Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:40, курсовая работа
Налоговая политика является одним из основных инструментов бюджетной политики, привлечения финансовых ресурсов на нужды государства. Она зафиксирована в законах, в Налоговом кодексе Российской Федерации нормативных актах и других документах и призвана стимулировать воспроизводственные процессы в народном хозяйстве.
На
практике налоговая политика осуществляется
через налоговый механизм, который
представляет собой совокупность организационно-правовых
форм и методов управления налогообложением.
Государство придает этому
Для достижения целей, стоящих перед
налоговой политикой, устранения возникающих
диспропорций функционирования налогового
механизма государство
-применение налоговых льгот не носит избирательного характера;
-инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;
-применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;
-порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне.
Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих и карающих органов.
Таким образом, рассматривая основные
инструменты налогового регулирования,
мы можем сказать, что по своему характеру
налоговое регулирование
Конкретный налоговый режим, применяемый
при формировании того или иного
налога, зависит как от положений
налоговых законов, так и от различных
нормативных актов и пояснений,
которые часто носят
Российская система
Российская экономика
Налоговую политику в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление - Министерство РФ по налогам и сборам.
Когда говорят о неблагоприятном
инвестиционном климате в России,
то чаще всего упоминают чрезмерность
налогового бремени. На самом деле оно
существенное, но немногим тяжелее, чем
в большинстве европейских
Применение российского режима налогообложения, известного иностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.
1.3 Функции налогов
Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции налогов, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.
Таблица 2 – Функции налогов
Функции налогов |
Определение функций |
Фискальная функция |
реализуется главное общественное
назначение налогов - формирование финансовых
ресурсов государства, аккумулируемых
в бюджетной системе и |
Контрольная функция |
Появляется возможность |
Распределительная функция |
обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. |
Экономическая функция |
состоит в воздействии через
налоги на общественное воспроизводство,
т.е. любые процессы в экономике
страны, а также социально- |
2 Реализация налоговой политики и анализ налоговых поступлений в бюджет РФ
2.1 Инструменты
реализации фискальной и
Функция налога - это проявление его
социально-экономической
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
1. фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
2.регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
В большинстве государств
ведущей является фискальная функция.
Но в течение последних
Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.
Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:
-устойчивый рост национального дохода,
-умеренные темпы инфляции,
-полная занятость,
-сглаживание циклических колебаний экономики.
Инструментарий фискальной
политики включает: манипуляцию различными
видами налогов и налоговых ставок,
кроме того, трансфертные платежи
и другие виды государственных расходов.
Важнейшим комплексным
Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги.
Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов.
Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.
Регулирующие возможности налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от рационально найденного уровня ставок обложения. Мировая практика выработала оптимальные соотношения между ставками различных налогов: максимальный уровень подоходного налога - 40 - 50 %, корпорационного - 35-45%; средняя ставка НДС - 12-18% и т.д. Хотя имеется существенная дифференциация между странами. Так, американцы считают, что при таких ставках налогов, как в Швеции, Дании, в их стране никто бы не стал работать в легальной экономике.
Говоря о влиянии налоговой политики на общеэкономические показатели, следует учитывать один важный экономический аспект. Речь идет о так называемом "эффекте запаздывания". Это явление выражается в том, что требуется определенное время ("лаг") для того, чтобы вмешательство финансовой политики смогло вызвать ожидаемое изменение в экономике.
Задача государственных
регулирующих органов не просто обложить
налогами те или иные источники средств.
Важно создать тонко
1) необлагаемый минимум объекта налога;
2) изъятие из обложения
определенных элементов