Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Как известно, налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Мы можем разделить весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения на две подсистемы:
подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных, принципов, если налоговая система строится на их основе, то мы можем считать ее оптимальной;
подсистема, построенная на основе организационно-экономических, или внутринациональных, принципов, на основе которых создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону, возможностям экономики.

Работа содержит 1 файл

налоговая система.docx

— 56.82 Кб (Скачать)

      В результате мероприятий, проведенных в 2008 году, налоговая нагрузка в 2008 году снизилась на 0,9 процента к ВВП и в распоряжение субъектов хозяйствования дополнительно было предоставлено около 1 трлн. рублей.[10, c 32-37]

      В указанных законах были обеспечены упрощение порядка исчисления и уплаты основных налогов (НДС, налога на прибыль, экологического налога, платежей за землю), улучшение нормативно-методологических предписаний налогового законодательства, оптимизация прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, а также решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства. Рассмотрим налоговое регулирование, обеспечивающее создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост.

 Выбор приоритетов налогообложения  в инновационной сфере должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозируемых ресурсных,  инфраструктурных и других ограничений развития промышленного  производства в целях обеспечения  устойчивых конкурентоспособных позиций  отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. В то же время недостаточная разработка механизмов налогообложения инновационной  деятельности Республики Беларусь в  условиях реализации стратегии устойчивого  экономического развития, оценки экономических  последствий применяемых мер  налогового регулирования затрудняет определение и осуществление  общей стратегии налогообложения  в стране.

      Основная  задача налогообложения в сфере  инновационной деятельности - обеспечение  инновационной активности и создание избирательной системы льгот. Предоставление различных преференций субъектам  инновационной деятельности предполагает дифференциацию и должно быть обусловлено  расширением объемов производства конкурентоспособной продукции. Инновационные  льготы должны быть гибкими, для чего необходимо осуществлять постоянный мониторинг используемых рычагов применительно к различным субъектам хозяйствования и направлениям деятельности.

      Одной из основных общеэкономических задач  на современном этапе, в решении  которой налоговая система должна активно участвовать, является обеспечение  инновационности развития белорусской  экономики.

      До 2000 года список налоговых льгот в  системе стимулирования инновационной  активности предприятия в нашей  стране содержал лишь освобождение от уплаты налога НДС на НИОКР, включенных в государственный реестр, и освобождение от налогообложения до 50% балансовой прибыли, направленной на выполнение НИОКР. Указ Президента Республики Беларусь «О государственном стимулировании использования  объектов интеллектуальной собственности» от 31.08.2000 года,  №479 позволил предприятиям единовременно  по состоянию на 31 декабря 2000 года провести инвентаризацию и без налоговых  последствий оприходовать на баланс объекты интеллектуальной собственности, используемые в предпринимательской  деятельности. Также на два года от НДС и налога на прибыль были освобождены обороты по предоставлению прав на использование объектов интеллектуальной собственности на территории Беларуси. [2, c. 178-182]

      Специальные льготы предоставлялись отдельным  предприятиям (организациям, учреждениям, например, технопарку при БГУ). В 2004 году Совету Министров Республики Беларусь было предоставлено право снижать, но не более чем в 2 раза, ставку налога на прибыль, полученную от реализации товаров, работ, услуг собственного производства, кроме торговой и  торгово-закупочной деятельности, организациями, включенных в перечень высокотехнологичных.

      С 2007 года от налогообложения НДС были освобождены обороты по реализации объектов промышленной собственности.

      Однако  хотелось бы отметить, что перечисленные  выше льготы не являются составляющими  целостной системы, позволяющей  обеспечить стимулирование инновационного процесса в комплексе. Кроме того, затруднена оценка эффективности применения данных льгот, поскольку проведение НИОКР не гарантирует быстрого результата их внедрения. Для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру, которая будет способствовать продвижению  результатов исследований в производство.

      В определенной степени Декрет Президента Беларуси «О парке высоких технологий»  от 22.09.2005 года, №12 решил указанный  комплекс вопросов для предприятий, занимающихся разработкой и внедрением информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения, а также  экспортом таких технологий и  программ. Однако хотелось бы отметить, что современное состояние научно-технического прогресса требует внимания и  к другим высокотехнологичным производствам  и технологиям.

