Налоговая политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 06:32, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи: сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на мнения разных авторов; раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с косвенными налогами; рассмотреть основные виды прямых налогов и историческую эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные; проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации на протяжении всего периода существования государства; рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов и их значение в налоговых поступлениях страны; определить пути совершенствования прямого налогообложения; проанализировать принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2008-2010 годах; выявить основные направления совершенствования прямых налогов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
1.2 Эволюция прямого налогообложения в РФ
1.3 Общестатистическая характеристика налогов на начало 2010 года.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ.
2.1 Прямые реальные налоги
2.2 Прямые личные налоги
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ.
3.1 Прямые налоги и перспективы их совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

для дипломки 1.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

     Так, в течение ближайших трех лет  предполагается ежегодная индексация ставки налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче природного газа, на коэффициент, значительно превышающий  уровень прогнозируемой инфляции. При этом, по аналогии с НДПИ, взимаемым при добыче нефти, предполагается возможность дифференциации налоговых ставок в зависимости от условий добычи природного газа.

     Что касается налога на игорный бизнес, то был принят федеральный закон, предусматривающий увеличение в два раза предельных ставок для игровых автоматов.

     В связи с принятыми решениями  об изменении подходов к государственному регулированию игорного бизнеса, а  также о размещении объектов игорного бизнеса на специально отведенных территориях необходимо уточнить подходы к налогообложению игорного бизнеса. В настоящее время налог на игорный бизнес является региональным налогом, все поступления которого направляются в бюджеты субъектов Российской Федерации.

     Начиная с 1 июля 2009 года размещение объектов игорного бизнеса вне специально отведенных зон, расположенных на территориях пяти субъектов Российской Федерации, будет запрещено. Соответственно, к этому моменту будет необходимо разработать подходы, которые должны предусматривать, с одной стороны, компенсацию выпадающих доходов региональным бюджетам, которые не будут получать доходы от налога на игорный бизнес в силу отсутствия на их территориях объекта налогообложения, а другой стороны, – совершенствование самого налога, включающее, по всей видимости, перераспределение полномочий по установлению налоговых ставок между федеральными и региональными властями, а также возможные изменения в конструкции налога и порядка его администрирования.

     Имущественный налоговый вычет при приобретении недвижимости

     С 2010 года имущественный налоговый  вычет можно будет получить, не только приобретая жилой дом, квартиру, комнату или долю в них. Теперь этот перечень недвижимости дополнен земельными участками, на которых планируется  жилищное строительство либо находится приобретаемое жилье. Предельный размер имущественного вычета остался без изменений и составляет 2 млн. руб. Но с нового года дополнительно вычет можно будет получить не только с сумм уплаченных процентов по займам или кредитам, привлеченным для приобретения жилья, но и расходов на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории РФ, для целей рефинансирования (перекредитования) предыдущих кредитов, полученных под цели приобретения жилья.

     Имущественный налоговый вычет при продаже имущества

     Имущественный налоговый вычет в отношении  имущества граждан, не являющегося  недвижимым, которое было в собственности  у физического лица менее трех лет, увеличен со 125 000 рублей до 250 000 рублей. Правда, изменение имущественного вычета сопровождается одним неприятным нюансом. Вне зависимости от количества продаваемых объектов он не должен превышать 250 тыс. руб. Ранее ограничение 125 000 руб. применялось к каждому объекту (письмо минфина России от 23.03.2009 N 03-04-05-01/137).

     Продажа имущества без декларации

     Законодатели  освободили доходы от реализации "старого" имущества от уплаты НДФЛ. Статья ст. 217 НК РФ дополнена п. 17.1, согласно которому не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами - налоговыми резидентами РФ от продажи имущества (в т.ч. и жилья), находившегося в собственности налогоплательщика в течение трех и более лет. Данное положение не распространяется на доходы от реализации ценных бумаг, а также на доходы от продажи имущества, используемого индивидуальными предпринимателями в предпринимательской деятельности.

     Главное - при получении таких доходов  у налогоплательщика больше не возникает  обязанности по представлению налоговой  декларации.

