Налоговая система Чехии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

В первой главе раскрываются общие вопросы, даются основные понятия, связанные с темой «Налоговая система Чехии», систематизируются виды налогов и их функции.
Вторая глава имеет практический характер. Проводится анализ налоговой системы Чехии, определяются виды и ставки налогов страны, анализируются пропорции налогов в государственном бюджете страны в период с 2008 по 2010 гг.

Содержание

Введение…………………………………………………...……..3
1. Налоги…………………………………………………………….5
1. Экономическое содержание……………………………….5
2. Функции…………………………………………………….8
3. Классификации налогов…………………………………..11
2. Налоговая система Чехии………………………………………16
1. Виды и ставки налогов в Чехии …………………………16
2. Методы исчисления налогов……………………………..25
3. Пропорции налогов в федеральном бюджете Чехии…...29
Заключение………………….…………………………………32
Список использованных источников…………..…..34
ПРИЛОЖЕНИЯ...…………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по МЭ.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

      Посредством  налогов  в  государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – наyчно-технических, экономических и др.

     С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее на развитие  производственной  и социальной инфраструктуры,  на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с  длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли,  электростанции и др. 

      Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая  система  позволяет  придать рыночной экономике социальную направленность,  как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок  налогообложения,   направления   значительной части средств бюджета на социальные нужды населения,  полного или частичного освобождения от налогов граждан,  нуждающихся  в социальной защите.

4. Фискальная.

      Изъятие части доходов  предприятий  и  граждан  для  содержания  государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки,  архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

      Указанное разграничение  функций  налоговой  системы   носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. 

 

1.3. Классификации налогов.

      Налог — основной источник средств, поступающих  в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогообложения обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов.

      Многообразие  существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе.

      По  уровням взимания налоги делятся на:

      • федеральные,
      • республиканские,
      • местные.

      К федеральным налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  • налог на прибыль (доход) организаций;
  • налог на доходы капитала;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • налог на пользование недрами;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • лесной налог;
  • водный налог;
  • экологический налог;
  • федеральные лицензионные сборы.

      К региональным налогам и сборам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

    К местным налогам и сборам относятся:

      • земельный налог;
      • налог на имущество физических лиц;
      • налог на рекламу;
      • налог на наследование или дарение;
      • местные лицензионные сборы.

      По  виду объектов налогообложения налоги делятся на:

  • прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. В этом случае размер налогового оклада точно известен налогоплательщику или его возможно рассчитать. В качестве примера можно привести подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.
  • косвенные — (иначе – адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком, в этом случае подсчитать практически не представляется возможным. Однако очевидно, что основную часть бремени по уплате этих налогов несут конечные потребители, т.е. физические лица.

      По  субъекту-налогоплательщику выделяются следующие группы налогов:

  • налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.);
  • налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций и др.). Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.
  • смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

      По  уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие (разноуровневые).

      Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.

      Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству.

      По  целевой направленности введения налога можно выделить налоги абстрактные (общие) и целевые (специальные).

      Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства

      К специальным относятся, например, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

      Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

     По  срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

  • срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;
  • периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

      Кроме того, налоги бывают:

      С натуральной базой обложения:

  • подомовые налоги;
  • подушевые налоги;
  • специфические таможенные пошлины;

     Со  стоимостной базой  обложения:

  • налоги на базе валового дохода (акцизы, налоги с оборота, таможенные пошлины, налоги на имущество, капиталы и т.д., налоги на проценты, дивиденды и т.д.);
  • налоги на базе очищенного дохода (корпорационный налог, налог на индивидуальные доходы, налог на добавленную стоимость, налог на наследство).4см. рис. 1.3.1.
  •  
  1. Налоговая система Чехии

2.1. Виды и ставки  налогов в Чехии

      Действующая в Чешской республике налоговая система полностью соблюдает принципы фискальной политики рыночной экономики.5 Действующим в Чехии законодательством определено, что налоговая система контролирует, в частности, создание равных условий конкуренции, поддержку общественно полезной предпринимательской активности и преследует цель сближения налоговой системы Чешской республики с налоговой системой Европейского сообщества. Налоговым законодательством Чехии также установлено, что лица, занимающиеся на территории Чехии предпринимательской, равно как и любой другой деятельностью, приносящей доход, должны производить соответствующие налоговые выплаты в чешскую казну.

      Налоговая система Чешской Республики включает в себя следующие налоги:

  • налог на добавленную стоимость;
  • подоходный налог с доходов юридических и физических лиц;
  • налог с недвижимого имущества;
  • налог на товары широкого потребления (акцизы): налог с топлива и смазочных материалов, налог со спирта и крепких спиртных напитков, налог с пива, налог с вина, налог с табака и табачных изделий;
  • налог с автомобилей (дорожный);
  • налог с передачи недвижимого имущества;
  • налог по охране окружающей среды.

      Следует отметить, что в Чехии, в отличие от России, налоговая система достаточно стабильна и ставки налогов не подвержены частым изменениям. Ставки каждого из названных выше налогов и обстоятельства, связанные с его уплатой, определяются соответствующими законами Чешской Республики.

      Закон N 588.1992 Сб. «О налоге на добавленную стоимость»:

      Налог на добавленную стоимость является основным компонентом налоговой системы. Ставка налога на добавленную стоимость изменяется в зависимости от вида деятельности – торговли или предоставления услуг. Обложению этим налогом подлежит товарооборот внутри страны и импорт товаров на территорию Чехии. Предметом налогообложения являются все предусмотренные законом виды деятельности, осуществляемые возмездно и безвозмездно, а также ввоз товаров, если в законе нет других оговорок. Вывоз товаров за границу, осуществленный плательщиком, освобождается от налогообложения. Основная ставка равна 22%, пониженная ставка – 5% (энергия, некоторые виды продуктов питания, минеральные масла, некоторые услуги). Пониженная ставка применяется при начислении НДС на доходы от услуг, торговли продуктами, в медицине. НДС платится ежемесячно при годовом обороте более 10,000,000 крон и один раз в квартал при обороте менее 10,000,000 крон в год. Одновременно закон содержит перечень видов и услуг, к которым налог на добавленную стоимость не применяется (почтовые услуги, медицинское обслуживание, финансовая деятельность и страхование, сдача в аренду земли и др.)

      Закон N 586.1992 Сб «О подоходных налогах»6 в табл 3.1:

      Подоходный  налог с юридических лиц взимается  с доходов, поступающих из источников на территории Чешской Республики и из источников за границей. С другой стороны, плательщики, не пребывающие долговременно на территории Чешской республики, обязаны платить только налог с доходов, полученных на ее территории. Предметом налога являются доходы от всех видов деятельности и распоряжения всем имуществом, если в законе нет других прямых указаний. Ставка налогов с доходов юридических лиц составляет 35% (в 1997 году ставка налога была равна 39%). Для инвестиционного, паевого и пенсионного фондов ставка налогов равна 25% базы налогообложения, сниженной на статьи, указанные в законе. Во всех случаях в годовой баланс не входят расходы: неустойка, штрафы, основной капитал фирмы, убыток больший, чем деньги, которые получены по страховке, расходы на презентации, подарки до 2000 крон (в школы, больницы). В отношении налогов и отчислений социального характера, связанных с фондом оплаты труда, ситуация обстоит следующим образом. Чешская фирма выплачивает в бюджет налог с начисленной заработной платы в размере 35%. Помимо этого фирма отчисляет из начисленной наемному работнику заработной платы:

Информация о работе Налоговая система Чехии