Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Как известно, налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Мы можем разделить весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения на две подсистемы:
подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных, принципов, если налоговая система строится на их основе, то мы можем считать ее оптимальной;
подсистема, построенная на основе организационно-экономических, или внутринациональных, принципов, на основе которых создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону, возможностям экономики.

Работа содержит 1 файл

налоговая система.docx

— 56.82 Кб (Скачать)
  1. Понятие налоговой системы, ее структура
 

      Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

      Как известно, налоговая система государства  должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей  распределительных отношений, их влияния  на процесс развития экономики. Мы можем  разделить весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения  на две подсистемы:

  • подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных, принципов, если налоговая система строится на их основе, то мы можем считать ее оптимальной;
  • подсистема, построенная на основе организационно-экономических, или внутринациональных, принципов, на основе которых создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону, возможностям экономики.

      Системы налогообложения меняются с развитием  национальных экономик, но вместе с  тем они не теряют своей индивидуальности. Существующие принципы налогообложения  также можно разделить на две  группы.

      Первая  группа включает всеобщие, или функциональные, принципы, которые, так или иначе, используются в налоговых системах стран мира. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Чуть позже эти принципы были развиты такими видными русскими налоговедами Н. Тургеневым, А. Соколовым и др.

      Вторая  группа принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. [7, c.30-31] 

      Структура налоговой системы представлена в виде схемы: 
 
 
 
 
 

    НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

НАЛОГОВОЕ СОЗНАНИЕ   ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ   СИСТЕМА НАЛОГОВ

   НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ   МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ
 
          ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕСС  ИЗЪЯТИЯ И КОНТРОЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ  НОРМ

 
Сх.1 Структура налоговой системы  [9, c. 43]
 

      Как видно из схемы, в структуру налоговой  системы входят 6 элементов, краткая  характеристика которых приведена  ниже.

      Налоговое сознание - часть экономического мировоззрения общества, положенного в основу экономической политики государства.

      Законодательные органы, принимающие на разных уровнях государственной власти с учетом их иерархии решения о введении либо отмене налога.

      Система налогов, основанная на законах, определяющий субъектный состав, объекты обложения, порядок определения базы налогообложения, ставки, перечень льгот и т.д.

      Налогоплательщики во всем многообразии их количественного и качественного состава.

      Органы, осуществляющие процесс  изъятия и контроль применения законодательных  норм.

      Международные договоры и соглашения, в которых участвует государство, вовлекая национальную систему в процессы международной интеграции.

      Элементы  налоговой системы оказывают  взаимное влияние друг на друга и  обеспечивают функционирование налогового механизма, представляющего собой  совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через  систему соответствующих инструментов (ставок, льгот, методик и др.)

      Налоговые системы классифицируют в зависимости:

  • от уровня налоговой нагрузки на экономику. По данному признаку выделяют либерально-фискальные (с уровнем налогового изъятия до 30% от ВВП), умеренно фискальные (нагрузка 30-40%) и жесткофискальные  (нагрузка более 40%);
  • доли косвенного обложения. По данному признаку системы подразделяют на подоходные, умеренно косвенные и косвенные. Первые предполагают преимущество обложения доходов, имущества и уровень косвенных налогов не более35%. Доля умеренно косвенных налогов составляет 35-50%, системы обеспечивают более 50% поступлений за счет косвенных налогов;
  • уровня централизации различают централизованные, умеренно централизованные и децентрализованные системы. Главным признаком для классификации является доля централизованно устанавливаемых налогов. Она составляет для централизованной более 65%, умеренно централизованной – 55-65%, децентрализованной – менее 55%;
  • уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения. По данному признаку выделяют прогрессивную (при применении которой экономическое неравенство сокращается), регрессивную (когда оно усиливается) и нейтральную (неравенство остается неизменным).[1, c. 132]

      Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства  является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит  в соблюдении ряда требований:

  • налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;
  • налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
  • налоговое законодательство не должно допускать произвольного толкования, должно быть понятным плательщикам;
  • административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

      Для оценки качества действующей системы  налогообложения применяют коэффициенты эластичности и динамичности налогов.

      Эластичность  налога – относительное изменение объема его поступлений при неизменной методике исчисления налога по отношению к относительному изменению базы налогообложения. Она является показателем гибкости налоговых инструментов.

      Коэффициент эластичности определяется  формулой:

. 

      В расчетах для экономики в целом  вместо показателя изменения базы налогообложения  можно использовать показатель изменения  валового внутреннего продукта (ВВП):

, 

где     ∆AT – изменение налоговых поступлений при неизменной методике ,      

          ∆ GDR – изменение ВВП.

