Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:39, курсовая работа
Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.
Введение…………………………………………………………………..….……2
Глава 1. Сущность и функции налогов ……………………..………...…….…..4
1. Сущность налогов и их роль в экономике государства……….….....4
2. Функции налогов…………………………………..…..………….……6
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации…………………...…….8
1. Система налогообложения в России и принципы её построения………………………………………………………..…….8
2. Структура и классификация налогов в Российской Федерации………………………………….……….…………………11
3. Правовое регулирование российской налоговой системы………....16
Глава 3. Основные недостатки действующей системы налогообложения и пути их оптимизации……………………………………….……………….…..19
1. Недостатки налоговой системы России…….…………...………..…19
2. Пути оптимизации налоговой системы России……………..…..….21
Заключение……………………………………………………………….……....23
Список литературы…………………………………………................................25
Приложения………………………………………………………………….......26
Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
Налоговая
система не должна оставлять сомнений
у налогоплательщика в
Система
и процедура выплаты налогов
должны быть простыми, понятными и
удобными для налогоплательщиков и
экономичными для учреждений, собирающих
налоги.
Налоговая система должна быть гибкой
и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим
потребностям.
Налоговая
система должна обеспечивать перераспределение
создаваемого
ВВП и быть эффективным инструментом государственной
экономической политики.
Этими
принципами должно руководствоваться
любое государство при
Несмотря на всё сказанное, в действующей
налоговой системе есть и положительные
моменты.
На
данный момент налоговая система
Российской Федерации построена
на следующих принципах: приоритетное
направление по налоговым изъятиям
приходится на обложение хозяйствующих
субъектов (юридических лиц). В условиях
рыночной экономики такое явление
- анахронизм и требует поэтапного
(постепенного) переноса налогового бремени
на граждан.
Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
Создание
разветвлённой системы
Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.
Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
Установлена
обязательность постановки всех субъектов
предпринимательской и
Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов, по сравнению с остальными расходами предприятия.
Для
налогоплательщиков предусмотрена возможность
получения по их просьбе отсрочек и рассрочек
платежей в пределах текущего года, а также
финансовых санкций, если их применение
может привести к банкротству и прекращению
дальнейшей производственной деятельности
налогоплательщика.
2.2 Структура и классификация налогов в Российской Федерации
Налоговая
система включает различные виды
налогов. Группировка налогов по
методам их установления и взимания,
характеру применяемых ставок и
объектов обложения и т.д. представляет
собой классификацию налогов, позволяющую
устанавливать их сходства и различия.
Отдельные группы налогов требуют
особых условий обложения и взимания,
специфических административно-
По
мере развития систем налогообложения
изменялся принцип
В бюджетной практике разных стран наибольшее распространение получила классификация налогов исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов по установлению налогов и управлению налоговыми платежами. Такую группировку налогов называют еще статусной классификацией, предполагающей разделение налогов на государственные (федеральные и региональные) и местные.
В Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.5
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России, т.е. их состав, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты определяются на федеральном уровне и только согласно НК РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся:6
Региональные
налоги и сборы устанавливаются
НК РФ, вводятся в действие законами
субъектов Российской Федерации
и обязательны к уплате на территории
этих субъектов. Законодательные органы
определяют налоговые ставки в соответствии
с НК РФ; порядок и сроки уплаты
налога; формы отчетности. Кроме
того, региональный законодатель правомочен
также вводить налоговые льготы
и основания их предоставления налогоплательщику.
Иные элементы налогообложения
Региональные налоги и сборы с 1 января 2005 г. включают:7
Специальные налоговые режимы устанавливают и применяют в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Они предполагают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
Специальными налоговыми режимами являются:8
Особенностью
этих налогов является то, что со
дня их введения на территории субъектов
Российской Федерации с
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В
городах федерального значения - Москве
и Санкт-Петербурге - местные налоги
и сборы устанавливаются и
вводятся в действие законами данных
субъектов Федерации. При этом в
нормативных правовых актах определяются
налоговые ставки в пределах, установленных
НК РФ, порядок и сроки уплаты
налога, а также формы отчетности
по данному местному налогу. Представительные
органы местного самоуправления могут
также предусматривать
Местные налоги включают:9
В России состав федеральных, региональных и местных налогов в период 1992 - 2008 гг. постоянно изменялся. Это является отражением новых тенденций экономического развития и реформ государственного управления. Проводимая административная и налоговая реформа обусловливает дальнейшее изменение состава федеральных, региональных и местных налогов. Одновременно ряд налогов переведен в разряд неналоговых поступлений в государственный бюджет (в частности, таможенные пошлины, платежи по природопользованию).
Данные о поступлениях доходов в федеральный бюджет Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за 2007-2008 гг. представлены в Приложении 1 и 2.
В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые
налоги взимаются непосредственно
с дохода или имущества
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Они включаются в цену товара, а также тариф на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
К примеру, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.
Налогоплательщик
при реализации товаров (работ, услуг)
получает с покупателя одновременно
с ценой и налоговые суммы,
которые затем перечисляет
Косвенные
налоги являются наиболее простыми для
государства с точки зрения их
взимания, но достаточно сложными для
налогоплательщика с точки
Российская
система налогообложения в
Классификация налогов по налогоплательщикам включает, как правило, три группы налогов:
Группировка налогов по объекту обложения также нередко используется в научных изданиях. Она отражает деление налогов на налоги на доходы, имущество, действия (финансовые операции, обороты, хозяйственные активы), ресурсы (их использование).11
Наконец, в последние годы стала использоваться классификация налогов по такому критерию, как направление использования налогов, или назначение налогов. При этом выделяют общие, специальные и чрезвычайные налоги.
<