Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:40, курсовая работа
Налоговая политика является одним из основных инструментов бюджетной политики, привлечения финансовых ресурсов на нужды государства. Она зафиксирована в законах, в Налоговом кодексе Российской Федерации нормативных актах и других документах и призвана стимулировать воспроизводственные процессы в народном хозяйстве.
3) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, например, ветеранов войны;
4) понижение налоговых ставок;
5) вычет из налоговой базы (налоговый вычет);
6) налоговый кредит (отсрочка
уплаты налогов без начисления
процента, т.е. фактически
7) полный или частичный возврат налогов (например, возврат НДС экспортеру)
Надо иметь в виду, что регулирующая функция налогов заключена не просто в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов, создать общие и селективные экономические стимулы. Важно обеспечить прямую зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых экономическому субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.
Социальную и одновременно
регулирующую направленность имеют
и налоговые льготы в виде скидок
с личных доходов и прибылей, направленных
на покупку или строительство
жилья, загородных домов, дач и т.п.
Социальная направленность этих льгот
очевидна, хотя воспользоваться ими
часто могут только относительно
высокооплачиваемые слои населения. Но
и регулирующая функция здесь
налицо. Она связана с
Использование физическими
и юридическими лицами своих прав
для минимизации налоговых
-выбор оптимальной организационно - правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения;
-выбор места для регистрации фирмы.
Тщательное исследование
и использование налоговых
Оптимальное использование прибыли и свободного капитала в соответствии с целями государственного регулирования экономики для обеспечения дополнительных налоговых льгот и даже возврата части уплаченных налогов.
Механизм налогового регулирования
опирается на законодательную базу
и включает в себя ряд элементов,
позволяющих направлять предпринимательскую
инициативу предприятий в нужное
русло, обеспечивая тем самым
стабильность и рост поступлений
доходов в государственный
Для 2011 г. по сравнению с 2010 г. характерно общее снижение налоговой активности: по налогу на прибыль - на 29 %, по НДС - на 32 %, по платежам за пользование природными ресурсами - всего на 2 %, что свидетельствует о том, что кризисные явления в меньшей степени повлияли на экономическую и налоговую активность предприятий, занимающихся производством и добычей полезных ископаемых, осуществляющих уплату сбора за пользование природными ресурсами. Однако значительно (на треть) снизилась платежеспособность и предпринимательская активность остальных налогоплательщиков, уплачивающих налог на прибыль и НДС.
Показатели налоговой активности при уплате федеральных налогов в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом отражают динамику роста по налогу на прибыль и НДС в размере 9 %, и резкий всплеск налоговой активности по платежам за пользование природными ресурсами - на 76 %, что объясняется значительным увеличением объемов продаж нефти и газа.
Налоговая активность экономических субъектов показывает, что существуют значительные расхождения между уровнями налоговой активности при уплате федеральных, региональных, местных налогов и налогов, уплачиваемых в связи с использованием специальных налоговых режимов. Несмотря на экономические катаклизмы в стране самый высокий уровень налоговой активности наблюдается при применении специальных налоговых режимов, которые представлены самой понятной и доступной системой налоговой отчетности, упрощенной системой бухгалтерского и налогового учета, с одной стороны, и самым многочисленным классом малых предприятий и индивидуальных предпринимателей - с другой. Это в очередной раз подчеркивает факт высокого уровня налоговой безопасности и более высокой выживаемости малого бизнеса при воздействии внешних и внутренних угроз современной экономической среды.
Самый низкий уровень налоговой активности в течение анализируемого периода наблюдается при уплате налога на прибыль, который в 2 раза меньше аналогичных показателей по НДС.
В условиях существенной доли
конъюнктурной составляющей налоговых
доходов краткосрочные (в пределах
нескольких лет) колебания налоговой
нагрузки (например, доли налоговых
доходов в ВВП) не могут являться
характеристикой изменений в
налоговой системе, оказывающих
влияние на общую величину налоговой
нагрузки в стране. Оптимальным способом
сопоставления налоговой
При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.
