Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 06:32, дипломная работа
Цель: изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи: сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на мнения разных авторов; раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с косвенными налогами; рассмотреть основные виды прямых налогов и историческую эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные; проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации на протяжении всего периода существования государства; рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов и их значение в налоговых поступлениях страны; определить пути совершенствования прямого налогообложения; проанализировать принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2008-2010 годах; выявить основные направления совершенствования прямых налогов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
1.2 Эволюция прямого налогообложения в РФ
1.3 Общестатистическая характеристика налогов на начало 2010 года.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ.
2.1 Прямые реальные налоги
2.2 Прямые личные налоги
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ.
3.1 Прямые налоги и перспективы их совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложения
После деятельности министра финансов С.Ю. Витте, акцизы стали обеспечивать более 60% всех государственных доходов, а прямые около 40%. Однако самые радикальные налоговые преобразования в 1903—1913 гг. заключались в установлении налога с оборота, введении прогрессивности в подоходном налоге и освобождения малоимущих от налогового бремени данного налога, увеличении налоговой базы по имущественным налогам за счет переоценки недвижимого имущества, повышении акцизов на спиртные напитки и др.
Сразу после революции в ноябре 1917 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) о взимании прямых налогов был введен налог на прирост прибылей торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Чуть позже декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, взимаемый с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Также был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на городскую буржуазию и кулачество.
Главной спецификой времен НЭПа было возвращение к превалированию натуральных налогов, таких, как продовольственный налог, единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства и др. Среди прямых налогов выделялись сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, носивший прогрессивный характер (по мере увеличения капитала и имущества ставка налога увеличивалась). К 1925—1926 гг. прямые налоги обеспечивали 82% всех налоговых поступлений в бюджет. К началу 1930-х гг. в СССР сложилась сложная и громоздкая налоговая система — действовало 86 видов платежей налогового характера.
В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой система акцизов была полностью упразднена, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были упразднены и заменены двумя платежами — налогом с оборота и отчислениями от прибыли. Значительное число налогов с населения было также отменено. Следует заметить, что налоги с населения уже не имели большого значения для бюджета, так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. С началом войны был введен военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, однако основным налоговым платежом остается налог с оборота — акциз на товары народного потребления. В 1954 г. поступления от него составили 41% доходной части бюджета. В, мае 1960г. отменяется налог с заработной платы рабочих и служащих. К середине 1980-х гг. более 90% госбюджета СССР формировалось за счет поступлений от предприятий народного хозяйства. Налоги с населения составляли всего 7—8% всех поступлений бюджета.
На данном этапе система налогообложения была заменена административными (неналоговыми) методами изъятия прибыли предприятий и централизованным перераспределением финансовых ресурсов, таким образом, подрывались экономические стимулы развития производства, а стимулирующая функция налогов постепенно атрофировалась вообще.
Перестройка,
начавшаяся в середине 1980-х гг., объективно
привела к возрождению
После развала союзного государства и оформления России как самостоятельного государства в августе 1991 г. была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 были подготовлены и приняты: основополагающий налоговый Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и целый пакет законодательных актов — по налогу на добавленную стоимость, подоходном налоге, налогу на прибыль, акцизах и т.д.
Середину 1990-х гг. В.Г. Пансков характеризует как период неустойчивого налогообложения, когда «правила игры» в налоговой сфере менялись практически ежегодно, а то и несколько раз в течение года.10
Требуется
масштабное, подчиненное единой логике
реформирование налоговой системы,
что и было осуществлено с принятием
Налогового кодекса (НК). В целом, несмотря
на постоянно вносимые поправки в
НК, можно утверждать, что основной
этап реформирования налоговой системы
России в настоящее время близок к завершению,
в результате которого сформирована принципиально
новая законодательная база, регламентированы
все налоги и сборы, сформирована система
налогового администрирования. Основная
цель дальнейшего совершенствования налоговой
системы, а именно прямого налогообложения,
России должна заключаться в повышении
эффективности ее функционирования.