     Проценты  по долговым обязательствам

     Напомним, что в период острой фазы финансового кризиса было приостановлено действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ. Согласно этой норме налогоплательщик мог выбрать вариант учета предельной величины процентов по заемным средствам, принимаемой в налоговых расходах, как ставку рефинансирования Банка России в рублях, увеличенную в 1,1 раза, а по долговым обязательствам в валюте - в размере 15 процентов. В период приостановления до 31.07.2009 действовали показатели - ставка рефинансирования Банка России, увеличенная в 1,5 раза, и 22 процента - по долговым обязательствам в валюте. С 1 августа 2009 года предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 2 раза - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Ранее этот порядок распространялся на период до конца 2009 года, а теперь пролонгирован по 30.06.2010, т. е. еще на полгода. Правда, на этот период снижено ограничение по долговым обязательствам в иностранной валюте с 22 процентов до 15 процентов. Пролонгированный порядок определения предельных процентов для целей налогообложения прибыли применяется по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года (Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ).

     Налог на имущество организаций

     Согласно  изменениям, внесенным Федеральным  законом от 30.10.2009 N 242-ФЗ, налогоплательщиками  налога на имущество будут являться лишь те организации, которые имеют  на своем балансе облагаемые данным налогом основные средства. Иными словами, исключена обязанность представления "нулевых" деклараций по налогу на имущество организациями, не имеющими на балансе основных средств. Это изменение подлежит применению, начиная с первого отчетного периода 2010 года.

     Транспортный налог

     Федеральный закон от 28.11.09 N 282-ФЗ не доставил радости  автомобилистам. Новации по транспортному  налогу были приняты, несмотря на все  их протесты.

     Единственное, что сделали законодатели федерального уровня, так это перебросили ответственность за повышение налога с себя на региональных законодателей.

     Напомним, изначально задумывалось вдвое поднять  ставки налога, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ.

     При этом региональные власти имели право  увеличить или уменьшить ставку налога в пять раз.

     Однако  с 01.01.10 ставки налога не изменятся, а  вот региональные власти получают право  их корректировать в сторону повышения  или понижения в 10 раз.

     Налог на имущество физических лиц

     В 2009 году многие граждане - собственники долей в квартирах, жилых домах  получили налоговые уведомления  с резко увеличившейся суммой налога на имущество физических лиц. Причиной этому послужило изменение  порядка расчета налога по имуществу, находящемуся в общей собственности (письма ФНС РФ от 19.05.2008 N ШС-6-3/367@ и Минфина России от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19).

     Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ эта проблема решена. В перечень объектов налогообложения  наряду с квартирами, жилыми домами и другими видами имущества введена доля в праве общей собственности на имущество. Изменен и порядок расчета налога, если имущество находится в общей совместной или долевой собственности. Например, за имущество, находящееся в общей долевой собственности, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. При этом инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

     Самое главное, что новые правила распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. А это значит, что налогоплательщики, уплатившие налог на имущество за 2009 год в увеличенном размере, вправе обратиться в налоговые органы за пересчетом налога и его возвратом.

     В заключение необходимо отметить, что  с нового года установлен срок давности взыскания налогов с физических лиц. А именно налоговые уведомления  по уплате транспортного, земельного налога, а также налога на имущество физических лиц могут быть направлены в адрес налогоплательщика не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Прямые  налоги – неотъемлемая часть экономической  системы любой страны. Во всех экономически развитых странах прямые налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. В нашей стране основную долю в структуре налоговых доходов федерального бюджета составляют косвенные налоги. Это можно считать одной из особенностей российской фискальной политики, так как превалирование косвенных налогов свойственно развивающимся странам. Но в настоящее время наблюдаются попытки по смещению акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете страны.

     Прямой  налог появился давно, а именно с конца IX века, который существовал в виде контрибуции с побежденных народов. Но стечением времени он неоднократно претерпевал изменения и приобретал новые формы выражения, с новым правителем появлялись и новые прямые налоги («выход», продуктовый налог, подушный налог, промысловый налог, налог с недвижимого имущества, налог на прирост прибылей торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов и многие другие).

     Основными прямыми налогами в наше время  являются: налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес и другие. И с каждым годом в данные налоги вносятся определенные изменения (уменьшаются, увеличиваются налоговые ставки; изменяются сроки и порядки уплаты налогов в бюджет).

     Так в 2007 году были внесены следующие  основные изменения в налоговое  законодательство (налоговая реформа):

     - установление понижающего коэффициента, стимулирующего дальнейшую разработку нефтяных месторождений - для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки;

     - введение нулевой налоговой ставки  по НДПИ для новых нефтяных  месторождений, расположенных в  Восточносибирской нефтегазовой провинции;

     - продление действия до 2017 года специфической ставки НДПИ по нефти, «привязанной» к мировым ценам на этот товар;

     Следует отметить, что проведенная налоговая  реформа в целом привела не только к повышению экономической эффективности и нейтральности налоговой системы, но и создала возможности для увеличения доходной базы бюджетной системы.

