Налоговая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития. Исходя из этого в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь; отразить виды налогов; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
В работе изучены такие понятия как налоги, субъекты и объекты налогообложения, фискальная политика; эффект Лаффера. Приводится описание налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь, их ставки, а также нормативно-правовое регулирование. Детально рассмотрены проблемы налоговой системы и анализируются возможные пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………...5
1.1. Сущность и функции налогообложения………………………....5
1.2. Налоговая система и ее эффективность………………………….8
1.3. Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия………………………………………………………..13
1.4. Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси ……………………………………………………………………..16
РАЗДЕЛ 2: ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……20
2.1. Подоходный налог с физических лиц………………………………20
2.2. Налог на прибыль…………………………………………………….21
2.3. Налог на добавленную стоимость…………………………………..23
2.4. Акцизы………………………………………………………………..26
2.5. Налог на недвижимость……………………………………………..28
2.6. Земельный налог……………………………………………………..29
2.7. Экологический налог………………………………………………...29
2.8. Местные налоги и сборы…………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………….........................................33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.docx

— 72.70 Кб (Скачать)

 

Частное учреждение образования

«Институт предпринимательской  деятельности»

 

 

Факультет внешнеэкономическая деятельность и предпринимательство

Кафедра экономики и туризма

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

            на тему: «Налоговая система Республики Беларусь»

            по дисциплине «Макроэкономика»

 

 

 

 

 

Студент(ка): очной формы  обучения

 

 

 

Руководитель:

                                                                    

 

                                         

 

                                                   Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………...5

    1. Сущность и функции налогообложения………………………....5
    2. Налоговая система и ее эффективность………………………….8
    3. Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия………………………………………………………..13
    4. Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси  ……………………………………………………………………..16

РАЗДЕЛ 2: ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……20

      2.1.     Подоходный налог с физических  лиц………………………………20

      2.2.     Налог на прибыль…………………………………………………….21

      2.3.     Налог на добавленную стоимость…………………………………..23

      2.4.     Акцизы………………………………………………………………..26

      2.5.     Налог на недвижимость……………………………………………..28

      2.6.     Земельный налог……………………………………………………..29

      2.7.     Экологический налог………………………………………………...29

      2.8.     Местные налоги и сборы…………………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………….........................................33

ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В воздействии государства на рыночную экономику важное место занимают налоги. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора на негативные явления рынка. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов возможных субъектов хозяйствования.

Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Проблемам налоговой системы государства сегодня уделяется пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. 

Актуальность выбранной темы курсовой работы в том, что налоги, как и вся налоговая система, являются важным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель работы определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития. Исходя из этого в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь; отразить виды налогов; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.

В работе изучены такие понятия как налоги, субъекты и объекты налогообложения, фискальная политика; эффект Лаффера. Приводится описание налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь, их ставки, а также нормативно-правовое регулирование. Детально рассмотрены проблемы налоговой системы и анализируются возможные пути их решения.        

При написании работы были использованы различные источники информации, научно-техническая литература, книги, учебные пособия преимущественно белорусских авторов, различные Интернет-ресурсы.

 

РАЗДЕЛ 1.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ФИКСАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

1.1.Сущность и функции налогообложения

   Содержание  налога. С юридических позиций налог является обязательным платежом, взимаемый государством с юридических и физических лиц в определённом размере и в установленный срок на основе налогового законодательства.

   С институциональных позиций налог выступает как форма участия хозяйствующих субъектов в формировании централизованных ресурсов государства.

   С экономических позиций налог является категорией, которая выражает экономические отношения между государством и хозяйствующим субъектом для передачи части дохода государству с целью формирования условий, необходимых для выполнения им соответствующих функций.

   Налог и государство  – парные категории. С появлением государства появляются и налоги. Содержание  и структура налогов непрерывно трансформируются вслед за изменением функций государства.

   Налог выступает как своеобразная плата за поддержание цивилизованности общества.

   Основными чертами  налога как экономического явления  выступают: 1) обязательность, или принудительность, уплаты; 2) безвозмездность и 3) безэквивалентность.

   Уплата налога  выступает как обязанность налогоплательщика,  в то время как у государства  встречных финансовых обязательств  не возникает.

   Функции налога. Налог выполняет фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую, воспроизводственную и контролирующую функции.

   В историческом  плане фискальная (доходная; бюджетная) функция является первичной. Налоги позволяют государству изымать часть доходов и формировать финансовые ресурсы, необходимые для содержания органов управления, непроизводственной сферы, армии и т.д. Это означает, что уровень налогов всегда предопределяется масштабами государственных расходов.

   Распределительная функция вытекает из фискальной функции: для того чтобы иметь финансовые средства, необходимо их изъять у тех, кто иные имеют. Денежные средства перераспределяются государством между отраслями национальной экономики (экономический аспект), а также между социальными группами  (социальный аспект). Не исключено, что через налоги станут изымать сверхдоходы (ренту); распределять финансовые средства с целью социальной защиты малоимущих слоёв населения.

