Налоговая система современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….……2
Глава 1. Сущность и функции налогов ……………………..………...…….…..4
1. Сущность налогов и их роль в экономике государства……….….....4
2. Функции налогов…………………………………..…..………….……6
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации…………………...…….8
1. Система налогообложения в России и принципы её построения………………………………………………………..…….8
2. Структура и классификация налогов в Российской Федерации………………………………….……….…………………11
3. Правовое регулирование российской налоговой системы………....16
Глава 3. Основные недостатки действующей системы налогообложения и пути их оптимизации……………………………………….……………….…..19
1. Недостатки налоговой системы России…….…………...………..…19
2. Пути оптимизации налоговой системы России……………..…..….21
Заключение……………………………………………………………….……....23
Список литературы…………………………………………................................25
Приложения………………………………………………………………….......26

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ИТОГ.docx

— 198.45 Кб (Скачать)
p align="justify">   Общие налоги обезличиваются и поступают  в единую кассу государства - бюджет, хотя и разных уровней в зависимости  от государственного устройства (по НК РФ это налог на прибыль, налог  на добавленную стоимость и др.).

   Специальные налоги имеют строго определенное назначение и предназначены для формирования централизованных целевых фондов (например, единый социальный налог). Специальные  налоги нередко взимаются с отдельных  групп плательщиков.

   Введение  чрезвычайных налогов непосредственно  связано с конкретным событием или  этапом существования и развития той или иной страны.

   Полная  таблица основных признаком классификации  налогов представлена в Приложении 3.

   В зависимости от характера изменения  налоговой политики (варьируя налоговую  ставку) различают налоги прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

   Таким образом, социальная функция налогов  сводится к тому, что тот, кто работал  больше и заработал больше, должен платить больше налогов с той  целью, чтобы быть ближе по своим  доходам к менее обеспеченному  соседу, тем самым способствуя  снижению социальной напряженности  в обществе.12 
 
 
 

2.3 Правовое регулирование российской налоговой системы

     Правовое  регулирование российской налоговой  системы регламентировано законодательством  Российской Федерации, включающим в  себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные  законы о налогах и сборах; законы и иные нормативные акты о налогах  и сборах субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов  местного самоуправления о местных  налогах и сборах.

     Законодательство  о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в  Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления  налогового контроля, обжалования актов  налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения.13

     Налоговый кодекс РФ - единый законодательный  акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России; он состоит из двух частей.

     Часть первая НК РФ, введенная в действие с 1 января 1999 г., устанавливает круг нормативно-правовых актов, подпадающих  под термин "законодательство о  налогах и сборах", который  регламентирует важнейшие положения  налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов  и сборов, порядок их введения и  отмены, а также весь комплекс взаимоотношений  государства с налогоплательщиками  и их агентами. Принятие части первой НК РФ явилось поистине историческим моментом в развитии экономических  реформ в нашей стране.

     С 1 января 2001 г. вступила в силу часть  вторая НК РФ, определяющая порядок  исчисления и уплаты отдельных налогов.

     В результате принятия Налогового кодекса  РФ снижено общее количество налогов, действовавших в Российской Федерации; вместо 48 установленных федеральным  законодательством налогов и  отчислений во внебюджетные фонды и  более чем 100 фактически действовавших  к моменту его принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей на данный момент установлены 15 видов  налогов и сборов.

     При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов  стал исчерпывающим, т.е. ни один орган  законодательной власти субъекта Федерации  и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность  в незыблемости налоговой системы.

   Систему налогового законодательства составляет взаимосвязанная совокупность нормативных  актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Эта система  охватывает законы, указы, постановления, межведомственные и ведомственные  нормативные документы, а также  акты других отраслей законодательства в том случае, если они содержат нормы, применяемые к налоговым  отношениям.

   Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, а также функции агента валютного  контроля в пределах компетенции  налоговых органов, является Федеральная  налоговая служба (ФНС России).

   ФНС России представляет собой уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти, обеспечивающий представление в делах о банкротстве  и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и  требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

   Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и  через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными  фондами, общественными объединениями  и иными организациями.

   Федеральная налоговая служба и ее территориальные  органы - управления ФНС России по субъектам  Российской Федерации, межрегиональные  инспекции, инспекции по районам, районам  в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

   ФНС России не вправе осуществлять в установленной  сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, определяемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства  РФ, а также управление государственным  имуществом и оказание платных услуг.

   Федеральная налоговая служба находится в  ведении Министерства финансов РФ (Минфина  России).

   Минфин  России является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения  драгоценных металлов и драгоценных  камней, таможенных платежей, определения  таможенной стоимости товаров и  транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии, организации  и проведения лотерей, азартных игр  и пари, производства и оборота  защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной  службы, противодействия легализации  доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.14

   Минфин  России осуществляет координацию и  контроль деятельности находящихся  в его ведении Федеральной  налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной  службы по финансовому мониторингу  и Федерального казначейства, а также  контроль за исполнением таможенными  органами нормативных правовых актов  по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

   Минфин  России взаимодействует с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями.

Глава 3.  Основные недостатки действующей системы  налогообложения  и пути их оптимизации

3.1 Недостатки налоговой  системы России

     Оптимально  построенная налоговая система  должна не только обеспечивать финансовыми  ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному  поиску путей повышения эффективности  хозяйствования.

     Мировой опыт налогообложения показывает, что  изъятие у налогоплательщика  до 30-40% от дохода является пределом, после  которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов  предусматривает изъятие у налогоплательщика  более 40-50% его доходов, то это полностью  ликвидирует стимулы к предпринимательской  инициативе и расширению производства.15

     В мировой налоговой практике в  качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение  суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного  валового внутреннего продукта.

     В Российской экономике по различным  оценкам от 25 до 40% ВВП создается  в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный  бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные  налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную  казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать  такую нагрузку.

     Другая  проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП  рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению  в бюджет налогов. Однако из-за хронических  недоплатежей в бюджет долги превышают  предполагаемые поступления налоговых  отчислений.

     Налоги  должны распределяться в равной степени  между федеральным центром и  регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).

     Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют  многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого  сложно избежать из-за высокого динамизма  процессов, которые происходят в  хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.

     Наиболее  спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась  по образу и подобию налоговых  систем западных стран. В некоторых  случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.

     Проблематичен также вопрос неравномерности распределения  налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых  отчислений налогоплательщиков в зависимости  от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен  на тех налогоплательщиков, которых  легко проверить (т.е. мелких и средних  предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как  на законном, так и на незаконном основании.

     Особенно  сильные дебаты в настоящее время  ведутся в связи с введением  налога с продаж и единого налога на вмененный доход.

     Вместо  посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.

     Несмотря  на очевидную необходимость реформирования налоговой системы ее кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые  реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система  совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально  измениться. Уже сейчас наблюдается  тенденция (хотя и не совсем удачная) к снижению налоговых ставок и  снижению налогового бремени.  

     3.2 Пути оптимизации  налоговой системы  России

     Сегодня под налоговой реформой имеется  в виду, прежде всего, укрепление налоговой  системы, ее совершенствование. Для  этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать  необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных  финансовых ресурсов.

     Основные  направления налоговой реформы  в России в должны быть направлены на: 16

1. ослабление  налогового бремени и упрощение  налоговой системы путем отмены  низкоэффективных налогов и отчислений  во внебюджетные фонды; 

2. расширение  налоговой базы благодаря отмене  ряда налоговых льгот, расширению  круга плательщиков налогов и  облагаемых доходов в соответствии  с принципом «налоговой справедливости»; 

Информация о работе Налоговая система современной России