Налоговая система современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….……2
Глава 1. Сущность и функции налогов ……………………..………...…….…..4
1. Сущность налогов и их роль в экономике государства……….….....4
2. Функции налогов…………………………………..…..………….……6
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации…………………...…….8
1. Система налогообложения в России и принципы её построения………………………………………………………..…….8
2. Структура и классификация налогов в Российской Федерации………………………………….……….…………………11
3. Правовое регулирование российской налоговой системы………....16
Глава 3. Основные недостатки действующей системы налогообложения и пути их оптимизации……………………………………….……………….…..19
1. Недостатки налоговой системы России…….…………...………..…19
2. Пути оптимизации налоговой системы России……………..…..….21
Заключение……………………………………………………………….……....23
Список литературы…………………………………………................................25
Приложения………………………………………………………………….......26

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ИТОГ.docx

— 198.45 Кб (Скачать)
"justify">  Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем: Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

  Необходимо  прилагать все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или  капитала недопустимо. Примером осуществления  этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где  обложение оборота происходило  по нарастающей кривой, на НДС, где  вновь созданный чистый продукт  облагается налогом всего один раз  вплоть до его реализации.

  Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа, т.е. обязательность уплаты налогов.

  Система и процедура выплаты налогов  должны быть простыми, понятными и  удобными для налогоплательщиков и  экономичными для учреждений, собирающих налоги. 
Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

  Налоговая система должна обеспечивать перераспределение  создаваемого 
ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

  Этими принципами должно руководствоваться  любое государство при построении налоговой системы, так как они  обеспечивают выполнение всех функций  налогов. Однако при создании налоговой  системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме  того, по моему мнению, не была правильно  оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки  исключить эти противоречия многочисленными  поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности. 
 Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные моменты.

  На  данный момент налоговая система  Российской Федерации построена  на следующих принципах: приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих  субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного 
(постепенного) переноса налогового бремени на граждан.

  Достаточно  высокий удельный вес по сравнению  с зарубежными странами доли косвенных  налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов  в последнее время возрастает.

  Создание  разветвлённой системы федеральной  Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих  структур вышестоящим, главной задачей  которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая  региональные и местные.

  Наличие широкого перечня разнообразных  льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.

  Разработаны и утверждены жёсткие санкции  за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

  Установлена обязательность постановки всех субъектов  предпринимательской и хозяйственной  деятельности на учёт в налоговых  органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации  в налоговых органах.

  Определена  первоочерёдность направления имеющихся  у предприятий на счетах средств  на уплату налогов, по сравнению с  остальными расходами предприятия.

  Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Структура и классификация  налогов в Российской  Федерации

     Налоговая система включает различные виды налогов. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и  объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов, позволяющую  устанавливать их сходства и различия. Отдельные группы налогов требуют  особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

     По  мере развития систем налогообложения  изменялся принцип классификации  налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую  систему.

     В бюджетной практике разных стран  наибольшее распространение получила классификация налогов исходя из государственного устройства и компетенции  государственных органов по установлению налогов и управлению налоговыми платежами. Такую группировку налогов  называют еще статусной классификацией, предполагающей разделение налогов  на государственные (федеральные и  региональные) и местные.

     В Российской Федерации систему налогов  необходимо характеризовать как  совокупность федеральных, региональных и местных налогов.5

     Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и являются обязательными к  уплате на всей территории России, т.е. их состав, объект налогообложения, порядок  формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты определяются на федеральном  уровне и только согласно НК РФ.

К федеральным  налогам и сборам относятся:6

  • налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);
  • акцизы (гл. 22);
  • налог на доходы физических лиц (гл. 23);
  • единый социальный налог (гл. 24);
  • налог на прибыль организаций (гл. 25);
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1);
  • водный налог (гл. 25.2);
  • налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26);
  • государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

   Региональные  налоги и сборы устанавливаются  НК РФ, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации  и обязательны к уплате на территории этих субъектов. Законодательные органы определяют налоговые ставки в соответствии с НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности. Кроме  того, региональный законодатель правомочен также вводить налоговые льготы и основания их предоставления налогоплательщику. Иные элементы налогообложения устанавливаются  федеральными законами.[11. C. 26]

Региональные  налоги и сборы с 1 января 2005 г. включают:7

  • транспортный налог (гл. 28 НК РФ);
  • налог на игорный бизнес (гл. 29);
  • налог на имущество организаций (гл. 30).

   Специальные налоговые режимы устанавливают  и применяют в случаях и  порядке, которые предусмотрены  НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Они предполагают особый порядок определения элементов  налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных  налогов и сборов.

   Специальными  налоговыми режимами являются:8

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (гл. 26.2);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

   Особенностью  этих налогов является то, что со дня их введения на территории субъектов  Российской Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных  Налоговым кодексом РФ.

   Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и  обязательные к уплате на территориях  соответствующих муниципальных  образований.

   В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - местные налоги и сборы устанавливаются и  вводятся в действие законами данных субъектов Федерации. При этом в  нормативных правовых актах определяются налоговые ставки в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Представительные органы местного самоуправления могут  также предусматривать налоговые  льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

Местные налоги включают:9

  • налог на имущество физических лиц (гл. 23 НК РФ);
  • земельный налог (гл. 31).

   В России состав федеральных, региональных и местных налогов в период 1992 - 2008 гг. постоянно изменялся. Это является отражением новых тенденций экономического развития и реформ государственного управления. Проводимая административная и налоговая реформа обусловливает дальнейшее изменение состава федеральных, региональных и местных налогов. Одновременно ряд налогов переведен в разряд неналоговых поступлений в государственный бюджет (в частности, таможенные пошлины, платежи по природопользованию).

   Данные  о поступлениях доходов в федеральный бюджет Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за 2007-2008 гг. представлены в Приложении 1 и 2.

   В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

   Прямые  налоги взимаются непосредственно  с дохода или имущества налогоплательщика: налог на доходы физических лиц, налог  на прибыль, налог на имущество как  юридических, так и физических лиц. В связи с этим при прямом налогообложении  денежные отношения возникают между  конкретным налогоплательщиком и государством.

   Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Они включаются в цену товара, а также тариф  на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

   К примеру, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

   Налогоплательщик  при реализации товаров (работ, услуг) получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко  называют налогами на потребление. Таким  образом, указанные налоги предназначаются  для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении  субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий  в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги).

   Косвенные налоги являются наиболее простыми для  государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложными для  налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Для государства  эти налоги привлекательны еще и  потому, что поступление их в казну  прямо не привязано к финансово-хозяйственной  деятельности субъекта налогообложения  и фискальный эффект достигается  в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий  и организаций.10

   Российская  система налогообложения в части  соотношения косвенного и прямого  налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно  косвенные налоги, а прямые налоги - роль экономического регулятора доходов  корпораций и физических лиц.

   Классификация налогов по налогоплательщикам включает, как правило, три группы налогов:

  • с организаций (налог на прибыль; налог на добавленную стоимость и т.д.);
  • с физических лиц (налог на доходы физических лиц и т.д.);
  • с организаций и физических лиц (транспортный налог, госпошлина и т.д.).

   Группировка налогов по объекту обложения  также нередко используется в  научных изданиях. Она отражает деление  налогов на налоги на доходы, имущество, действия (финансовые операции, обороты, хозяйственные активы), ресурсы (их использование).11

   Наконец, в последние годы стала использоваться классификация налогов по такому критерию, как направление использования  налогов, или назначение налогов. При  этом выделяют общие, специальные и  чрезвычайные налоги.

<

Информация о работе Налоговая система современной России