      Особые  налоговые режимы в части обложения  различного рода накоплений в большинстве  случаев стимулируют перемещение  капиталов в сферу с наиболее благоприятным налоговым климатом. Вместе с тем, чтобы получить определенную реакцию, требуется комплекс мер, а не точечные налоговые льготы.

      Применение  налоговых льгот по капитальным  вложениям в краткосрочном планировании позволяет стимулировать обновление технического парка страны, однако в долгосрочной перспективе содержит риски искажения структуры капиталовложений и проявления дисбалансов между  отраслями. Следовательно, система  льгот требует пересмотра в направлении  обеспечения приоритетов по конкретным направлениям и отраслям инвестирования.

      Для обеспечения снижения стоимости  инвестиций для стан с переходной экономикой, по мнению специалистов МВФ, применение ускоренной амортизации  предпочтительнее по сравнению с  предоставлением льготы в форме  освобождения от налогообложения части  прибыли. Такой подход соответствует  потребностям Беларуси в модернизации производства, поскольку стимулирует  не просто инвестирование, а направление  средств на приобретение высокотехнологичного оборудования. Возможные дополнительные ограничения, связанные с предоставлением  права осуществлять ускоренную амортизацию  высокотехнологичного оборудования, нематериальных активов и отсутствием такой  возможности в части обычной  оргтехники, мебели, автомобилей, позволят стимулировать реальную модернизацию отраслей. Таким образом решается задача на просто привлечения инвестиций, но и направления их на повышение  эффективности производства.

      Применение  инвестиционного налогового кредита  возможно в части предоставления отсрочки уплаты налогов в какой-либо пропорции от начисленной суммы. В Республике Беларусь таким кредитом пользуются предприятия свободных  экономических зон и некоторые  предприятия промышленного комплекса.

      Поощрительные вычеты отличаются от кредита тем, что  позволяют сократить доход, облагаемый налогом, без уменьшения суммы уплачиваемых налогов. Возможность переноса убытков  прошлых лет на последующие годы имеет очень важное значение для  инвесторов в новых сферах деятельности. Особенно это касается крупных инвестиций, требующих существенных затрат и  длительного срока начала окупаемости. Однако такая форма в настоящее  время не применяется в Республике Беларусь.

      По  моему мнению, чрезвычайно важно  обеспечить внутреннюю стабильность налогового законодательства на оговоренный период с обязательным предварительным  уведомлением о его изменениях. Практика введения в действие законодательных  актов «задним числом», как и  изменения комментариев старого  нормативного документа, увеличивает  налоговые риски инвестирования, что неизбежно сказывается на стоимости инвестиций.

      Тенденции изменения структуры налоговых  доходов Беларуси в пользу прямых налогов должны обеспечивать повышение  уровня нейтральности налогов. Конечно  же, важным фактором ограничения негативного  влияния налогов на общеэкономические  показатели ввиду наличия безвозвратных  потерь, вызываемых ими, является снижение налоговой нагрузки. Как правило, в мировой практике соответствующие  механизмы основываются на снижении ставок налогов при одновременной  отмене всех льгот, не связанных с  моделями их построения. Для обеспечения  доходов бюджета одновременно принимаются  меры по расширению налоговой базы остающихся налогов и сборов.

      Налоговые стимулы могут стать реальным средством воздействия государства  на инновационную активность предприятий  при условии проведения комплексной  реформы соответствующей направленности. Для проведения такой реформы  необходимо следующее:

