Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 21:05, курсовая работа
В первой главе раскрываются общие вопросы, даются основные понятия, связанные с темой «Налоговая система Чехии», систематизируются виды налогов и их функции.
Вторая глава имеет практический характер. Проводится анализ налоговой системы Чехии, определяются виды и ставки налогов страны, анализируются пропорции налогов в государственном бюджете страны в период с 2008 по 2010 гг.
Введение…………………………………………………...……..3
1. Налоги…………………………………………………………….5
1. Экономическое содержание……………………………….5
2. Функции…………………………………………………….8
3. Классификации налогов…………………………………..11
2. Налоговая система Чехии………………………………………16
1. Виды и ставки налогов в Чехии …………………………16
2. Методы исчисления налогов……………………………..25
3. Пропорции налогов в федеральном бюджете Чехии…...29
Заключение………………….…………………………………32
Список использованных источников…………..…..34
ПРИЛОЖЕНИЯ...…………………………………………………..36
Исчисление налога может производиться самим налогоплательщиком (например, налог на прибыль предприятий исчисляет само предприятие на основании бухгалтерского учета и отчетности), налоговым органом (например, при расчете суммы налога на имущество физических лиц налоговые органы должны собрать сведения, необходимые для налогообложения, составить и вручить налогоплательщику к установленному законом сроку платежные извещения) или третьим лицом (т.н. фискальным агентом или сборщиком налога). В последнем случае ответственность за правильное, своевременное исчисление налога, удержание и перечисление суммы налога в бюджет лежит не на налогоплательщике, а на третьем лице. Например, роль фискального агента по закону выполняет работодатель при исчислении и удержании подоходного налога с физических лиц (суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплат). Организация или предприятие имеет право взыскать с граждан неудержанные или удержанные не полностью суммы налога, но штраф за неправильное исчисление или пеню за несвоевременное поступление суммы налога в бюджет несет только работодатель.
Существует несколько способов исчисления налогов16:
В первом случае каждая выплата или доход облагается отдельно без учета ранее полученных сумм. При некоторой простоте ведения учета доходов налогоплательщиков и причитающихся ему льгот в конце налогового периода необходим сложный пересчет фактически полученного дохода, что не обеспечивает равномерности поступления средств в бюджет.
Второй способ позволяет определять сумму дохода и общую сумму льгот на определенную дату. С общей суммы дохода с учетом суммы скидок, также рассчитанных нарастающим итогом, исчисляют налог. При уплате сумму расчетного налога уменьшают на сумму налога, уплаченную ранее. Этот способ удобен для налогоплательщиков, имеющих доход из одного источника, но требует точного учета источников выплат доходов и удержанных налогов.
Налоги могут уплачиваться следующими основными способами17:
Уплата налога по декларации предполагает обязанность налогоплательщика заполнить и представить в установленный срок в налоговый орган официальный документ о своих налоговых обязательствах. На основе декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате (например, при уплате подоходного налога с физических лиц). Декларация может включать сумму налога, самостоятельно рассчитанную налогоплательщиком; налоговый орган проверяет правильность расчетов и в случае обнаружения ошибок производит возвращение излишне уплаченных сумм налога или доначисление. В этом случае плательщик самостоятельно перечисляет сумму налога в установленный срок (например, при исчислении и уплате налога на прибыль предприятий и организаций). В некоторых случаях устанавливаются авансовые взносы налога на основе исчисления предполагаемого размера дохода или исходя из суммы налога, уплаченного в предшествующие периоды.
По окончании отчетного периода производится расчет фактической суммы налога. Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты данной суммы и по результатам расчетов недостающая сумма уплачивается, излишне уплаченная сумма возвращается или засчитывается в счет предстоящих платежей по налогу.
Способ уплаты налога у источника выплат (например, подоходный налог с физических лиц) предполагает исчисление и уплату налога до момента получения дохода налогоплательщиком (т. н. авансовые налоги). Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, удержанного бухгалтерией предприятия, то есть автоматическое удержание налога безналичным способом.
