Налоговая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития. Исходя из этого в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь; отразить виды налогов; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
В работе изучены такие понятия как налоги, субъекты и объекты налогообложения, фискальная политика; эффект Лаффера. Приводится описание налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь, их ставки, а также нормативно-правовое регулирование. Детально рассмотрены проблемы налоговой системы и анализируются возможные пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………...5
1.1. Сущность и функции налогообложения………………………....5
1.2. Налоговая система и ее эффективность………………………….8
1.3. Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия………………………………………………………..13
1.4. Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси ……………………………………………………………………..16
РАЗДЕЛ 2: ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……20
2.1. Подоходный налог с физических лиц………………………………20
2.2. Налог на прибыль…………………………………………………….21
2.3. Налог на добавленную стоимость…………………………………..23
2.4. Акцизы………………………………………………………………..26
2.5. Налог на недвижимость……………………………………………..28
2.6. Земельный налог……………………………………………………..29
2.7. Экологический налог………………………………………………...29
2.8. Местные налоги и сборы…………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………….........................................33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.docx

— 72.70 Кб (Скачать)

   Впрочем, нет сомнений  и в том, что в переходный  период фискальная политика в  максимальной степени должна  быть направлена на решение  стратегических задач социально-экономического  развития.

   Фискальная политика  призвана оказывать позитивное  воздействие на темпы экономического  роста, способствовать преодолению  официальной и скрытой безработицы,  не допускать чрезмерного возрастания  государственного долга и дефицита  бюджета, повышать эффективность  государственных расходов и на  приемлемом уровне сдерживать  инфляцию.

   Оценка структуры доходов бюджета. В последние годы удельный вес доходов бюджета ВВП сложился на уровне 42 – 45%.

   В переходный период реструктизация доходной части бюджета обнаруживается в том, что изменяется соотношение налоговых и неналоговых поступлений в пользу налогов. Т. е. основная масса доходов бюджета формируется за счёт налоговых поступлений (90 – 94%). В итоге налоговая нагрузка на общенациональном уровне колеблется в пределах 38 – 40% от ВВП.

   Обратим внимание  на то, что среди налоговых  поступлений в бюджет доминируют косвенных налоги (свыше 50%); это – НДС, акцизы, налог на продажу, таможенные пошлины. Среди прямых налогов 40 – 42% составляет подоходный налог на физических лиц. Всё это свидетельствует о низком уровне развития национальной системы налогообложения.

   С 1992 – 2004 год в доходах консолидированного бюджета с 25,9 до 12,4% снизился удельный вес налога на доходы и прибыль, что отражает кризисное состояние реального сектора экономики.

   Кроме того, нестабильность налогового законодательства в Беларуси приводит к тому, что в объёме прямых налогов проявляются резкие колебания удельного веса налога на прибыль.

   Обратим внимание  на отсутствие рациональной структуры  доходов республиканского бюджета.  Имея в виду соотношение налогов  и неналоговых поступлений, прямых  и косвенных налогов, сокращение  поступлений от частного сектора  национальной экономики, неадекватное  развитие рыночных источников  дохода (от приватизации, акционирования, налогов на собственность), перенасыщенность  доходной части бюджета целевыми  фондами (15 – 17%) [28]. 

   Эффективность расходов бюджета. Приобретение национального суверенитета привело к тому, что в республиканском бюджете исчезли такие статьи, как расчёты с бюджетом СССР, но появились расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью страны, по обслуживанию внешнего долга и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также связанные с пополнением государственных запасов и национальной обороны.

   Расходы, связанные с социально-культурными мероприятиями и учреждениями по социальной защите, за последние 12 лет увеличились с 30,4 до 46,8%.

   В соответствии  с Законом «О бюджетной системе  Республики Беларусь и государственных  внебюджетных фондах» средства  республиканского бюджета направляются  на финансирование республиканских  целевых программ в отраслевом разрезе.

   Обратим внимание  на то, что средства бюджета  не являются единственным источником  безвозмездной финансовой поддержки  той или иной отросли национальной  экономики. Так, сельское хозяйство активно использует средства из республиканского и местных фондов поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. В итоге оказывается, что на поддержку отраслей национальной экономики государство использует около 30% бюджета, или 10% от ВВП.

   Обратим внимание  на то, что помимо прямого финансирования  республиканский бюджет активно  вовлечён в так называемое  «бюджетное кредитование». На  практике увлечение Министерством  финансов подобным «бюджетным  кредитованием на льготных условиях»  приводит к тому, что расходы  бюджета стабильно опережают  поступление доходов. Это усиливает  стремление финансовых властей  в ещё больших объёмах распространять  государственные ценные бумаги.

   Приведённые данные  позволяют сделать вывод о  наличии недостаточно рациональной  структуры расходов бюджетных  средств. В условиях хронического бюджетного дефицита и отсутствия внешних источников финансирования (за исключением России) отрицательные тенденции в формировании бюджета значительно снижают его позитивное воздействие на решение задач переходного периода.

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2: ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

   В Республике Беларусь, как в унитарном государстве,  взимаются общегосударственные  и местные налоги. Общегосударственные  (республиканские) налоги поступают  в бюджет центральных органов  власти (республиканский), а местные  зачисляются полностью в местный  бюджет.

2.1. Подоходный налог с физических лиц.

   Подоходным налогом является доход физических лиц, полученный в течение календарного года:

-  физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;

- физическими лицами, не  признаваемыми налоговыми резидентами  Республики Беларусь - от источников  в РБ [9].

