Налоговое бремя организации: сущность и методы расчета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:45, реферат

Описание работы

Одной из важных в практике налогового планирования является проблема расчета налогового бремени, подходы к которой претерпевают изменения на различных исторических стадиях развития экономики России.
В современной отечественной экономической литературе по-разному подходят к определению налогового бремени.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 45.97 Кб (Скачать)

Министерство финансов Российской Федерации

Всероссийская Государственная  Налоговая Академия

 

 

Финансово-экономический факультет

 

Кафедра экономики и управления

 

Реферат

по дисциплине «Прогнозирование и планирование в условиях рынка»

 

на тему:

 

«Налоговое бремя  организации: сущность и методы расчета»

 

 

 

 

                                                                                                   Выполнила:

                                                                                                   студентка 3 курса группы БЗ-301

                                                                     Изнаурова Ф.Х

 

                                                                     Преподаватель: 

                                                                     Миндлин Ю.Б.

 

Москва, 2012

Введение

Одной из важных в практике налогового планирования является проблема расчета  налогового бремени, подходы к которой  претерпевают изменения на различных  исторических стадиях развития экономики  России.

В современной отечественной экономической  литературе по-разному подходят к  определению налогового бремени.

Так, в современном экономическом  словаре указано, что налоговое  бремя – это «мера, степень, уровень  экономических ограничений, создаваемых  отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных  направлений использования». Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя – это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов  в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы  налоговых сборов к совокупному национальному продукту (СОП). Также под налоговым бременем понимает для страны в целом отношение общей суммы взимаемых налогов к величине СОП, а для конкретного налогоплательщика – отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.

Таким образом, общепринятого  определения понятия налогового бремени в зарубежной и отечественной  экономической литературе нет.

Рассмотрим подробнее сущность налогового бремени организации и методику расчета.

Налоговое бремя

Деятельность любого субъекта хозяйствования начиная с момента его создания, будучи связанная с получением тех или иных материальных благ, обусловлена неизменным стремлением к извлечению максимально возможной прибыли. При этом максимизация экономического результата может быть достигнута как путем увеличения доходов, так и путем сокращения расходов, к числу которых, несомненно, относятся и обязательные платежи в бюджет. Налоговое бремя, таким образом, одним из первых, в числе других экономико-правовых факторов, оказывает влияние на организацию и ведение дел участников гражданского оборота. Однако, несмотря на повышенный интерес к вопросам изменения размера и сроков уплаты налоговых платежей, само налоговое бремя хозяйствующих субъектов как правовая категория остается почти не изученным.

На сегодняшний день наукой более  полно изучена отнюдь не правовая, а экономическая сторона обременения  налогоплательщиков государством. Так, в наиболее общих словах налоговое  бремя как экономическая категория  определяется как отношение общей  суммы налогов и сборов, плательщиками  которых выступают хозяйствующие  субъекты, к объему валового национального  продукта. Однако, несмотря на то, что  подобное определение идентифицирует понятие налогового бремени в  общегосударственном или региональном масштабе, где вся совокупность экономических  агентов выступает как один коллективный плательщик, их главный смысл, как  представляется, может быть экстраполирован  и на понятие налогового бремени  в приложении к отдельному налогоплательщику.

В предельно обобщенном виде все  существующие подходы к понятию  налогового бремени с экономических  позиций можно разделить на две  большие группы, одна из которых  формируется под воздействием негативного  отношения к налоговому бремени, представлений о нем как ингибиторе роста материального благосостояния, а другая - под влиянием позитивного  и даже конструктивного отношения  к рассматриваемой категории, осознания  важности ее регулятивной роли в развитии экономических процессов.

В то же время результаты более предметного сравнительного анализа предлагаемых разными исследователями дефиниций позволяют выделить несколько доминирующих в современной финансовой науке подходов к интерпретации понятия налогового бремени налогоплательщика, а именно:

1. Налоговое бремя как отношение  суммы обязательных платежей  в бюджет к результатам финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика.  В частности, совокупное налоговое  изъятие может оцениваться в  соотношении с выручкой, активами, валютой баланса, себестоимостью  товаров, работ, услуг, прибылью. Так, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России понимает налоговую нагрузку как долю совокупного дохода налогоплательщика, которая изымается в бюджет и рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей к объему реализации товаров (работ, услуг). Именно этот подход нашел свое отражение в Постановлении Правительства РФ от 23 июня 2006 г. N 391.

2. Налоговое бремя как детерминант  источника покрытия обязательных  платежей в бюджет. Не оценивая  экономическую целесообразность  использования подобного подхода,  отметим лишь, что в силу взаимосвязанных  положений п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 45 НК  РФ понятие налогового бремени  применимо только к собственным  денежным средствам налогоплательщика.  Связь же налогового бремени  с источником уплаты налога  должна признаваться, но она носит  вероятностный характер и не  всегда объективно существует  по прямому указанию закона, а  сам источник налоговых выплат  зачастую и вовсе не имеет  юридического значения для исполнения  обязанности уплатить налог.