      Налоговую  систему можно считать эластичной, а налоговое регулирование эффективным, если коэффициент эластичности больше единицы. Такой коэффициент свидетельствует  об увеличении поступлений налогов  без увеличения налоговых ставок или изменении количества налогов.

      Эластичность  считается особенно важной для стран, где рост государственных расходов опережает рост ВВП. Эластичность достигается  главным образом за счет быстро развивающихся  отраслей экономики в случае, когда  налоговые ставки носят прогрессивный  характер и взимаются со стоимостной, а не с натуральной базы налога.

      Динамичность  налога – отношение изменений суммы собранного налога к относительному увеличению ВВП.

      Коэффициент динамичности рассчитывается по формуле:

,

      где ∆Т – изменение налоговых поступлений, учитывающих изменение методики расчета.

      Если  изменения в методике расчетов вызывают увеличение суммы налогов, то динамичность превысит эластичность, поскольку фактические  налоговые поступления больше суммы, полученной при неизменной методике.

      Динамичность  актуальна при оценке эффективности  нововведений, чем эластичность. Поэтому  для оценки эффективности налогового регулирования этот показатель наиболее удобен, чтобы реально учесть процесс  налогового регулирования. [9, c.41-43]

      В конце данной главы хотелось бы отметить, что для анализа особенностей налоговой системы часто используют соотношения величины прямых и косвенных налогов. С точки зрения налогового регулирования данное соотношение представляет интерес, поскольку прямые налоги в большей степени соответствуют экономическим подходам к регулированию поведения налогоплательщиков, тогда как косвенные – административным методам регулирования. Таким образом, налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.  

  1. Особенности развития налоговой  системы в Республике Беларусь
 

      Начало  создания налоговой системы Республики Беларусь связано с образованием суверенного государства Республики Беларусь. С 1 января 1992 года вступил  в силу Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь», а  позже ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в  стране («О налогах на доходы и прибыль  предприятий, объединений, организаций», «О подоходном налоге с граждан» и  др.)

      В настоящее время основы налогообложения  на длительный период закреплены в  Налоговом кодексе Республики Беларусь, о котором речь пойдет позже.

      Формирование  налоговой системы происходило  в условиях фискального кризиса  начала 90-х гг. ХХ в., характерного для  всех стран с переходной экономикой и обусловленного сокращением доходов  бюджета и возрастающими расходами  на стабилизацию экономики.

      Налоговая система Беларуси создавалась по образцу европейских налоговых  систем, включала схожие платежи и  ориентировалась на европейские  налоговые ставки по основным видам  налогов.

      В течение 1992-2008 гг. налоговая система  Беларуси подвергалась многочисленным корректировкам при сохранении изначально заложенных принципов, методов и  форм налогообложения. За прошедшие 17 лет произошло снижение ставок практически  по всем основным налогам, несколько  улучшилась структура налогообложения  за счет объединения ряда налогов, уплачиваемых от одной налоговой  базы, ужесточились штрафные санкции за налоговые нарушения.

        Например, существенным изменениям подверглись внебюджетные фонды. В целях усиления контроля за использованием государственных средств в 1998 году большинство внебюджетных фондов было преобразовано в целевые бюджетные фонды. Одновременно были введены новые формы целевых сборов и образованы новые бюджетные фонды, например, фонд стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и продовольствия и др.[15, c. 18]

      Далее пойдет речь непосредственно об изменениях в налоговой системе, которые  были осуществлены в 2008 году.

        Рабочей группой были разработаны  предложения и реализованы в  законах  «О бюджете Республики  Беларусь на 2008 год» и «О внесении  дополнений и изменений в некоторые  законы Республики Беларусь и  признании утратившими силу некоторых  законов Республики Беларусь  и их отдельных положений по  вопросам налогообложения» и  «О внесении изменений и дополнений  в некоторые законы Республики  Беларусь по вопросам уплаты  государственной пошлины». 

      Так, снижение нагрузки с 1 января 2008 года обеспечено путем отмены налога с пользователей  автомобильных дорог, 3 местных сборов (за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных  единиц; за осуществление строительства  объектов на территории соответствующих  административно-территориальных единиц; за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках) и отчислений в государственный целевой бюджетный  фонд развития строительной науки Минстройархитектуры. В целях упорядочения нормативных  правовых актов в сфере налогообложения 21 января 2008 года был принят указ Президента Республики Беларусь № 27 «Об изменении  некоторых указов Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения».

Информация о работе Налоговая система