   Объектом налогообложения  подоходным налогом с физических  лиц признаются доходы, полученные  плательщиками:

- от источников в Республике  Беларусь и (или) от источников  за пределами Республики Беларусь  – для физических лиц, признаваемых  налоговыми резидентами Республики  Беларусь;

-  от источников в Республике Беларусь – для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

   Подоходный налог с физических лиц взимается по ставкам:

·  12% - общая ставка;

·  9% -доходы, полученные:

- физическими лицами от  резидентов Парка высоких технологий (ПВТ) по трудовым договорам  (контрактам)

- индивидуальными предпринимателями  – резидентами ПВТ; 

- физическими лицами, участвующими  в реализации бизнес-проекта в  сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов ПВТ по трудовым  договорам (контрактам).

·  15% для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов.

   При определении  налоговой базы подоходного налога  с физических лиц учитываются  все доходы плательщика, полученные  им как в денежной, так и  в натуральной формах. Налоговая  база подоходного налога с  физических лиц определяется  отдельно по каждому виду доходов,  в отношении которых установлены  различные налоговые ставки [10].

   При определении размера налоговой  базы плательщик имеет право  на получение следующих стандартных  налоговых вычетов:

-  в размере 270 тыс. рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1635,0 тыс. рублей в месяц;

-  в размере 75 тыс. рублей на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц года;

-  в размере 380 тыс. рублей за каждый месяц года следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности [9].

   Налоговым периодом  подоходного налога с физических  лиц признается календарный год.  Отчетным периодом подоходного  налога с физических лиц для  индивидуальных предпринимателей (частных  нотариусов) признается календарный  квартал [10].

2.2. Налог на  прибыль.

   Плательщиками налога  на прибыль являются юридические  лица Республики Беларусь, иностранные  юридические лица и международные  организации, осуществляющие деятельность  в Республике Беларусь через  постоянное представительство, простые  товарищества, хозяйственные группы [9].

   Объектом налогообложения  налогом на прибыль признаются  валовая прибыль, а также дивиденды  и приравненные к ним доходы [10].

   Налогооблагаемая  прибыль определяется как общая  сумма прибыли от реализации  товаров (работ, услуг), имущественных  прав и доходов от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму  расходов по этим операциям  [9].

   Ставка налога на прибыль: 

- 24% - для компаний Республики  Беларусь и иностранных организаций,  не осуществляющих деятельность  в Республике Беларусь через  постоянное представительство;  

- 12% - дивиденды; 

- 10% - производство лазерно-оптической  техники; 

- 5% - продажа информационных  технологий и услуг и услуг  по их разработке членами научно-технологической  ассоциации [10].

  Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены в законодательном порядке для:

- организаций, осуществляющих  производство лазерно-оптической  техники, у которых доля этой  техники в общем объеме их  производства составляет не менее  50 %(уплачивают налог по ставке 10%);

- организаций, включенных  в перечень высокотехнологичных  организаций, утверждаемый Президентом  Республики Беларусь, в части  прибыли, полученной от реализации  высокотехнологичных товаров (работ,  услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50% ) [9].

   От налога на прибыль освобождаются:

- организации, в которых  более 50 процентов от списочной  численности в среднем за период  составляют инвалиды;

- организации, осуществляющие  эксплуатацию объектов придорожного  сервиса в течение пяти лет  с даты ввода в эксплуатацию  таких объектов [9].

   Налоговым периодом  налога на прибыль признается  календарный год.      Отчетным периодом налога на прибыль признается:

- для национальных плательщиков–  по их выбору календарный месяц  или календарный квартал;

- для иностранных организаций,  осуществляющих деятельность в  Республике Беларусь через постоянное  представительство, – календарный  квартал.

   Уплата налога  на прибыль производится в  течение налогового периода по  итогам истекшего отчетного периода  не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом [10].

2.3. Налог на добавленную стоимость.

   Плательщиками налога  на добавленную стоимость (НДС)  признаются юридические лица  Республики Беларусь, иностранные  юридические лица и международные  организации, простые товарищества, хозяйственные группы, индивидуальные  предприниматели, а также организации  и физические лица, осуществляющие  перемещение товаров через таможенную  границу Республики Беларусь  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь [9].

   Объектами налогообложения налогом  на добавленную стоимость признаются:

-  Ввоз товаров на таможенную территорию Республики;

-  обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь [10].

   В Республике Беларусь  действует  метод исчисления  НДС. Сумма налога, подлежащая  уплате плательщиком в бюджет, определяется между общей суммой  налога, исчисленной по итогам  налогового периода. Если сумма  налоговых вычетов превышает  общую сумму налога, плательщик  налог не уплачивает, а разница  между суммой налоговых вычетов  и общей суммой налога подлежит  вычету в следующем налоговом  периоде.

   Не признаются объектом налогообложения  НДС: 

- имущество, вносимое  в качестве взноса (вклада) в уставный  фонд организации в установленных  учредительными документами размерах;

- обороты по первичному  размещению ценных бумаг эмитентами;

-  перечисляемые в доход бюджета суммы арендной платы, полученные от сдачи в аренду, в том числе финансовую аренду (лизинг), предприятия в целом как имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности.

   Налог на добавленную стоимость  взимается по следующим ставкам:

20% : общая налоговая ставка:

0 %: товары, помещенные под  таможенные режимы экспорта, а  также вывезенные в Российскую  Федерацию; работы и услуги  по сопровождению, погрузке, перегрузке, и иные подобные работы и  услуги, непосредственно связанные  с реализацией экспортируемых  товаров; экспортируемые транспортные  услуги, включая транзитные перевозки,  а также экспортируемые работы  по производству товаров из  давальческого сырья (материалов).

10 %: при реализации производимой  на территории Республики Беларусь  продукции растениеводства (кроме  цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; при  ввозе на таможенную территорию  Республики Беларусь и (или)  реализации продовольственных товаров  и товаров для детей, включенных  в перечень, утвержденный Президентом  Республики Беларусь.

Информация о работе Налоговая система РБ