Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:39, курсовая работа
Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.
Введение…………………………………………………………………..….……2
Глава 1. Сущность и функции налогов ……………………..………...…….…..4
1. Сущность налогов и их роль в экономике государства……….….....4
2. Функции налогов…………………………………..…..………….……6
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации…………………...…….8
1. Система налогообложения в России и принципы её построения………………………………………………………..…….8
2. Структура и классификация налогов в Российской Федерации………………………………….……….…………………11
3. Правовое регулирование российской налоговой системы………....16
Глава 3. Основные недостатки действующей системы налогообложения и пути их оптимизации……………………………………….……………….…..19
1. Недостатки налоговой системы России…….…………...………..…19
2. Пути оптимизации налоговой системы России……………..…..….21
Заключение……………………………………………………………….……....23
Список литературы…………………………………………................................25
Приложения………………………………………………………………….......26
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и функции налогов ……………………..………...…….…..4
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации…………………...…….8
Глава
3. Основные недостатки действующей
системы налогообложения и пути их оптимизации……………………………………….………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством, является налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.
Сбалансированность
и обоснованность системы налогов
и сборов имеет большое значение
в любом государстве, поскольку
ни одно государство не может существовать
без экономической основы, регулируемой
законодательством, значительную часть
которой составляет налоговая система
и, следовательно, система налогов
и сборов. Особенность налоговой
системы Российской Федерации состоит
в том, что законодательство, регулирующее
эту область жизни общества, ещё
не обрело необходимой стабильности,
поскольку не достигло сбалансированности,
чёткости и обоснованности, способной
удовлетворить все нужды
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что налоги являются важным инструментом финансовой политики государства.
Целью работы является анализ налоговой системы современной России. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
Поставленные нами задачи в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы.
В первой главе подробно раскрыта сущность и описаны функции налогов.
Вторая
глава посвящена налоговой
Третья глава, заключительная, описывает все недостатки и преимущества существующей сегодня налоговой системы и пути оптимизации системы налогов и сборов в РФ.
В заключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.
Содержание курсовой работы изложено на 30 листах машинописного текста.
Информационными
источниками для написания
Глава 1. Сущность и функции налогов
Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти ... ».1
В
истории развития общества еще ни
одно государство не смогло обойтись
без налогов, поскольку для выполнения
своих функций по удовлетворению
коллективных потребностей ему требуется
определенная сумма денежных средств,
которые могут быть собраны только
посредством налогов. Исходя из этого,
минимальный размер налогового бремени
определяется суммой расходов государства
на исполнение минимума его функций:
управление, оборона, суд, охрана порядка,
чем больше функций возложено
на государство, тем больше оно должно
собирать налогов. Закон Российской
Федерации «Об основах
Таким
образом, налоги выражают обязанность
всех юридических и физических лиц,
получающих доходы, участвовать в
формировании государственных финансовых
ресурсов. Поэтому налоги выступают
важнейшим звеном финансовой политики
государства в современных
Закон также определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность, уплачивать налоги».2
В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения.
Объектами
налогообложения, согласно Закону РФ,
являются доходы
(прибыль), стоимость отдельных товаров,
отдельные виды деятельности налогоплательщика,
операции с ценными бумагами, пользование
природными ресурсами, имущества юридических
и физических лиц, передача имущества,
добавленная стоимость продукции, работ
и услуг и другие объекты, установленные
законодательными актами.
Для
более детального рассмотрения проблем
налоговой системы России необходимо
также рассмотреть понятие «
Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.
Итак,
из всего выше сказанного, можно сделать
вывод, что изъятие государством в пользу
общества определённой части валового
внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного
взноса, который осуществляют основные
участники производства ВВП и составляет
сущность налога. Экономическое содержание
налогов выражается взаимоотношениями
хозяйствующих субъектов и граждан, с
одной стороны, и государства, с другой
стороны, по поводу формирования государственных
финансов.
Налоги
как стоимостная категория
1.Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:3
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
2.Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
3.Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.
С
помощью налогов государство
перераспределяет часть прибыли
предприятий и
Перераспределительная
функция налоговой системы
4.Фискальная - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Указанное
разграничение функций
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации
2.1 Система налогообложения в России и принципы её построения
Налоги
представляют собой обязательные платежи,
взимаемые государством на основе закона
с юридических и физических лиц
для удовлетворения общественных потребностей.
Под налогом, сбором, пошлиной
и другим платежом понимается обязательный
взнос в бюджет соответствующего уровня
или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке на условиях,
определенных законодательными актами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин
и других платежей, взимаемых в установленном
порядке, образуют налоговую систему.4
Налоговая система включает следующие
элементы:
Возглавляет налоговую систему
Государственная налоговая
служба РФ, которая входит в систему центральных
органов государственного управление
России, подчиняется Президенту и Правительству
РФ и возглавляется руководителем в ранге
министра.
Главной задачей
Государственной налоговой службы РФ
является контроль за соблюдением законодательства
о налогах, правильностью их исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующие бюджеты государственных
налогов и других платежей, установленных
законодательством.