Таблица 3 - Доходы бюджетного расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2006-2011 гг. (% ВВП)
Года |
2006г |
2007г |
2008г |
2009г |
2010г |
2011г |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Налоговые доходы и платежи |
36,5% |
36,1% |
36,2% |
36,2% |
31,0% |
31,7% |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов |
9,2% |
10,0% |
8,1% |
9,7% |
6,0% |
8,3% |
Из них: |
||||||
НДПИ на нефть |
3,7% |
3,9% |
3,2% |
3,8% |
2,1% |
2,8% |
Вывозные таможенные пошлины на нефть |
4,0%
|
4,5%
|
3,5%
|
4,3% |
2,7%
|
3,8%
|
|
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
Года |
2006г |
2007г |
2008г |
2009г |
2010г |
2011г | |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты |
0,9% |
1,2% |
1,0% |
1,3% |
0,9% |
1,4% | |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов |
27,2%
|
26,2%
|
28,1%
|
26,5%
|
Акцизы на нефтепродукты
|
0,6%
| |
Таблица 4 - Доходы бюджетного расширенного Правительства Российской Федерации в 2006-2011 гг.(% ВВП)
Года |
2006г |
2007г |
2008г |
2009г |
2010г |
2011г | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||
Доходы всего |
39,7% |
39,5% |
39,9% |
38,8% |
35,1% |
35,3% | ||
Налоговые доходы и платежи |
36,5% |
36,1% |
36,2% |
36,2% |
31,0% |
31,7% | ||
В том числе: |
||||||||
Налог на прибыль организаций |
6,2% |
6,2% |
6,5% |
6,1% |
3,3% |
4,0% | ||
Налог на доходы физических лиц |
3,3% |
3,5% |
3,8% |
4,0% |
4,3% |
4,0% | ||
Налог на добавленную стоимость |
6,8% |
5,6% |
6,8% |
5,2% |
5,3% |
5,6% | ||
Акцизы |
1,2% |
1,0% |
0,9% |
0,8% |
0,9% |
1,1% |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Таможенные пошлины |
7,5% |
8,3% |
7,0% |
8,4% |
6,5% |
6,4% |
Налог на добычу полезных ископаемых |
4,2% |
4,3% |
3,6% |
4,1% |
2,7% |
3,2% |
Единый социальный налог и страховые взносы |
5,5% |
5,4% |
5,6% |
5,5% |
5,9% |
5,2% |
Прочие налоги и сборы |
1,9% |
1,9% |
2,0% |
1,9% |
2,2% |
2,2% |
2.2 Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ в 2008-2011гг.
Налоговая активность экономических субъектов обеспечивает непрерывность перераспределения финансовых ресурсов государства и способствует увеличению благосостояния общества, уменьшая зависимость государства от внешних заемных источников, от продажи своих природных ресурсов. Задача анализа и оценки налоговой активности экономических субъектов состоит в выявлении размеров и оценке динамики задолженности по налогам и сборам в бюджет. Для оценки налоговой активности предлагается использовать следующие показатели.
Коэффициент налоговой активности,
который показывает оборачиваемость
налоговой задолженности в
КНА= НД / НЗ,
где КНА - коэффициент налоговой активности; НД - налоговые доходы, поступившие за отчетный период; НЗ - средняя величина налоговой задолженности (задолженность по налогам и сборам)
При этом:
НЗ= НЗН + НЗК / 2,
где НЗН и НЗК - задолженность по налогам и сборам на начало и конец отчетного периода.
Неразрывно с коэффициентом
налоговой активности связан показатель
длительности (периода) оборачиваемости
налоговой задолженности, который
отражает частоту погашения
С увеличением коэффициента эффективность
экономического поведения налогоплательщиков
улучшается, налоговая активность субъектов
повышается, что проявляется в
сокращении задолженности по налогам
и ускорении периода ее погашения.
Уменьшение коэффициента свидетельствует
о росте налоговой
Показатели, характеризующие налоговую активность экономических субъектов Российской Федерации за 2008-2011 гг., свидетельствуют о том, что увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 588,7 млн руб., или на 8 %, и снижение средней величины задолженности по налогам и сборам на 99,2 млн руб., или на 15 %, характеризует рост налоговой активности на 27 %. Если в 2008 г. в Российской Федерации задолженность по налогам в бюджеты всех уровней погашалась каждые 33 дня, то в 2009 г. - каждые 26 дней.
Снижение аналогичных показателей в 2010 г. по сравнению с 2009 г. отражают общемировую тенденцию негативного влияния глобального экономического кризиса на налоговую безопасность государства, общества и бизнеса. Так, уменьшение налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 21 %, повлекшее увеличение средней величины задолженности по налогам и сборам на 11 %, характеризует замедление налоговой активности на 29 %.