Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Налоговая политика является одним из основных инструментов бюджетной политики, привлечения финансовых ресурсов на нужды государства. Она зафиксирована в законах, в Налоговом кодексе Российской Федерации нормативных актах и других документах и призвана стимулировать воспроизводственные процессы в народном хозяйстве.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 85.70 Кб (Скачать)

 

На  практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который  представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму  юридическую форму посредством  налогового законодательства. Для поддержания  высокой эффективности государственной  налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми  и косвенными налогами с учетом специфики  конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого  подхода лежит положение о  том, что те физические и юридические  лица, которые имеют более высокие  доходы, должны платить и более  высокие налоги по сравнению с  теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Для достижения целей, стоящих перед  налоговой политикой, устранения возникающих  диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов  и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции. Специфика  института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный  комплекс принципов организации  налогового регулирования. К ним, в  частности, относятся следующие:

-применение налоговых льгот не носит избирательного характера;

-инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

-применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;

-порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики  являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они  обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а  во-вторых, они ориентируют хозяйствующие  субъекты на использование в своей  деятельности более эффективных  форм хозяйствования. Вместе с тем  нельзя не отметить, что действенность  санкций зависит от эффективной  работы контролирующих и карающих органов.

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования, мы можем сказать, что по своему характеру  налоговое регулирование экономики  может быть стимулирующим или  сдерживающим. При разработке налоговой  политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С  одной стороны, это стремление субъектов  экономики к минимизации налогов, а с другой - интересы государства, которое исходит из необходимости полной реализации своих функций.

Конкретный налоговый режим, применяемый  при формировании того или иного  налога, зависит как от положений  налоговых законов, так и от различных  нормативных актов и пояснений, которые часто носят рекомендательный или разъяснительный характер. Этот механизм различается в зависимости  от организационно-правовой формы деятельности хозяйствующего субъекта (например, открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью), статуса плательщика - юридическое  или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены  полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах, отраженных в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.

Российская система налогообложения  на протяжении времени практически  всегда складывалась, развивалась и  претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими  вехами.

Российская экономика развивается  в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит  отражение в экономической политике в целом и её важнейших составляющих - валютной и налоговой политике.

Налоговую политику в Российской Федерации  осуществляют Президент РФ, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ и  органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом  непосредственно ответственным  за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации  является Министерство финансов РФ, а  за ее выработку и осуществление - Министерство РФ по налогам и сборам.

Когда говорят о неблагоприятном  инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно  существенное, но немногим тяжелее, чем  в большинстве европейских стран.

Применение российского режима налогообложения, известного иностранным  инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Функции налогов

 

 

Налоги как стоимостная  категория имеют свои отличительные  признаки и функции налогов, которые  выявляют их социально-экономическую  сущность и назначение.

 

Таблица 2 – Функции налогов

 

Функции налогов

Определение функций

 

 

 

Фискальная функция

реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления  собственных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная функция

Появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. 
Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

 

 

Распределительная функция

обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

 

Экономическая функция

состоит в воздействии через  налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике  страны, а также социально-экономические  процессы в обществе.


 

2 Реализация налоговой политики и анализ налоговых поступлений в бюджет РФ

 

2.1 Инструменты  реализации фискальной и регулирующих  функций налоговой политики государства

 

 

 

 Функция налога - это проявление его  социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

1. фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

2.регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

В большинстве государств ведущей является фискальная функция. Но в течение последних десятилетий  заметное развитие получили регулирующая и социальная функции. Налоговая  политика многих стран осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых  льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства  и социальной сферы.

Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

Среди многочисленных задач  фискальной политики, образующих так  называемое дерево целей, основными  являются:

-устойчивый рост национального дохода,

-умеренные темпы инфляции,

-полная занятость,

-сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный  бюджет, объединяющий налоги и расходы  в единый механизм.

Различные инструменты по-разному  воздействуют на экономику. Государственные  закупки, образуют один из компонентов  совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги.

Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь  ведет к сокращению не только потребительских  расходов, но и сбережений.

Фискальная политика как  способ финансового регулирования  экономики осуществляется с помощью  мощных рычагов - налогообложения и  государственных расходов.

Регулирующая функция  направлена на регулирование посредством  налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Регулирующие возможности  налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и  от рационально найденного уровня ставок обложения. Мировая практика выработала оптимальные соотношения между  ставками различных налогов: максимальный уровень подоходного налога - 40 - 50 %, корпорационного - 35-45%; средняя ставка НДС - 12-18% и т.д. Хотя имеется существенная дифференциация между странами. Так, американцы считают, что при таких  ставках налогов, как в Швеции, Дании, в их стране никто бы не стал работать в легальной экономике.

Говоря о влиянии налоговой  политики на общеэкономические показатели, следует учитывать один важный экономический аспект. Речь идет о так называемом "эффекте запаздывания". Это явление выражается в том, что требуется определенное время ("лаг") для того, чтобы вмешательство финансовой политики смогло вызвать ожидаемое изменение в экономике.

Задача государственных  регулирующих органов не просто обложить налогами те или иные источники средств. Важно создать тонко настраиваемый  механизм воздействия на хозяйственное  поведение юридических и физических лиц в желательном направлении. Для этого используются постоянно, временно или селективно предоставляемые  налоговые льготы: уменьшение налоговой  базы, скидки, отсрочка уплаты налогов. Распространены следующие виды льгот:

1) необлагаемый минимум  объекта налога;

2) изъятие из обложения  определенных элементов объекта  налога, например, затраты на НИОКР;

Информация о работе Налоговая политика