1.3 Общестатистическая
характеристика налогов
на начало 2010 года
По
оперативным данным Федеральной
налоговой службы, в консолидированный
бюджет Российской Федерации в январе
2010г. поступило налогов, сборов и иных
обязательных платежей, администрируемых
ФНС России, (без учета единого социального
налога) на сумму 503,0 млрд. рублей, что на
13,9% больше, чем в январе 2009 года.
Таблица 1.2- Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам млрд.рублей
Январь 2010г. | В % к январю 2009г. | |||||
консолидированный бюджет | в том числе | консолидированный бюджет | в том числе | |||
федеральный бюджет | консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | федеральный бюджет | консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего | 503,0 | 315,0 | 188,0 | 113,9 | 128,2 | 96,0 |
из них: налог на прибыль организаций | 41,3 | 6,1 | 35,2 | 53,3 | 25,7 | 65,5 |
налог на доходы физических лиц | 85,5 | - | 85,5 | 101,7 | - | 101,7 |
налог
на добавленную стоимость на
товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
176,6 | 176,6 | - | 115,5 | 115,5 | - |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ | 45,5 | 14,8 | 30,7 | 165,9 | 225,5 | 147,2 |
налоги на имущество | 17,4 | - | 17,4 | 110,6 | - | 110,6 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 116,4 | 114,1 | 2,4 | 181,3 | 190,5 | 54,2 |
из них НДПИ | 112,4 | 110,2 | 2,2 | 187,6 | 197,6 | 52,8 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе 2010г. обеспечили поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 35,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,3%, налога на доходы физических лиц - 17,0%, налога на прибыль организаций - 8,2%.
Поступление
налога на прибыль организаций в
консолидированный бюджет Российской
Федерации в январе 2010г. составило
41,3 млрд.рублей и сократилось по
сравнению с соответствующим периодом
предыдущего года на 46,7%. В общей сумме
поступлений по данному налогу в январе
2010г. доля налога на прибыль организаций,
зачисляемого в бюджеты бюджетной системы
Российской Федерации по соответствующим
ставкам, снизилась по сравнению с январем
2009г. на 1,1 процентного пункта и составила
93,6%, доля налога с доходов, полученных
в виде дивидендов, увеличилась на 0,8 процентного
пункта и составила 3,3%.
Таблица 1.3-Поступление налога на прибыль организации.
Январь 2010г. | Справочно январь 2009г. | |||||||
консолидированный бюджет | в том числе | консолидированный бюджет | в том числе | |||||
млрд. рублей | в % к итогу | федеральный бюджет | консолидированные бюджеты субъектов РФ | млрд. рублей | в % к итогу | федеральный бюджет | консолидированные бюджеты субъектов РФ | |
Всего | 41,3 | 100 | 6,1 | 35,2 | 77,4 | 100 | 23,7 | 53,7 |
из него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам | 38,7 | 93,6 | 3,5 | 35,2 | 73,3 | 94,7 | 19,6 | 53,7 |
с доходов, полученных в виде дивидендов | 1,4 | 3,3 | 1,4 | - | 1,9 | 2,5 | 1,9 | - |
с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 1,2 | 3,0 | 1,2 | - | 2,2 | 2,8 | 2,2 | - |
В
январе 2010г. в консолидированный
бюджет Российской Федерации (консолидированные
бюджеты субъектов Российской Федерации)
поступило 85,5 млрд.рублей налога на доходы
физических лиц, что на 1,7% больше, чем за
соответствующий период предыдущего года.
Таблица 1.4 - Поступление налога на доходы физических лиц
Январь 2010г. | Справочно январь 2009г. | |||
млрд.
рублей |
в % к
итогу |
млрд.
рублей |
в % к
итогу | |
Всего | 85,5 | 100 | 84,1 | 100 |
из них: с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций | 1,4 | 1,6 | 1,5 | 1,8 |
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации | 83,3 | 97,4 | 81,8 | 97,3 |
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,7 |
с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 |