Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:17, курсовая работа
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Как известно, налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Мы можем разделить весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения на две подсистемы:
подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных, принципов, если налоговая система строится на их основе, то мы можем считать ее оптимальной;
подсистема, построенная на основе организационно-экономических, или внутринациональных, принципов, на основе которых создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону, возможностям экономики.
В результате мероприятий, проведенных в 2008 году, налоговая нагрузка в 2008 году снизилась на 0,9 процента к ВВП и в распоряжение субъектов хозяйствования дополнительно было предоставлено около 1 трлн. рублей.[10, c 32-37]
В указанных законах были обеспечены упрощение порядка исчисления и уплаты основных налогов (НДС, налога на прибыль, экологического налога, платежей за землю), улучшение нормативно-методологических предписаний налогового законодательства, оптимизация прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, а также решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства. Рассмотрим налоговое регулирование, обеспечивающее создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост.
Выбор приоритетов налогообложения
в инновационной сфере должен
осуществляться на основе анализа существующих
и прогнозируемых ресурсных, инфраструктурных
и других ограничений развития промышленного
производства в целях обеспечения
устойчивых конкурентоспособных позиций
отечественных
Основная
задача налогообложения в сфере
инновационной деятельности - обеспечение
инновационной активности и создание
избирательной системы льгот. Предоставление
различных преференций
Одной
из основных общеэкономических задач
на современном этапе, в решении
которой налоговая система
До 2000 года список налоговых льгот в системе стимулирования инновационной активности предприятия в нашей стране содержал лишь освобождение от уплаты налога НДС на НИОКР, включенных в государственный реестр, и освобождение от налогообложения до 50% балансовой прибыли, направленной на выполнение НИОКР. Указ Президента Республики Беларусь «О государственном стимулировании использования объектов интеллектуальной собственности» от 31.08.2000 года, №479 позволил предприятиям единовременно по состоянию на 31 декабря 2000 года провести инвентаризацию и без налоговых последствий оприходовать на баланс объекты интеллектуальной собственности, используемые в предпринимательской деятельности. Также на два года от НДС и налога на прибыль были освобождены обороты по предоставлению прав на использование объектов интеллектуальной собственности на территории Беларуси. [2, c. 178-182]
Специальные льготы предоставлялись отдельным предприятиям (организациям, учреждениям, например, технопарку при БГУ). В 2004 году Совету Министров Республики Беларусь было предоставлено право снижать, но не более чем в 2 раза, ставку налога на прибыль, полученную от реализации товаров, работ, услуг собственного производства, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности, организациями, включенных в перечень высокотехнологичных.
С 2007 года от налогообложения НДС были освобождены обороты по реализации объектов промышленной собственности.
Однако
хотелось бы отметить, что перечисленные
выше льготы не являются составляющими
целостной системы, позволяющей
обеспечить стимулирование инновационного
процесса в комплексе. Кроме того,
затруднена оценка эффективности применения
данных льгот, поскольку проведение
НИОКР не гарантирует быстрого результата
их внедрения. Для этого необходимо
создать соответствующую
В
определенной степени Декрет Президента
Беларуси «О парке высоких технологий»
от 22.09.2005 года, №12 решил указанный
комплекс вопросов для предприятий,
занимающихся разработкой и внедрением
информационно-коммуникационных технологий
и программного обеспечения, а также
экспортом таких технологий и
программ. Однако хотелось бы отметить,
что современное состояние
Особые
налоговые режимы в части обложения
различного рода накоплений в большинстве
случаев стимулируют
Применение
налоговых льгот по капитальным
вложениям в краткосрочном
Для обеспечения снижения стоимости инвестиций для стан с переходной экономикой, по мнению специалистов МВФ, применение ускоренной амортизации предпочтительнее по сравнению с предоставлением льготы в форме освобождения от налогообложения части прибыли. Такой подход соответствует потребностям Беларуси в модернизации производства, поскольку стимулирует не просто инвестирование, а направление средств на приобретение высокотехнологичного оборудования. Возможные дополнительные ограничения, связанные с предоставлением права осуществлять ускоренную амортизацию высокотехнологичного оборудования, нематериальных активов и отсутствием такой возможности в части обычной оргтехники, мебели, автомобилей, позволят стимулировать реальную модернизацию отраслей. Таким образом решается задача на просто привлечения инвестиций, но и направления их на повышение эффективности производства.