  • разработка системы льгот по уплате налога на прибыль в части доходов, полученных в результате внедрения новых технологий, а также продажи объектов интеллектуальной собственности, причем для этого необходимо оговорить достаточно продолжительные сроки гарантированного существования таких льгот;
  • предоставление налоговых кредитов организациям, финансирующим нововведения. Наличие существенной доли так называемых первоначальных затрат, сопровождающих создание объекта интеллектуальной собственности, требует специальных подходов при формировании налогооблагаемой базы. В большинстве случаев первоначальные затраты связаны с проведением научных исследований, которые характеризуются существенной долей трудозатрат. Здесь очевидна возможность обеспечения как минимум налогового кредита либо отсрочки по платежам, вносимым от фонда оплаты труда, что существенно сократит первоначальные расходы;
  • стимулирование  расходов на повышение квалификации кадров, их обучение и переподготовку. Очень важным представляется поощрение расходов на повышение квалификации и обучение специалистов новым технологиям, в том числе в области управления инновационным процессом. Такое стимулирование может быть обеспечено лишь путем снятия ограничений на списание в себестоимость продукции расходов на обучение, включением в состав затрат для целей исчисления налога на прибыль расходов по повышению квалификации, предоставления льгот по подоходному налогу в размере полной суммы затрат на обучение персонала или повышение его квалификации;
  • поощрение внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования по реализации наукоемких и высокотехнологичных товаров, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. В связи с тем, что страна в настоящее время должна достичь уровня развитых стран в  области высоких технологий, чрезвычайно важным представляется стимулирование выхода на международный рынок новых технологий. Учитывая все возможные риски и сложности этого процесса, предполагается возможным применение ставки 0% по НДС при реализации результатов интеллектуальной деятельности за пределы республики.[9, c. 141-145]

      Налоговая система нашей страны имеет свои особенности, получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических  отношений в государстве. В частности, не допускается:

  • установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства;
  • установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность плательщиков;
  • установление дополнительных налогов или использование повышенных либо дифференцированных ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица.

      Основным  документом, регламентирующим в комплексе всю совокупность налоговых отношений в государстве, является Налоговый кодекс, который был принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в декабре 2002 г. Налоговый кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет нашей республики, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений.

      Также существует налоговая служба Республики Беларусь, то есть совокупность специальных  государственных органов , которые  в пределах своей компетенции  проводят государственную политику и осуществляют регулирование и  управление в налоговой сфере. Общее  управление налогами в стране возложено  на высшие органы государственной власти – парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают  налоговую политику. Оперативное  управление процессом налогообложения  в Республике Беларусь возложено  на Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам  и сборам и его территориальные  инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в  пределах своей компетенции в  соответствии с действующим законодательством. [7, c.35-39]

      Таким образом, рассмотренные данные по формированию и изменению налоговой системы  Беларуси подтверждают тот факт, что  все совершенствуется, изменяется с  целью упрощения системы налогообложения, а также с целью обеспечения  лучших условий для налогоплательщиков и для государственной казны  в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Пути  совершенствования  налоговой системы  в Беларуси
 
 

      Как ничто в этом мире не совершенно, так и не совершенна налоговая  система Республики Беларусь. Система  налогообложения нуждается в  совершенствовании, поскольку с  каждым днем развитие всех сфер жизни  идет вперед, необходимо быстро улавливать происходящие изменения и вносить  корректировки в уже устоявшиеся  сферы жизни, в частности в  налоговую систему Беларуси.

      Хотелось  бы отметить тот факт, что, налоговая система нашей страны нуждается в совершенствовании, поскольку значительная часть государственного бюджета Беларуси формируется за счет применения жестких экономических методов фискального регулирования, во многих случаях  - за счет высоких штрафных санкций. Многие предприятия выдерживают значительную налоговую нагрузку, которая могла быть и меньше. Сегодня многие страны мира для развития своих экономических моделей заимствуют опыт Китая, где налоговая нагрузка  составляет около 18% от ВВП.

      Реформирование  налоговой системы нельзя отождествлять  с перманентной корректировкой порядка  уплаты отдельных налогов, снижением  или увеличением налоговых ставок, предоставлением или ликвидацией  некоторых налоговых льгот. Оно  должно базироваться на определенной государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы  экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться  системными, взаимосвязанными изменениями  налогового законодательства и масштабностью  осуществляемых правительством мероприятий  экономической политики.

 Опыт налогообложения в мировой  практике подтверждает тезис, что формирование эффективной национальной налоговой  системы должно, с одной стороны, основываться на вышеуказанных принципах, а с другой - учитывать социально-экономическое  положение страны и модель макроэкономического  регулирования, которую поддерживает правительство. Создание налоговой системы, адекватной потребностям социально ориентированной экономики, должно предусматривать комплексность и целенаправленность в формировании как системы налоговых платежей, так и прочих неналоговых и целевых изъятий, базирующихся на единой правовой основе.

Информация о работе Налоговая система