Налоговая система современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….……2
Глава 1. Сущность и функции налогов ……………………..………...…….…..4
1. Сущность налогов и их роль в экономике государства……….….....4
2. Функции налогов…………………………………..…..………….……6
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации…………………...…….8
1. Система налогообложения в России и принципы её построения………………………………………………………..…….8
2. Структура и классификация налогов в Российской Федерации………………………………….……….…………………11
3. Правовое регулирование российской налоговой системы………....16
Глава 3. Основные недостатки действующей системы налогообложения и пути их оптимизации……………………………………….……………….…..19
1. Недостатки налоговой системы России…….…………...………..…19
2. Пути оптимизации налоговой системы России……………..…..….21
Заключение……………………………………………………………….……....23
Список литературы…………………………………………................................25
Приложения………………………………………………………………….......26

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ИТОГ.docx

— 198.45 Кб (Скачать)

3. постепенное  перемещение налогового бремени  с предприятий на физических  лиц; 

4. решение  комплекса проблем, связанных  со сбором налогов и контролем  за соблюдением налогового законодательства.

     На  сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:17

  • расширение прав местных органов при установлении ставок налогов на 
    имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;
  • унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;
  • расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;
  • усиление социальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

   В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере 
стимулирующую и регулирующую функции.

   Реформирование  действующей налоговой системы  должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в 
инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для 
иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач 
развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное 
отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

На основании  всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов.
  2. Сущностью налога является изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.
  3. Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили четыре основные его функции - фискальную, стимулирующую, регулирующую и распределительную.
  4. Налоговая система есть не что иное, как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.        Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая 
    служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. 
    Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
  5. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность, непосредственно поступали в соответствующую казну.
  6. Правовое регулирование российской налоговой системы регламентировано законодательством Российской Федерации, включающим в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
  7. Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ

2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ

3. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации ".

4. Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: КНОРУС., 2005. - 232 с

5. Дуканич Л. В., Налоги и налогообложение. Ростов на Дону.: Феникс. - 2000. - 226с.

6. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. Пособие для экон. Вузов. М., Экономика, 2002. 254 с.

7. Лыкова Л.Н., Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: «Бек»., - 2001. - 278с.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171

9. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник-М.:Юристъ, 2003.-355 с.

10. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие.- 4-е изд. СПб.: Питер, 2003. 178 с.

11. http://www.nalog.ru/ Федеральная Налоговая служба

12. www.cbr.ru. Центральный Банк России

13. http://bibliotekar.ru. Экономическая библиотека

14. www.minfin.ru. Министерство Финансов Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Поступление администрируемых ФНС  России доходов в  бюджетную систему  Российской Федерации, включая государственные  внебюджетные фонды 

за 2007-2008 гг.18

      Таблица 1.

млрд.рублей

  2007 год 2008 год в процентах  к 2007 году
  Всего поступило в бюджетную  систему РФ 8 643,4 10 032,8 116,1
в том числе:      
    Налоги  и сборы в консолидированный  бюджет РФ (вкл. ЕСН) 7 360,2 8 455,7 114,9
     Государственные внебюджетные фонды 1 283,2 1 577,1 122,9
       
            Таблица 2.