   Регулирующая функция налога важное значение приобрела в условиях смешанной экономики рыночного типа. Налог зарекомендовал себя как наиболее мобильное и высокоэффективное средство регулирования государством социально-экономических процессов. Система налогообложения должна соответствовать принятой концепции экономического развития.

   Из регулирующей  функции непосредственно вытекает стимулирующая функция налога. Дело в том, что налог оказывает непосредственное воздействие на состояние и формирование экономического интереса того или иного хозяйствующего субъекта. Выполнение налогов стимулирующей функции предполагает, а именно:

   а) адресное доведение налога до плательщика вместе с исключениями, преференциями, оговорками, специальными комментариями и т.д.;

   б) выделение конкретной цели стимулирования хозяйственной деятельности (сокращение или наращивание объёмов производства, экология, масштабы использования того или иного фактора производства; форма хозяйствования; структура себестоимости; качество и цена изделия; защита отечественного товаропроизводства и др.).

   Воспроизводственная функция налога направлена на обеспечение возобновляемости процессов национального производства. Даёт возможность для полной компенсации вовлекаемых в производство экономических ресурсов.

   Контролирующая функция налога связана с тем, что возникает возможность чётко отслеживать денежные и товарные потоки, саму хозяйственную деятельностью. При таком контроле уточняется степень эффективности использования вовлекаемых в производство ресурсов, устанавливается сопричастность к общественным и государственным делам. Формируется налоговая дисциплина, которая предполагает своевременность платёжей и расчётов, выплаты заработной платы наёмному персоналу, а также соблюдение хозяйственного законодательства.

   Динамика поступления  налогов отражает динамику имеющих  место социально-экономических процессов,  состояние хозяйственной жизни  и основные тенденции развития  национальной экономики. Последовательный  экономический анализ налогообложения  позволяет выявить в национальной  экономике позитивные и негативные  явления.

   Элементы налога. Ограничимся выделением 10 основных позиций, а именно :

  1. налоговая норма, которая в соответствующем законе определяет правила поведения в хозяйственной сфере;
  2. субъект налога, (определяет тот хозяйствующий субъект, который должен платить, а также налоговый агент – лицо, которое призвано быть ответственным за перечисление в бюджет самого налога);
  3. носитель налога – тот хозяйствующий субъект, кто реально платит налог;
  4. объект налога (налогообложение) – это имущество, доход или прибыль, наличие которое ведет к возникновению обязанности платить налог государству.
  5. налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Под ней понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Для исчисления налоговой базы вводится единица измерения или условная единица;
  6. ставка налога (количественный параметр налога, приходящийся на единицу налогооблагаемой базы). Налоговые ставки могут быть твёрдыми и процентными. В свою очередь процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
  7. налоговый период обеспечивает временную определённость существования налога; по истечении налогового периода определяется налоговая база и исчисляется сумма налога;
  8. налоговые льготы устанавливаются с целью уменьшения налоговой нагрузки;
  9. источник уплаты налога – экономический показатель, за счёт которого производится уплата налога.

Способ взимания налога. Различаются кадастровые и декларируемые налоги, а также налоги, взимаемые «у источника».

1.2. Налоговая система и ее эффективность

   Содержание  налоговой системы. С институциональных позиций налоговую систему можно представить как совокупность принципов, форм и методов установления, изменения и отмены налогов, соответствующих налоговому законодательству [28].

   Данное определение вполне можно рассмотреть в качестве базовой налоговой системы. Налоговая система всегда предстаёт и как система институтов, организаций, которые занимаются регулированием налоговых отношений. В такие инстанции, которые осуществляют налоговый контроль или налоговое администрирование, время от времени приходится обращаться всем налогоплательщикам.

   Одновременно налоговая  система предстаёт как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение действий налогового законодательства. Посредством налогового механизма обеспечиваются устойчивость и целевая направленность функционирования налоговой системы, осуществляется налоговая политика.

   Под налогом понимается обязательный индивидуальный платёж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

   Под сбором понимается обязательный платеж, уплата которого является главным условием совершения государственными органами определённых действий в интересах плательщика данного сбора, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений.

    Не случайно только по одному перечислению налогов и сборов, взимаемых в конкретной стране, есть возможность судить о степени развития национальной налоговой системы.

   Основные принципы налогообложения. Другими словами, речь идёт о правилах, которые необходимо  соблюдать при организации сбора налогов в пользу государства.

   Мировая экономическая  наука в качестве основных принципов налообложения признаёт следующие:

  1. точность определения вводимого налога, т.е. должна существовать  возможность конкретно рассчитать его величину, а сама методика расчёта не должна оспариваться;
  2. доступность налога, т.е. налог не должен разорять хозяйство налогоплательщика;
  3. удобство платежа во времени, что особенно важно для сезонных видов национального производства;
  4. экономичность сбора налогов. Доходы по сбору налогов должны превышать расходы, связанные с организацией и проведением сбора. Доходы, полученные государством в виде налога, должен соответствовать той пользе, которую правительство предлагает обществу в виде своего «продукта».

Информация о работе Налоговая система РБ