Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:17, курсовая работа
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Как известно, налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Мы можем разделить весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения на две подсистемы:
подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных, принципов, если налоговая система строится на их основе, то мы можем считать ее оптимальной;
подсистема, построенная на основе организационно-экономических, или внутринациональных, принципов, на основе которых создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону, возможностям экономики.
Требование комплексности
Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики.
Анализируя состояние налоговой системы Республики Беларусь, важно отметить основные программы, которые разрабатываются для достижения более эффективной налоговой системы и с целью её совершенствования.
В период с 2006 по 2010 г. предполагается снижение налогового давления на экономику за счет полной отмены так называемых оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг, совокупная ставка которых в настоящее время составляет 3,9 % . B то же время будут предприняты меры по существенному расширению налоговой базы каждого из основных применяемых налогов и сборов за счет сокращения ненужных налоговых льгот и расширения состава плательщиков, чтобы сохранить уровень налоговых поступлений в бюджет по отношению к ВВП. С целью снижения нагрузки на фонд оплаты труда предполагается также отмена чрезвычайного налога.
Одновременно с этим будут усовершенствованы механизмы взимания основных налогов и сборов. Основу налоговой системы в 2006 — 2010 гг. составят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль, подоходный налог с физических лиц, имущественные налоги, таможенные платежи. Предусматривается сократить количество применяемых местных налогов и сборов, повысить фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов, а также имущественных налогов, которые должны стать основой формирования местных бюджетов.
Основными направлениями дальнейшей реформы налоговой системы должны стать:
Будет продолжена работа по приведению действующего налогового законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, упорядочению ставок таможенных пошлин в условиях подготовки Республики Беларусь к вступлению в эту организацию.
Успешная реализация данных направлений приблизит признаки налоговой системы страны к международным стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм для повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.
Как ясно видно из приведенной характеристики налоговой системы Республики Беларусь, существенную роль в ней играют косвенные налоги и сборы. Безусловно, проводимые в республике рыночные реформы, сопровождавшиеся первоначально спадом производства и высокой инфляцией, выдвинули в качестве главной задачи бюджетно-налоговой политики повышение собираемости налогов.
Подобная
ситуация усилила фискальную направленность
налоговой системы республики и ее ориентацию
на преимущественно косвенное налогообложение.
Из мирового опыта налогового
регулирования известно о достаточно
неоднозначном влиянии косвенных налогов
на экономику. С одной стороны, косвенные
налоги действительно являются одним
из значимых ценообразующих факторов,
что нередко оказывает негативное влияние
на рыночную конъюнктуру. С другой стороны,
нельзя не учитывать и достаточно позитивное
влияние косвенного налогообложения на
структуру потребления (например, через
механизм взимания акцизов по алкогольным
изделиям).
Поэтому смещение приоритетов в структуре
налогов не должно абсолютизироваться.
Переход к увеличению доли прямых налогов
и, в частности, подоходного налога с физических
лиц, должен быть постепенным и продуманным
и учитывать реальный уровень доходов
субъектов хозяйствования и населения,
а также перспективы роста в течение долгого
периода.
При этом следует иметь в виду, что из
всей совокупности налогов и сборов, образующих
налоговую систему Республики Беларусь,
в качестве основных, зависящих от экономической
деятельности налогоплательщиков, должны
рассматриваться налоги на прибыль и доходы,
подоходный налог, налог на недвижимость
(имущество). Основанием для уплаты прочих
налогов является либо соответствующая
специфика деятельности, например, выпуск
подакцизных товаров или ввоз таких товаров
на территорию Республики Беларусь, либо
совершение налогоплательщиком или в
пользу налогоплательщика определенных
действий (например, уплата госпошлины).
Некоторые налоги имеют четко выраженную
стимулирующую направленность (например,
экологический налог как инструмент, побуждающий
к рациональному использованию природных
ресурсов).