3. Налоговое бремя как направление  расходования собственных средств  налогоплательщика.

4. Налоговое бремя как инструмент  управления производственными и  иными экономическими процессами. Данный подход проистекает непосредственно  из регулятивной функции налога  и разделяется преимущественно  представителями финансового менеджмента.

В отличие от экономической науки, правовая наука не уделяет должного внимания понятию налогового бремени, тогда как бремя обложения  налогоплательщика играет не последнюю  роль в процессе возникновения, изменения  и прекращения налоговых правоотношений.

Легальное определение понятия  налогового бремени в настоящее  время отсутствует, что, впрочем, не препятствует его выработке на основании  норм действующего законодательства. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками  и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых действующим законодательством  возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. При этом по смыслу ст. 44 НК РФ возникновение у лица, приобретающего с данного момента статус налогоплательщика, обязанности уплачивать налоги и сборы обусловлено возникновением обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующих налогов и сборов. Такими обстоятельствами являются объекты налогообложения, перечисленные в п. 1 ст. 38 НК РФ и понимаемые с точки зрения теории налогового права как юридические факты, обусловливающие обязанность уплаты налога.

Объекты налогообложения, естественным образом возникающие в процессе осуществляемой налогоплательщиком деятельности, порождают обязанности налогоплательщика  уплатить налоги, сумма каждого из которых исчисляется как результат  произведения налоговой базы и налоговой  ставки, в ряде случаев уменьшенный  на налоговые льготы. Налоговое бремя  появляется одновременно с обязанностью по уплате налога, объединяя в одно целое все установленные законом  и подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджет налоги и сборы.

Таким образом, под налоговым бременем следует понимать совокупность налогов  и сборов в денежном выражении, обязанность  уплаты которых возложена действующим  законодательством на налогоплательщика.

Формирование налогового бремени  посредством суммирования вовлекает  все без исключения налоги и сборы, вменяемые хозяйствующему субъекту к уплате. Прибыль или убыток хозяйствующего субъекта отражает результат его  финансово-хозяйственной деятельности в целом, поэтому каждый налогоплательщик, преследующий цель извлечения прибыли, заинтересован, главным образом, в  уменьшении удельного объема налоговых  отчислений. Напротив, минимизация  суммы отдельного налога, как бы велика она ни была, не оказывающая  в совокупности с иными налогами влияние на общий объем не поступивших  в бюджет и оставшихся в распоряжении налогоплательщика денежных средств, не представляет никакого экономического интереса. Следовательно, нельзя говорить о налоговом бремени в контексте  отдельного налога или нескольких налогов, не исчерпывающих собой круг фискальных обязательств субъекта.

Сущность налогового бремени заключается  в совокупном объеме обязанностей налогоплательщика, оцененных в денежном эквиваленте  как сумма подлежащих уплате в  бюджет налогов и сборов. Иными  словами, налоговое бремя позволяет  уяснить совокупный объем фискальных обязанностей налогоплательщика перед  государством, с одной стороны, и  совокупный объем фискальных требований государства к налогоплательщику, с другой. Так, общая сумма неуплаченных налогов и (или) сборов, а равно  размер искажения общей суммы  начисленных налогов и сборов, являются критериями квалификации деяний налогоплательщиков по ст. 199 УК РФ и  ст. 15.11 КоАП РФ соответственно.

В ряде случаев налогоплательщик способен достичь желаемого уровня налогового бремени только посредством использования  особенностей правовых норм, регулирующих формально обособленные, но фактически взаимосвязанные отношения по уплате той или иной совокупности налогов. К примеру, снижение выплат по налогу на имущество организаций в результате уменьшения срока полезного использования  или стоимости имущества и, как  следствие, не признания его основным средством не позволит уменьшить сумму налога на прибыль путем начисления амортизации на это имущество. Принятие в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, вознаграждений, начисленных физическим лицам по трудовым или гражданско-правовым договорам, влечет обязанность налогоплательщика уплатить социальные взносы, имеющие более высокую по сравнению с налогом на прибыль налоговую ставку, что увеличивает совокупное налоговое бремя хозяйствующего субъекта.

Также следует учитывать, что налоговое  бремя может объединять в себе налоговые обязательства нескольких организаций, имеющих общего участника  или акционера, доходы которого, в  свою очередь, напрямую зависят от совокупного  дохода или прибыли участников холдинга. При этом использование организаций  с различными режимами налогообложения, а значит, не одинаковым уровнем  налогового бремени позволяет перераспределять налоговые обязанности в пользу налогоплательщиков с наиболее преференциальным фискальным статусом, уменьшив тем  самым совокупный объем подлежащих уплате налогов и сборов. Более  того, налоговому бремени, формируемому из налоговых обязанностей группы аффилированных налогоплательщиков, корреспондирует  право налогового органа требовать  от одного налогоплательщика погашения  задолженности по налогам и сборам другого в случаях, оговоренных  пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ.

Информация о работе Налоговое бремя организации: сущность и методы расчета