Кадастровый способ уплаты налога предполагает использование кадастра – реестра, устанавливающего перечень типичных объектов (земля, доходы, население и т.п.), классифицируемых по внешним признакам с установлением средней доходности объекта обложения. Кадастры могут быть парцеллярными, если в основу его построения положена какая-либо характеристика объекта (для земельного кадастра – вид земли: пашня, лес и пр.) и реальными, если за основу классификации берется юридическое основание, например, собственность лица на определенное имущество, тогда реальный земельный кадастр отражает доходность земли, принадлежащей определенному налогоплателыцику. Особенность кадастрового способа уплаты налога заключается в том, что момент уплаты налога не связан напрямую с моментом получения дохода, поэтому устанавливаются фиксированные сроки взноса налогов (например, земельный налог уплачивается двумя равными долями к 15 сентября и к 15 ноября текущего года. Сроки уплаты определяются налоговым законодательством для каждого налога.
Методы взимания налога определяют также способы контроля за уплатой налога, фиксируемые в законодательных актах по конкретному налогу.
2.3. Пропорции налогов в федеральном бюджете Чехии.
Государственный бюджет – это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства18.
Подавляющая часть всех доходов бюджета западных государств образуется за счет налогов (90% поступлений на центральном и 70% - на местном уровне).
Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений:
Среди этих поступлений ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в бюджет). При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т. п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов. Подоходный налог подсчитывается по прогрессивной шкале ставок. Начиная с установленной суммы, освобожденной от налогообложения, прирост дохода делится на части, из которых каждая последующая облагается по более высокой ставке.
В бюджет юридические и физические лица в течение календарного года по подоходному налогу вносят авансы. Периодичность внесения авансовых платежей может составлять каждые полгода, когда размер налога с начала отчетного периода составляет от 80 тыс.крон до 100 тыс.крон или каждый квартал, когда размер налога составляет от 100 тыс.крон до 10 млн.крон. Если за отчетный период налог с дохода плательщика не превысил 30 тыс.крон, авансовые платежи в бюджет не производятся.
Налоги на прибыли компаний составляют важную часть поступлений в бюджет (до 20%). В большинстве западных стран в последние годы эта доля доходов имеет тенденцию к уменьшению. Налог на прибыль взимается с облагаемой прибыли предприятий, которая равняется валовой выручке от реализации за вычетом производственных и коммерческих издержек (включая заработную плату, проценты по банковскому кредиту, затраты на рекламу).
Прямые налоги на личные доходы граждан и на прибыль компаний обладают высоким коэффициентом эластичности, то есть зависимости между поступлениями от них в бюджет и колебаниями величины валового национального продукта. Этим обусловлена их роль как рычага централизованного воздействия на экономику.
Существенную фискальную роль играют косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями.
К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины, доля поступлений от которых в большинстве стран незначительна.
На налогах, включая таможенные пошлины государство должно получить примерно 873 миллиарда крон (прогноз на 2011 год)19.
Бюджет
выступает как главный
Регулирующая
роль государственного бюджета была
существенно модифицирована, особенно
в отношении
В ходе анализа государственного бюджета Чехии была составлена таблица, содержащая перечень источников дохода и распределения в кронах и долях (процентах) пропорций налоговых поступлений в бюджет страны в период с 2007 по 2009 гг. Основными источниками дохода государственного бюджета Чехии являются (см. рис. 2.3.1):
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Налог — обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками (физическими и юридическими лицами) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Объектом налога является имущество или доход, подлежащие обложению, субъектом – налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо. Источник налога – это доход, из которого выплачивается налог. Под ставкой налога понимается величина налога с единицы объекта налога. Существуют твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Различают четыре основных функции налогов: регулирующая, стимулирующая, распределительная, фискальная. Выделяют различные классификации налогов по определенным признакам. По уровням взимания налоги делятся на: федеральные, республиканские, местные. По виду объектов налогообложения на: прямые и косвенные. По субъекту-налогоплательщику выделяются следующие группы налогов: налоги с физических лиц, налоги с предприятий и организаций и смешанные налоги. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие. По целевой направленности введения налога можно выделить налоги абстрактные и целевые. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на срочные налоги и периодично-календарные налоги. Кроме того, существуют налоги с натуральной базой обложения и со стоимостной базой обложения.
2. В январе 1993 года в Чехии введена новая налоговая система. Поступления в государственный бюджет включают в себя налоги на добавленную стоимость, налоги на потребительские товары и налоги на прибыль. Регулирующая роль государственного бюджета была существенно модифицирована, особенно в отношении предпринимательской деятельности. В государственном бюджете выделены расходы на поддержание более 100 проектов по охране окружающей среды. Медицинское обслуживание и социальное страхование финансируются не из государственного бюджета, а из отдельно созданных для этих целей фондов.
3.
В ходе работы были выявлены
пропорции налоговых
Список использованных
источников