В связи с этим основная цель проводимой
в Республике Беларусь налоговой политики
заключается как в сокращении количества
налогов, так и в рационализации их структуры,
стимулировании приоритетных направлений
деятельности и инвестиционной активности
за счет предоставления соответствующих
налоговых льгот (скидок), оптимизации
налоговой базы.[13,c.415-416]
Далее хотелось бы кратко описать проблему налогообложения на предприятиях и выяснить, какие существуют пути совершенствования налоговой системы в этой сфере.
Для
выполнения стимулирующей функции
налоговой системы с целью
обеспечения устойчивого
В
развитых странах в структуре
налогов преобладают прямые, которые
выплачиваются непосредственно
с дохода, а объектом обложения
является доход или собственность
(подоходные или имущественные). Налогообложение
хозяйствующих субъектов в
В
экономической литературе отсутствует
единая точка зрения на эффективность
НДС. Одни авторы полагают, что введение
НДС имеет положительное
К числу достоинств НДС относят его положительное влияние на баланс внешней торговли в результате использования нулевой ставки налога к стоимости экспортируемой продукции (работ, услуг).
Налог
на добавленную стоимость в
Однако
белорусская модель НДС имеет
некоторые особенности, которые
значительно снижают
Серьезным недостатком белорусской модели НДС является порядок его уплаты. Дело в том, что в республике существует две системы бухгалтерского учета: одна – для составления финансовой отчетности; другая – для налогообложения. Так, для целей налогообложения дата фактической реализаций продукции определяется как день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров, либо день отгрузки товаров. Таким образом, в случае неоплаты отгруженной продукции в течение 60 дней предприятия обязаны платить налог на выручку, которую они еще не получили, что в условиях наблюдающегося роста неплатежей приводит к уменьшению оборотных средств предприятий и значительному ухудшению их финансового состояния. Акцизы, таможенные пошлины, НДС – при ввозе товаров также уплачиваются до реализации товаров, тем самым отвлекаются значительные денежные ресурсы от производственного потребления, предприятия вынуждены прибегать к кредитным ресурсам, оплачивая банковский процент и увеличивая тем самым издержки, что, в конечном счете, ведет к подорожанию товаров. Введение единых методов учета для целей составления финансовой отчетности и налогообложения является актуальной для республики задачей, решение которой будет способствовать не только улучшению финансового состояния предприятий, но и гармонизации белорусской и международной систем бухгалтерского учета [14, с. 89].
Таким образом, целесообразно, принять следующие меры по совершенствованию налога на добавленную стоимость:
-
дальнейшее снижение ставки
-
приведение в соответствие
Налог с продаж в Беларуси является местным налогом. До 2002 г. в соответствии с ежегодно принимаемыми законами о бюджете налогом на продажу облагались только виноводочные и табачные изделия, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней. В 2003 году сняты ограничения по предельным уровням ставок налогов и сборов, а также расширен перечень товаров, которые могут по решению местных органов власти облагаться налогом на продажу (в этот перечень включены все товары, за исключением социально значимых). Местные органы власти воспользовались предоставленной им возможностью. Так, например, в Минске в середине года по решению Мингорисполкома в перечень облагаемых налогом на продажу были включены все товары, за исключением социально значимых, а также многие виды услуг. Расширение перечня товаров, облагаемых налогом на продажу, повлекло рост цен, следовательно, стимулировало инфляционные процессы и снижение реальных доходов населения. Кроме этого, изменение порядка налогообложения в середине года противоречит принципу стабильности налоговой системы.
В части налога с продаж , заслуживает внимания опыт РФ, где этот налог отменен, а выпадающие доходы компенсируются увеличением доли регулирующих налогов республиканского бюджета в местные бюджеты.
Требует
совершенствования порядок
Налоговая нагрузка на фонд заработной платы является чрезмерно высокой и составляет около 36 %.
В
данном случае очевидны исключительно
фискальные намерения создателей налоговой
системы, так как постоянный инфляционный
рост заработной платы соответственно
увеличивает и изъятие средств
у налогоплательщиков. Но в данном
случае бюджетная выгода весьма сомнительна,
если принять во внимание, что рост
указанных платежей увеличивает
издержки производства, за ними вверх
идут цены, затем должна повышаться
заработная плата, то есть через налоги
провоцируется новый виток