Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Налоговая политика является одним из основных инструментов бюджетной политики, привлечения финансовых ресурсов на нужды государства. Она зафиксирована в законах, в Налоговом кодексе Российской Федерации нормативных актах и других документах и призвана стимулировать воспроизводственные процессы в народном хозяйстве.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 85.70 Кб (Скачать)

3) освобождение от уплаты  налогов отдельных лиц или  категорий плательщиков, например, ветеранов войны;

4) понижение налоговых  ставок;

5) вычет из налоговой  базы (налоговый вычет);

6) налоговый кредит (отсрочка  уплаты налогов без начисления  процента, т.е. фактически предоставленный  кредит);

7) полный или частичный  возврат налогов (например, возврат  НДС экспортеру)

Надо иметь в виду, что  регулирующая функция налогов заключена  не просто в том, чтобы максимально  освободить прибыли и доходы от налогов, создать общие и селективные  экономические стимулы. Важно обеспечить прямую зависимость между размерами  налоговых льгот, предоставляемых  экономическому субъекту, и его конкретными  хозяйственными акциями.

Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют  и налоговые льготы в виде скидок с личных доходов и прибылей, направленных на покупку или строительство  жилья, загородных домов, дач и т.п. Социальная направленность этих льгот  очевидна, хотя воспользоваться ими  часто могут только относительно высокооплачиваемые слои населения. Но и регулирующая функция здесь  налицо. Она связана с мультипликационным эффектом инвестиций в данный сектор. На степень регулирующей, а отчасти  и социальной роли налогов влияет - причем достаточно двойственно - еще одно обстоятельство. В процессе уплаты налогов встречаются случаи ухода экономических субъектов от налогообложения. Недоплата налогов может происходить в двух вариантах: в легальной и нелегальной формах. Легальный вариант предполагает использование налогоплательщиком системы льгот или определенной степени условности нормативных предписаний.

Использование физическими  и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих законов  получило название налогового планирования. В его основе лежит принцип  неприкосновенности частной собственности  и гарантии от произвола государства  любыми не запрещенными законами способами. Основные направления налогового планирования:

-выбор оптимальной организационно - правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения;

-выбор места для регистрации фирмы.

Тщательное исследование и использование налоговых льгот, связанных с производственной, коммерческой и финансовой деятельностью компании.

Оптимальное использование  прибыли и свободного капитала в  соответствии с целями государственного регулирования экономики для  обеспечения дополнительных налоговых  льгот и даже возврата части уплаченных налогов.

Механизм налогового регулирования  опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую  инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым  стабильность и рост поступлений  доходов в государственный бюджет.

Для 2011 г. по сравнению с 2010 г. характерно общее снижение налоговой активности: по налогу на прибыль - на 29 %, по НДС - на 32 %, по платежам за пользование природными ресурсами - всего на 2 %, что свидетельствует о том, что кризисные явления в меньшей степени повлияли на экономическую и налоговую активность предприятий, занимающихся производством и добычей полезных ископаемых, осуществляющих уплату сбора за пользование природными ресурсами. Однако значительно (на треть) снизилась платежеспособность и предпринимательская активность остальных налогоплательщиков, уплачивающих налог на прибыль и НДС.

Показатели налоговой  активности при уплате федеральных налогов в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом отражают динамику роста по налогу на прибыль и НДС в размере 9 %, и резкий всплеск налоговой активности по платежам за пользование природными ресурсами - на 76 %, что объясняется значительным увеличением объемов продаж нефти и газа.

Налоговая активность экономических  субъектов показывает, что существуют значительные расхождения между  уровнями налоговой активности при  уплате федеральных, региональных, местных  налогов и налогов, уплачиваемых в связи с использованием специальных  налоговых режимов. Несмотря на экономические  катаклизмы в стране самый высокий уровень налоговой активности наблюдается при применении специальных налоговых режимов, которые представлены самой понятной и доступной системой налоговой отчетности, упрощенной системой бухгалтерского и налогового учета, с одной стороны, и самым многочисленным классом малых предприятий и индивидуальных предпринимателей - с другой. Это в очередной раз подчеркивает факт высокого уровня налоговой безопасности и более высокой выживаемости малого бизнеса при воздействии внешних и внутренних угроз современной экономической среды.

Самый низкий уровень налоговой  активности в течение анализируемого периода наблюдается при уплате налога на прибыль, который в 2 раза меньше аналогичных показателей по НДС.

В условиях существенной доли конъюнктурной составляющей налоговых  доходов краткосрочные (в пределах нескольких лет) колебания налоговой  нагрузки (например, доли налоговых  доходов в ВВП) не могут являться характеристикой изменений в  налоговой системе, оказывающих  влияние на общую величину налоговой  нагрузки в стране. Оптимальным способом сопоставления налоговой нагрузки в различных экономиках, по нашему мнению, является подход, основанный на анализе того, насколько устройство налоговой системы оказывает  влияние на инвестиционные решения  либо в экономике в целом, либо в какой-либо конкретной отрасли. Другими  словами, при анализе и сопоставлении  налоговой нагрузки в стране или  отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора. В Таблице 3 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2006 - 2011 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет существенно снизилась - с 36,5% ВВП в 2006 году до 31,7% ВВП по итогам 2011 года.

При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения  налогами и пошлинами добычи и  экспорта нефти и нефтепродуктов.