     В среднесрочной перспективе, (2008-2010 гг.) планируются масштабные изменения отдельных прямых налогов, а именно:

  • Совершенствование налога на прибыль организаций;
  • Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по

     налогу  на доходы физических лиц;

  • Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых;
  • Реформирование налога на игорный бизнес;

     На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования прямых налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России.

     Пока  не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, однако и он не лишён недостатков.

 

      Список использованной литературы 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Официальный текст
  2. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. – М.: Бератор – Пресс, 2004. – 144 с.
  3. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей–экономистов до Маркса. – М.: Политиздат, 1985. – 367 с.
  4. Антология экономической классики. В 2-х т. – М.: Эконов, 1991-1992. – Т.1. – 775 с.
  5. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность) – М.: БЕК, 1996. – 480 с.
  6. Барулин С.В. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2006. – 420 с.
  7. Барулин С.В., Макрушин А.В., Тимошенко В.А. Налоговая политика России: Монография. – Саратов: Сателлинг, 2004. – 245 с.
  8. Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века //Финансы. – 2004. – № 4. – С. 31-34.
  9. Красноперова О.А. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации с постатейными материалами. Части первая и вторая. – М.: ТК Велби, 2003. – 1008 с.
  10. Лермонтов Ю. М. Налог на добычу полезных ископаемых: роль в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации и направления совершенствования // Налоговый вестник. – 2005. - № 6. – С. 3-6.
  11. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2006. – 384 с.
  12. Лыкова Л.Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы //Финансы. – 2002. – № 5. – С. 22-25.
  13. Налоги и налогообложение / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, – 2005. – 364 с.
  14. Николаев М.К. Концепция реформирования налоговой системы // Экономист. – 2003. – № 4. – С. 49-52.
  15. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 462 с.
  16. Пронина Л., Пронин И. Развитие законодательства об имущественных налогах в период 2004-2005 годов // Налоги. – 2004. – № 2. – С. 13-18.
  17. Рашин А.Г. Прямые и косвенные налоги как элементы налоговой системы // Государство и право. - 2003. - № 3. - С. 92-95.
  18. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992. – 406 с.
  19. Сокол Л.Н. Налогообложение недвижимости, принадлежащей физическим лицам // Налоговый вестник. – 2004. - № 9. - С. 42.
  20. Три века. Россия от смуты до нашего времени: Исторический сборник / Под ред. В.В. Каллаша. – М.: Изд-во И.Д. Сытина, – 1913. – 410 с.
  21. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение – М.: МЦФЭР, 2006. – 528 с.
  22. Шаталов С.Д. Налоговая реформа – важный фактор экономического роста //Финансы. – 2005. – № 2. – С. 3-6.
  23. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 429 с.
  24. С. В. Разгулин «О некоторых вопросах установления налогов и сборов», журнал «Налоговый вестник» 2008 г.
  25. Учебник под редакцией Павлова Л.П. и Гончарова Л.И. «Федеральные налоги и сборы с организации»: Учебник. – М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2004.-427с.
  26. Васильева, В.В.; Филина, Ф.Н. Налоги и взносы с заработной платы: Учебник 2008г.
  27. Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложения. Учебник 2009г.
  28. Цараваева И. В Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. - 2005. - № 10 - с. 26 - 28.
  29. Яронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. - № 5 - с. 33 - 40.
  30. Черник Д.Г. Налоги: практика налогообложения – М.: Финансы и статистика, 2008. – 368 с.
  31. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Форум, ИНФРА-М, 2007. – 320 с.
  32. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008. – 331 с.
  33. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 299 с.
  34. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухг. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» - СПб.: Питер, 2006 – 655 с.
  35. ЖУРНАЛ "Налоговый вестник" № 10/2010.
  36. ЖУРНАЛ «Налоги и налоговое планирование» №6 // 2010.
  37. Семенихин В.В. Все налоги России 2009: С учетом всех изменений, в том числе вступающих в силу с 01.07.2009.
  38. Электронная Интернет энциклопедия. Режим доступа: ru.wikipedia.org;
  39. Сайт ФНС РФ. Режим доступа: www.nalog.ru

Информация о работе Налоговая политика РК