Применение
инвестиционного налогового кредита
возможно в части предоставления
отсрочки уплаты налогов в какой-либо
пропорции от начисленной суммы.
В Республике Беларусь таким кредитом
пользуются предприятия свободных
экономических зон и некоторые
предприятия промышленного
Поощрительные вычеты отличаются от кредита тем, что позволяют сократить доход, облагаемый налогом, без уменьшения суммы уплачиваемых налогов. Возможность переноса убытков прошлых лет на последующие годы имеет очень важное значение для инвесторов в новых сферах деятельности. Особенно это касается крупных инвестиций, требующих существенных затрат и длительного срока начала окупаемости. Однако такая форма в настоящее время не применяется в Республике Беларусь.
По
моему мнению, чрезвычайно важно
обеспечить внутреннюю стабильность налогового
законодательства на оговоренный период
с обязательным предварительным
уведомлением о его изменениях. Практика
введения в действие законодательных
актов «задним числом», как и
изменения комментариев старого
нормативного документа, увеличивает
налоговые риски
Тенденции изменения структуры налоговых доходов Беларуси в пользу прямых налогов должны обеспечивать повышение уровня нейтральности налогов. Конечно же, важным фактором ограничения негативного влияния налогов на общеэкономические показатели ввиду наличия безвозвратных потерь, вызываемых ими, является снижение налоговой нагрузки. Как правило, в мировой практике соответствующие механизмы основываются на снижении ставок налогов при одновременной отмене всех льгот, не связанных с моделями их построения. Для обеспечения доходов бюджета одновременно принимаются меры по расширению налоговой базы остающихся налогов и сборов.
Налоговые
стимулы могут стать реальным
средством воздействия
Налоговая
система нашей страны имеет свои
особенности, получившие свое развитие
в свете сложившихся социально-
Основным документом, регламентирующим в комплексе всю совокупность налоговых отношений в государстве, является Налоговый кодекс, который был принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в декабре 2002 г. Налоговый кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет нашей республики, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений.
Также
существует налоговая служба Республики
Беларусь, то есть совокупность специальных
государственных органов , которые
в пределах своей компетенции
проводят государственную политику
и осуществляют регулирование и
управление в налоговой сфере. Общее
управление налогами в стране возложено
на высшие органы государственной власти
– парламент, аппарат Президента,
правительство. Они определяют основные
принципы налогообложения, разрабатывают
налоговую политику. Оперативное
управление процессом налогообложения
в Республике Беларусь возложено
на Министерство финансов и его органы
на местах, Министерство по налогам
и сборам и его территориальные
инспекции, Комитет государственного
контроля, Государственный таможенный
комитет, которые действуют в
пределах своей компетенции в
соответствии с действующим
Таким
образом, рассмотренные данные по формированию
и изменению налоговой системы
Беларуси подтверждают тот факт, что
все совершенствуется, изменяется с
целью упрощения системы
Как
ничто в этом мире не совершенно,
так и не совершенна налоговая
система Республики Беларусь. Система
налогообложения нуждается в
совершенствовании, поскольку с
каждым днем развитие всех сфер жизни
идет вперед, необходимо быстро улавливать
происходящие изменения и вносить
корректировки в уже
Хотелось бы отметить тот факт, что, налоговая система нашей страны нуждается в совершенствовании, поскольку значительная часть государственного бюджета Беларуси формируется за счет применения жестких экономических методов фискального регулирования, во многих случаях - за счет высоких штрафных санкций. Многие предприятия выдерживают значительную налоговую нагрузку, которая могла быть и меньше. Сегодня многие страны мира для развития своих экономических моделей заимствуют опыт Китая, где налоговая нагрузка составляет около 18% от ВВП.
Реформирование
налоговой системы нельзя отождествлять
с перманентной корректировкой порядка
уплаты отдельных налогов, снижением
или увеличением налоговых
Опыт налогообложения в