 

Таблица 3 - Доходы бюджетного расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2006-2011 гг.  (% ВВП)

 

Года

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

2011г

1

2

3

4

5

6

7

Налоговые доходы и платежи

 

36,5%

 

36,1%

 

36,2%

 

36,2%

 

31,0%

 

31,7%

Доходы от налогов и  пошлин, связанных с обложением нефти  и нефтепродуктов

 

 

 

9,2%

 

 

 

10,0%

 

 

 

8,1%

 

 

 

9,7%

 

 

 

6,0%

 

 

 

8,3%

Из них:

           

НДПИ на нефть

3,7%

3,9%

3,2%

3,8%

2,1%

2,8%

Вывозные таможенные пошлины  на нефть

 

4,0%

 

 

4,5%

 

 

3,5%

 

 

4,3%

 

2,7%

 

 

3,8%

 

 

 

 

           

 

 

 

Продолжение таблицы 3

 

1

2

3

4

5

6

7

Года

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

2011г

Вывозные таможенные пошлины  на нефтепродукты

 

0,9%

 

1,2%

 

1,0%

 

1,3%

 

0,9%

 

1,4%

Доходы от налогов и  прочих платежей, не связанных с  обложением нефти и нефтепродуктов

 

 

 

27,2%

 

 

 

 

 

 

26,2%

 

 

 

 

 

 

28,1%

 

 

 

 

 

 

26,5%

 

 

 

 

 

 

Акцизы на нефтепродукты

 

 

 

 

 

0,6%

 

 

 

             

Таблица 4 - Доходы бюджетного расширенного Правительства Российской Федерации в 2006-2011 гг.(% ВВП)

 

Года

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

2011г

1

2

3

4

5

6

7

Доходы всего

 

39,7%

 

39,5%

 

39,9%

 

38,8%

 

35,1%

 

35,3%

Налоговые доходы и платежи

 

36,5%

 

36,1%

 

36,2%

 

36,2%

 

31,0%

 

31,7%

В том числе:

           

Налог на прибыль организаций

 

6,2%

 

6,2%

 

6,5%

 

6,1%

 

3,3%

 

4,0%

Налог на доходы физических лиц

 

3,3%

 

3,5%

 

3,8%

 

4,0%

 

4,3%

 

4,0%

Налог на добавленную стоимость

 

6,8%

 

5,6%

 

6,8%

 

5,2%

 

5,3%

 

5,6%

 

Акцизы

 

1,2%

 

1,0%

 

0,9%

 

0,8%

 

0,9%

 

1,1%


 

 

Продолжение таблицы 4

 

1

2

3

4

5

6

7

Таможенные пошлины

 

7,5%

 

8,3%

 

7,0%

 

8,4%

 

6,5%

 

6,4%

Налог на добычу полезных ископаемых

 

4,2%

 

4,3%

 

3,6%

 

4,1%

 

2,7%

 

3,2%

Единый социальный налог  и страховые взносы

 

 

5,5%

 

 

5,4%

 

 

5,6%

 

 

5,5%

 

 

5,9%

 

 

5,2%

Прочие налоги и сборы

 

1,9%

 

1,9%

 

2,0%

 

1,9%

 

2,2%

 

2,2%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ налоговых поступлений  в бюджет РФ в 2008-2011гг.

 

Налоговая активность экономических  субъектов обеспечивает непрерывность  перераспределения финансовых ресурсов государства и способствует увеличению благосостояния общества, уменьшая зависимость  государства от внешних заемных  источников, от продажи своих природных  ресурсов. Задача анализа и оценки налоговой активности экономических  субъектов состоит в выявлении  размеров и оценке динамики задолженности  по налогам и сборам в бюджет. Для оценки налоговой активности предлагается использовать следующие  показатели.

Коэффициент налоговой активности, который показывает оборачиваемость  налоговой задолженности в общей  сумме поступивших налоговых  доходов за анализируемый период времени

КНА= НД / НЗ,

где КНА - коэффициент налоговой  активности; НД - налоговые доходы, поступившие  за отчетный период; НЗ - средняя величина налоговой задолженности (задолженность по налогам и сборам)

При этом: 

НЗ= НЗН + НЗК / 2,

где НЗН и НЗК - задолженность  по налогам и сборам на начало и конец отчетного периода.

Неразрывно с коэффициентом  налоговой активности связан показатель длительности (периода) оборачиваемости  налоговой задолженности, который  отражает частоту погашения задолженности  и рассчитывается путем отношения  коэффициента налоговой активности к анализируемому периоду в днях (30, 90 или 360 дней).

С увеличением коэффициента эффективность  экономического поведения налогоплательщиков улучшается, налоговая активность субъектов  повышается, что проявляется в  сокращении задолженности по налогам  и ускорении периода ее погашения. Уменьшение коэффициента свидетельствует  о росте налоговой задолженности, снижении налоговых поступлений, замедлении периода оборачиваемости уплаты налогов.

Показатели, характеризующие налоговую  активность экономических субъектов  Российской Федерации за 2008-2011 гг., свидетельствуют о том, что увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 588,7 млн руб., или на 8 %, и снижение средней величины задолженности по налогам и сборам на 99,2 млн руб., или на 15 %, характеризует рост налоговой активности на 27 %. Если в 2008 г. в Российской Федерации задолженность по налогам в бюджеты всех уровней погашалась каждые 33 дня, то в 2009 г. - каждые 26 дней.

Снижение аналогичных показателей в 2010 г. по сравнению с 2009 г. отражают общемировую тенденцию негативного влияния глобального экономического кризиса на налоговую безопасность государства, общества и бизнеса. Так, уменьшение налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 21 %, повлекшее увеличение средней величины задолженности по налогам и сборам на 11 %, характеризует замедление налоговой активности на 29 %.

Информация о работе Налоговая политика