Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:21, курсовая работа
Цель работы определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития. Исходя из этого в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь; отразить виды налогов; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
В работе изучены такие понятия как налоги, субъекты и объекты налогообложения, фискальная политика; эффект Лаффера. Приводится описание налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь, их ставки, а также нормативно-правовое регулирование. Детально рассмотрены проблемы налоговой системы и анализируются возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………...5
1.1. Сущность и функции налогообложения………………………....5
1.2. Налоговая система и ее эффективность………………………….8
1.3. Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия………………………………………………………..13
1.4. Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси ……………………………………………………………………..16
РАЗДЕЛ 2: ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……20
2.1. Подоходный налог с физических лиц………………………………20
2.2. Налог на прибыль…………………………………………………….21
2.3. Налог на добавленную стоимость…………………………………..23
2.4. Акцизы………………………………………………………………..26
2.5. Налог на недвижимость……………………………………………..28
2.6. Земельный налог……………………………………………………..29
2.7. Экологический налог………………………………………………...29
2.8. Местные налоги и сборы…………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………….........................................33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги представляют собой одну из важнейших категорий государственных финансов. Некоторые считают, что налоги велики, некоторые – что их слишком много, но все сходятся в одном – они необходимы для нормального функционирования и развития государства. И главным инструментом в руках государства должна быть налоговая политика.
Задача государства состоит в построении такой налоговой системы, которая обеспечивала бы финансовыми ресурсами все общественные издержки и при этом не нарушала предел изъятия средств у налогоплательщика, который определяет возможности расширенного воспроизводства.
С одной стороны, социальные программы требуют солидных поступлений в бюджет, но с другой стороны, высокие налоги обычно не дают развиваться экономике, мешают работе предприятий. Необходимо, чтобы налоговая политика правительства была направлена на создание в стране благоприятного налогового климата, на стимулирование сбережений и инвестиций.
Налоги в обществе выполняют ряд важных задач, которые можно свести к трем основным функциям: регулирующей, стимулирующей и фискальной.
В настоящее время налоговая система Республики Беларусь включает значительное число налогов и сборов. Каждый из них имеет свои особенности. Однако такая система является сложной и нерациональной. Она требует упрощения. Поэтому каждый год в налоговом законодательстве происходят изменения. Однако они не всегда являются последовательными и разумными. Существуют проблемы и в области налогового контроля.
В текущем году несколько снижена налоговая нагрузка, упрощена налоговая система. И в будущем основными направлениями налогового реформирования в Республике Беларусь должны продолжать оставаться, а именно: снижение налоговой нагрузки; равномерное распределение налогового бремени; упрощение налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов.
При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности роста производства и его качественных параметров.
В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития отраслей, которые обеспечат эффективный экономический рост.
Реформирование налоговой системы должно также включать установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение.
Анализ проблем фискальной политики позволяет заключить, что несмотря на ряд сложных аспектов в ее реализации возможна разумная скоординированность взаимодействия фискальной и кредитно-денежной политики для достижения определенных макроэкономических результатов.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1. - Ставки акцизов по подакцизным товарам
Наименование товаров |
Единица налогообложения |
Ставки акцизов (в рублях за единицу налогообложения) | |||
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта 28 процентов и более (за исключением спиртов, коньяков, бренди, кальвадоса, коньячных напитков, вин) и напитки винные |
1 литр 100% этилового спирта. |
18 830 | |||
2. Алкогольная продукция
с объемной долей этилового
спирта от 7 до 28 процентов (за
исключением спиртосодержащих |
» |
14 240 | |||
3. Коньяк, бренди, кальвадос, коньячные напитки |
» |
15 870 | |||
4. Оригинальные алкогольные
напитки с объемной долей |
» |
9 410 | |||
5. Вина плодовые крепленые
ординарные и виноградные (за
исключением натуральных, в |
» |
5 100 | |||
6. Вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии |
» |
2 690 | |||
