Налоговая политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 06:32, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи: сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на мнения разных авторов; раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с косвенными налогами; рассмотреть основные виды прямых налогов и историческую эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные; проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации на протяжении всего периода существования государства; рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов и их значение в налоговых поступлениях страны; определить пути совершенствования прямого налогообложения; проанализировать принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2008-2010 годах; выявить основные направления совершенствования прямых налогов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
1.2 Эволюция прямого налогообложения в РФ
1.3 Общестатистическая характеристика налогов на начало 2010 года.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ.
2.1 Прямые реальные налоги
2.2 Прямые личные налоги
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ.
3.1 Прямые налоги и перспективы их совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

для дипломки 1.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

     После деятельности министра финансов С.Ю. Витте, акцизы стали обеспечивать более 60% всех государственных доходов, а прямые около 40%. Однако самые радикальные налоговые преобразования в 1903—1913 гг. заключались в установлении налога с оборота, введении прогрессивности в подоходном налоге и освобождения малоимущих от налогового бремени данного налога, увеличении налоговой базы по имущественным налогам за счет переоценки недвижимого имущества, повышении акцизов на спиртные напитки и др.

     Сразу после революции в ноябре 1917 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) о взимании прямых налогов был  введен налог на прирост прибылей торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Чуть позже декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, взимаемый с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Также был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на городскую буржуазию и кулачество.

     Главной спецификой времен НЭПа было возвращение  к превалированию натуральных налогов, таких, как продовольственный налог, единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства и др. Среди прямых налогов выделялись сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, носивший прогрессивный характер (по мере увеличения капитала и имущества ставка налога увеличивалась). К 1925—1926 гг. прямые налоги обеспечивали 82% всех налоговых поступлений в бюджет. К началу 1930-х гг. в СССР сложилась сложная и громоздкая налоговая система — действовало 86 видов платежей налогового характера.

     В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой система акцизов была полностью упразднена, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были упразднены и заменены двумя платежами — налогом с оборота и отчислениями от прибыли. Значительное число налогов с населения было также отменено. Следует заметить, что налоги с населения уже не имели большого значения для бюджета, так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. С началом войны был введен военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, однако основным налоговым платежом остается налог с оборота — акциз на товары народного потребления. В 1954 г. поступления от него составили 41% доходной части бюджета. В, мае 1960г. отменяется налог с заработной платы рабочих и служащих. К середине 1980-х гг. более 90% госбюджета СССР формировалось за счет поступлений от предприятий народного хозяйства. Налоги с населения составляли всего 7—8% всех поступлений бюджета.

     На  данном этапе система налогообложения  была заменена административными (неналоговыми) методами изъятия прибыли предприятий  и централизованным перераспределением финансовых ресурсов, таким образом, подрывались экономические стимулы развития производства, а стимулирующая функция налогов постепенно атрофировалась вообще.

     Перестройка, начавшаяся в середине 1980-х гг., объективно привела к возрождению отечественного налогообложения. Уже в конце 1980-х  гг. были предприняты попытки повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. принимается Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Согласно этому закону устанавливаются общесоюзные налоги, такие, как: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт; налог на фонд оплаты труда колхозников; налог на прирост средств, направляемых на потребление; налог на доходы и др.

     После развала союзного государства и  оформления России как самостоятельного государства в августе 1991 г. была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 были подготовлены и приняты: основополагающий налоговый Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и целый пакет законодательных актов — по налогу на добавленную стоимость, подоходном налоге, налогу на прибыль, акцизах и т.д.

     Середину 1990-х гг. В.Г. Пансков характеризует  как период неустойчивого налогообложения, когда «правила игры» в налоговой  сфере менялись практически ежегодно, а то и несколько раз в течение  года.10

     Требуется масштабное, подчиненное единой логике реформирование налоговой системы, что и было осуществлено с принятием  Налогового кодекса (НК). В целом, несмотря на постоянно вносимые поправки в  НК, можно утверждать, что основной этап реформирования налоговой системы России в настоящее время близок к завершению, в результате которого сформирована принципиально новая законодательная база, регламентированы все налоги и сборы, сформирована система налогового администрирования. Основная цель дальнейшего совершенствования налоговой системы, а именно прямого налогообложения, России должна заключаться в повышении эффективности ее функционирования. 

 

      1.3 Общестатистическая характеристика налогов на начало 2010 года 

     По  оперативным данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 503,0 млрд. рублей, что на 13,9% больше, чем в январе 2009 года. 
 

 

     

     Таблица 1.2- Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам млрд.рублей

  Январь 2010г. В % к январю 2009г.
консолидированный бюджет в том  числе консолидированный бюджет в том  числе
федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего 503,0 315,0 188,0 113,9 128,2 96,0
из  них: налог на прибыль организаций 41,3 6,1 35,2 53,3 25,7 65,5
налог на доходы физических лиц 85,5 - 85,5 101,7 - 101,7
налог на добавленную стоимость на

товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

176,6 176,6 - 115,5 115,5 -
акцизы  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 45,5 14,8 30,7 165,9 225,5 147,2
налоги  на имущество 17,4 - 17,4 110,6 - 110,6
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 116,4 114,1 2,4 181,3 190,5 54,2
из  них НДПИ 112,4 110,2 2,2 187,6 197,6 52,8
 
 

 

     

     Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе 2010г. обеспечили поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 35,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,3%, налога на доходы физических лиц - 17,0%, налога на прибыль организаций - 8,2%.

     Поступление налога на прибыль организаций в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2010г. составило 41,3 млрд.рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 46,7%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе 2010г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с январем 2009г. на 1,1 процентного пункта и составила 93,6%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 0,8 процентного пункта и составила 3,3%. 
 

 

     

     Таблица 1.3-Поступление налога на прибыль  организации.

     
  Январь 2010г. Справочно январь 2009г.
консолидированный бюджет в том  числе консолидированный бюджет в том  числе
млрд. рублей в % к итогу федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов РФ млрд. рублей в % к итогу федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов РФ
Всего 41,3 100 6,1 35,2 77,4 100 23,7 53,7
из  него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам 38,7 93,6 3,5 35,2 73,3 94,7 19,6 53,7
с доходов, полученных в виде дивидендов 1,4 3,3 1,4 - 1,9 2,5 1,9 -
с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 1,2 3,0 1,2 - 2,2 2,8 2,2 -
 
 

 

     

     В январе 2010г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации (консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 85,5 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 1,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. 

     Таблица 1.4 - Поступление налога на доходы физических лиц

  Январь 2010г. Справочно январь 2009г.
млрд.

рублей

в % к

итогу

млрд.

рублей

в % к

итогу

Всего 85,5 100 84,1 100
из  них: с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций 1,4 1,6 1,5 1,8
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций 0,0 0,0 0,0 0,0
с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации 83,3 97,4 81,8 97,3
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации 0,5 0,6 0,6 0,7
с доходов, полученных в виде выигрышей  и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг 0,3 0,3 0,2 0,2

Информация о работе Налоговая политика РК