из них конкретными правомерными действиями налогоплательщика, в том числе по реализации субъективных прав.

Таким образом, налоговое бремя  может выступать критерием правовой оценки деяний налогоплательщика, осуществляемой посредством сравнения состава  и размера фактически исполненных обязанностей с составом и размером обязанностей, вменяемых налогоплательщику действующим законодательством с учетом конкретных обстоятельств деятельности налогоплательщика, имеющих налоговые последствия.

Совокупность вышеизложенных признаков  правового характера позволяет  с полной уверенностью говорить не только об уже известном экономическом  значении налогового бремени, но и его  самостоятельном юридическом значении. Кроме того, проведенный теоретико-правовой анализ позволяет представить расширенное  определение налогового бремени  как правовой категории. Так, под налоговым бременем следует понимать совокупность исчисленных в денежном выражении налогов, сборов и иных обладающих признаками налога или сбора платежей, обязанность уплаты которых возложена действующим законодательством на налогоплательщика в связи с совершением им конкретных финансово-хозяйственных операций и (или) иных юридически значимых действий, в своем единстве и взаимосвязи определяющих общую сумму денежных средств, подлежащих безусловному, безвозмездному и безвозвратному изъятию в бюджет в течение налогового периода.

 

 

 

 

 

 

Методы расчета налогового бремени.

Разработанные в настоящее время  методики определения налоговой  нагрузки на хозяйствующие субъекты различаются по двум направлениям: по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

 
Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы.

 
 
Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры  налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует  только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

 
Методика 2. Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

- сумма уплаченных налогов и  платежей во внебюджетные фонды  увеличивается на сумму недоимки  по налоговым платежам. Иными  словами, налоговая нагрузка определяется  не уплаченными организацией  налогами, а суммой налогов, которая  должна быть уплачена, то есть  суммой начисленных платежей;

- в сумму налогов не включается  налог на доходы физических  лиц, поскольку он уплачивается  работниками организации, а сама  организация только перечисляет  платежи;

- сумма косвенных налогов, подлежащих  перечислению в бюджет, включается  в состав налоговых платежей  при расчете, поскольку они  оказывают существенное влияние  на финансовую устойчивость организации;

- сумма налогов соотносится  с вновь созданной организацией  стоимостью продукции, которая  определяется как разность добавленной  стоимости и амортизации.

 
В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН - абсолютная налоговая нагрузка; НП - налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП - уплаченные платежи  во внебюджетные фонды; НД - недоимка по платежам.

 
Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени, для определения уровня налоговой нагрузки возможно использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

 
Вновь созданная стоимость продукции  организации может быть определена по формулам:

ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР

или

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС - вновь созданная стоимость; В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ - материальные затраты; А - амортизация; ВД - внереализационные доходы; ВР - внереализационные расходы (без  налоговых платежей); ОТ - оплата труда; НП - налоговые платежи; ВП - платежи  во внебюджетные фонды; П - прибыль организации.

 
Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

 
По этой методике:

- на величину вновь созданной  стоимости не влияют уплачиваемые  налоги;

- в расчет включаются все  налоговые платежи, уплачиваемые  непосредственно организацией;

- отраслевая принадлежность и  масштабы самого субъекта хозяйственной  деятельности на объективность  расчета влияния не оказывают.

 
Однако эта методика не позволяет  прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

 
Методика 3. Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.

 
По этой методике показатель налоговой  нагрузки определяется как отношение  всех налогов к сумме источника  средств для их уплаты:

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%,

где Сумма (НП + ВП) - сумма начисленных  налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС - сумма  источника средств для уплаты налогов.

 
В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

 
Эта методика предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов  в соотношении с соответствующим  источником уплаты. Общим показателем  для всех налогов является добавленная  стоимость, которая исчисляется  по формулам:

ДС = В - МЗ

или

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

где ДС - добавленная стоимость.

 
Данная методика в отличие от предыдущей не предполагает исключения из добавленной стоимости амортизационных отчислений. Она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции, но в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация, являясь налоговым агентом, налоговой нагрузки по этому налогу не несет.

 
Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,

где ДС - добавленная стоимость; А - амортизация; ОТ - оплата труда; ЕСН - единый социальный налог; НДС - налог на добавленную  стоимость; П - прибыль.

 
Выручка определяется как сумма  добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

В = ДС + МЗ.

 
Эта методика предполагает применение структурных коэффициентов, как  то:

- доля заработной платы в  добавленной стоимости (включая  начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:

Кот = (ОТ + страховые взносы) / ДС;

 
- удельный вес амортизации в  добавленной стоимости, рассчитываемый  по формуле:

Ка = А / ДС;

 
- удельный вес добавленной стоимости  в валовой выручке, рассчитываемый  по формуле:

Ко = ДС / В.

 
По действующей системе налогообложения  организация уплачивает следующие  основные налоги:

- НДС (расчет по ставке 18%):

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС;

- страховые взносы (расчет в  2010 г. по ставке 26%):

Страховые взносы = (ДС / 126%) x 26% x Кот = 0,206ДС x Кот ;

 
- налог на доходы физических  лиц:

Нп = 0,13 x (1 - (0,356 / 1,356)) x Кот x ДС = 0,096ДС x Кот ;

 
- налог на прибыль:

Нпр = 0,24 x (1 - НДС - Кот - Ка ) x ДС = 0,24 ДС x (0,847 - Кот - Ка ).

 
Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной  стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр .

 
При применении указанных выше коэффициентов  формула имеет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,069Кот - 0,24Ка ).

Информация о работе Налоговое бремя организации: сущность и методы расчета