млрд.рублей

      2007 год 2008 год в процентах  к 2007 году
    Налоги  и сборы - всего (вкл. ЕСН) 7 360,2 8 455,7 114,9
            в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) 3 747,6 4 078,7 108,8
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 3 612,6 4 377,0 121,2
из  них:      
       Налог на прибыль организаций 2 172,2 2 513,0 115,7
            в федеральный бюджет 641,3 761,1 118,7
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 1 530,9 1 751,9 114,4
     Налог на доходы физических  лиц      
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 1 266,1 1 665,6 131,6
   Единый социальный налог в  федеральный бюджет 405,0 506,8 125,1
   Налог на добавленную стоимость      
            на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации) 1 390,4 998,4 71,8
            на товары, ввозимые на территорию  Российской Федерации из Республики  Беларусь 34,3 40,3 117,4
     Акцизы 289,9 314,7 108,6
            в федеральный бюджет 108,8 125,2 115,1
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 181,0 189,4 104,6
    Налоги  и сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами  1 235,1 1 742,6 141,1
            в федеральный бюджет 1 157,4 1 637,5 141,5
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 77,8 105,1 135,2
  в том числе:      
        налог на добычу полезных ископаемых 1 197,4 1 708,0 142,6
            в федеральный бюджет 1 122,9 1 604,7 142,9
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 74,5 103,4 138,8
          из него нефть: 1 070,9 1 571,6 146,8
            в федеральный бюджет 1 017,3 1 493,0 146,8
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 53,6 78,6 146,7
       
             Таблица 3. млрд.рублей
  2007 год 2008 год в процентах  к 2007 году
Государственные внебюджетные фонды - всего 1 283,2 1 577,1 122,9
в том числе:      
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) 1 014,9 1 251,4 123,3
Фонд  социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) 64,1 74,0 115,5
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 71,8 89,3 124,4
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) 132,5 162,4 122,6

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

О поступлении администрируемых ФНС России доходов  в федеральный  бюджет Российской Федерации  в 2008 году.19

Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.

Схема 1.

Основная масса  администрируемых ФНС России доходов  федерального бюджета обеспечена поступлениями  налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 2.

Поступления налога на прибыль  организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.

Поступления единого социального  налога, зачисляемого в федеральный  бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.

Налога  на добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%.

Налога  на добычу полезных ископаемых (далее  – НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей. 
По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.

Страховых взносов, зачисляемых  в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2008 году поступило 1 251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем в 2007 году.

В Фонд социального  страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2008 году поступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2007 году.

В территориальные  фонды обязательного  медицинского страхования в 2008 году поступило 162,4 млрд. рублей, или на 22,6% больше, чем в 2007 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Основные  признаки классификации налогов.20

Таблица 1.

Основные  признаки Примеры-характеристика  
Критерий  перелагаемости налогов 

Способ обложения  и взимания налогов 

по платежеспособности плательщика

Прямые (налоги на доход  и имущество):

*налог на прибыль  корпораций;

*налог на доходы  с физических лиц. 

Косвенные (акцизы; налог  с продаж; налог на добавленную  стоимость, таможенные пошлины; фискальные налоги).

 
Источники обложения 1. Налоги с дохода, прибыли. 

2. Налоги с капитала, ценных бумаг. 

3. Налоги с имущества. 

 
Субъекты  и объекты обложения * Налоги с физических  лиц. 

* Налоги с юридических  лиц. 

* Поземельный налог. 

* Поимущественный  налог. 

 
По иерархии государственной власти (статус) * Федеральные налоги (налог на добавленную стоимость,  налог на прибыль предприятий).

* Региональные налоги (налог на имущество предприятий).

* Местные налоги (земельный  налог).

 
Воспроизводственные стадии * Налоги на производство.

* Налоги на обращение. 

* Налоги на потребление. 

 
По факторам производства * Налоги на труд.

* Налоги на капитал. 

* Налоги на землю. 

 
По целевому назначению * Общие налоги (налог  на прибыль, налог на добавленную  стоимость).

* Специальные налоги (взносы в социальные фонды).

 
По ограниченным производственным ресурсам * Налоги на природные  ресурсы, трудовые ресурсы, на  инвестиционные информационные  ресурсы.   
Способы обложения  доходов и расходов * Налоги на доходы.

* Налоги на расходы. 

 
Консолидации  бюджетных и внебюджетных фондов * Бюджетные налоги; внебюджетные фонды (Пенсионный  фонд, Фонд социального страхования,  фонд обязательного медицинского  страхования).  

Информация о работе Налоговая система современной России