7. Вина виноградные оригинальные |
» |
22 300 | |||
8. Вина фруктово-ягодные
натуральные, сидры фруктово- |
1 литр готовой продукции |
0 | |||
9. Вина натуральные, за исключением игристых, шампанских, газированных и шипучих |
» |
770 | |||
10. Вина игристые, шампанские, газированные и шипучие |
» |
2 740 | |||
11. Слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 2 до 7 процентов |
1 литр 100% этилового спирта. |
11 420 | |||
12. Пиво: |
|||||
12.1. с нормативным ( |
1 литр готовой продукции |
0 | |||
12.2. с нормативным ( |
» |
325 | |||
12.3. с нормативным ( |
» |
610 | |||
13. Спирт: |
|||||
13.1. этиловый из пищевого сырья |
1 литр 100% этилового спирта. |
8 000 | |||
13.2. этиловый – сырец
из пищевого сырья, отпущенный
организациям Республики |
1 литр готовой продукции |
0 | |||
13.3. этиловый ректификованный
из пищевого сырья, отпущенный
организациям Республики |
» |
0 | |||
13.4. этиловый ректификованный технический |
1 литр 100% этилового спирта. |
50 | |||
14. Спиртосодержащие растворы
с объемной долей этилового
спирта 7 процентов и более, за
исключением отпущенных |
» |
19 400 | |||
15. Спиртосодержащие растворы
с объемной долей этилового
спирта до 7 процентов, а также
спиртосодержащие растворы с
объемной долей этилового |
1 литр готовой продукции |
0 | |||
16. Табачные изделия: |
|||||
16.1. табак трубочный |
1 килограмм |
73 980 | |||
16.2. табак курительный |
» |
37 170 | |||
16.3. сигары |
1 штука |
2 130 | |||
16.4. сигариллы |
1000 штук |
14 780 | |||
16.5. сигареты с фильтром, розничная цена на которые установлена в размере: |
|||||
16.5.1. до 70 000 рублей |
» |
6 650 | |||
16.5.2. от 70 000 до 125 000 рублей |
» |
12 500 | |||
16.5.3. от 125 000 рублей |
» |
20 630 | |||
16.6. сигареты с фильтром, розничная цена на которые не установлена |
» |
28 130 | |||
16.7. сигареты без фильтра |
» |
3 400 | |||
16.8. папиросы |
» |
2 120 | |||
17. Бензины автомобильные: |
|||||
17.1. с октановым числом «95» и выше |
1 тонна |
1 228 300 | |||
17.3. с октановым числом до «91» |
» |
863 880 |
|||
18. Дизельное топливо: |
|||||
18.1. дизельное топливо товарное |
» |
695 740 |
|||
18.2. дизельное топливо,
отгруженное для производства
биодизельного топлива, |
» |
0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1. – Средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь
Наименование районов |
Ставка налога |
Брестская область | |
Барановичский |
41 934 |
Брестский |
37 572 |
Кобринский |
29 302 |
Пинский |
26 546 |
Витебская область | |
Браславский |
10 470 |
Витебский |
14 374 |
Глубокский |
21 264 |
Лепельский |
11 618 |
Оршанский |
30 680 |
Полоцкий |
6 566 |
Россонский |
5 352 |
Ушачский |
8 404 |
Чашникский |
17 590 |
Шарковщинский |
21 264 |
Шумилинский |
12 308 |
Гомельская область | |
Гомельский |
25 398 |
Жлобинский |
37 340 |
Калинковичский |
21 494 |
Мозырский |
22 184 |
Речицкий |
26 778 |
Рогачевский |
36 654 |
Светлогорский |
21 264 |
Гродненская область | |
Волковысский |
48 136 |
Гродненский |
44 920 |
Лидский |
34 816 |
Новогрудский |
35 732 |
Слонимский |
39 868 |
Сморгонский |
27 236 |
Минская область | |
Борисовский |
32 518 |
Минский |
41 016 |
Молодечненский |
37 340 |
Несвижский |
59 158 |
Слуцкий |
48 596 |
Солигорский |
35 732 |
Могилевская область | |
Бобруйский |
41 246 |
Кричевский |
32 746 |
Могилевский |
40 098 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица В.1. - Ставки экологического налога за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду
Ставка налога | |
За сброс сточных вод в водные объекты, за 1 куб. метр: |
|
в водотоки |
166 |
в водоемы |
247 |
За сброс сточных вод
в подземные воды при использовании
земледельческих полей |
247 |
За сброс сточных вод в недра, за 1 куб. метр |
12 990 |
Таблица В.2. - Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства
Ставка налога | |
1. За захоронение 1 тонны: |
|
1.1. неопасных отходов производства |
9 576 |
1.2. опасных отходов производства: |
|
первого класса опасности |
2 428 877 |
второго класса опасности |
728 658 |
третьего класса опасности |
243 596 |
четвертого класса опасности |
121 451 |
по которым не определены классы опасности |
879 480 |
1.3. отходов, содержащих
вторичные материальные |
6 072 192 |
2. За хранение 1 тонны: |
|
2.1. неопасных отходов производства |
2 104 |
2.2. опасных отходов производства: |
|
первого класса опасности |
212 612 |
второго класса опасности |
62 357 |
третьего класса опасности |
20 740 |
четвертого класса опасности |
|
из них: |
|
твердых галитовых отходов и шламов галитовых глинистосолевых |
30 |
фосфогипса, шлама химической полировки стекла |
404 |
иных отходов |
10 357 |
2.3. отходов, являющихся
средствами защиты растений и
ядохимикатами, которые |
2 255 |
2.4. осадка сточных вод на иловых площадках, в прудах и накопителях, за 1 тонну (в сухом веществе) |
1 499 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