Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:47, реферат
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также рассмотрение неокейнсианской и неоклассической трактовок налоговой политики.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в Республике Беларусь с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов.
Введение…………………………………………………………………...… с.3
1. Роль налога как инструмента макроэкономического регулирования………..………………………………………………….…. с.4
2. Неокейнсианская трактовка налоговой политики….……………... с.9
3. Неоклассическая трактовка о механизме реализации налоговой политики…………………………………………………..………………… с.14
Заключение………………………………………………………………….. с.20
Список литературы…………………………………………………..….…. с.22
Еще один
важный вывод делает Смит: «принцип
хозяйственной
Итак, согласно Адаму Смиту, субъектом уплаты налога выступает лично независимый гражданин, обладающий определенной собственностью и получающий доход в результате самостоятельной хозяйственной деятельности. Обязанность налогоплательщика уплатить налог в определенный срок и в установленном размере сопровождается его правом знать сумму налога и дату платежа, которые стабильно закрепляются законом. Кроме того, налогоплательщик имеет право на такой процесс взимания налогов, который не нарушал бы его основных политических прав и не стеснял бы хозяйственной деятельности. Однако на вопрос что и как может гарантировать налогоплательщику соблюдение его прав ответа у Смита нет. Он уделил больше внимания экономическому анализу налогов, нежели правовому, хотя нельзя умолять значение выводов правового характера, сделанных им.
Классическая теория имеет высокую научную ценность и состоит в обосновании экономической природы налога, которая впервые исследуется Смитом. Смит не дает собственного определения налога, однако особое значение имеют разработанные им классические принципы построения налоговой политики[1] :
-принцип
справедливости, означающий, что подданные
государства должны его
-принцип определенности, требующий чтобы налог был непроизвольным, а точно определенным по сроку, сумме и способу платежа;
-принцип
удобства уплаты, предполагающий, что
каждый налог должен взиматься
в то время и таким способом,
которые представляли
-принцип
экономии, заключающийся в сокращении
издержек взимания налога и
в рационализации системы
Соблюдение этих принципов делает налоги, по словам Смита, признаком не рабства, а свободы.
Считается,
что сегодня классическая теория
абсолютно не состоятельна, поскольку
в настоящий момент невозможно изымать
путем налогов четверть национального
продукта без того, чтобы это не
имело серьезных экономических
последствий. Взыскание налогов
уменьшает покупательную
3. Неоклассическая трактовка о
механизме реализации
Опыт построения и функционирования налоговых систем в развитых странах с рыночной экономикой позволяет выделить два различных подхода, определяющих место и роль налоговой системы в арсенале методов государственного регулирования: первый подход, основанный на концепции государственного регулирования Дж. Кейнса, и второй подход, основанный на постулатах неоклассической теории. Первый исторически предшествует второму.
После второй мировой войны в течение ряда десятилетий и до начала 80-х годов господствовал кейнсианский подход. В соответствии с концепцией Кейнса государственное регулирование экономики посредством налоговых мёр должно быть направлено на обеспечение более полного использования всех факторов производства и стимулов к росту, а также устранения возникающих диспропорций между объемом производства и платежеспособным спросом. Государственное регулирование заключается в воздействии на величину совокупного спроса, главный инструмент такого воздействия— государственный бюджет.
В условиях подъема, по Кейнсу, необходимо увеличивать налоги, а в кризисной ситуации — сокращать. Сокращение налогов производится прежде всего за счет расширения налоговых льгот монополиям и предпринимателям тех отраслей экономики, которые составляют базовую основу для нового подъема. Подоходному налогу отводится роль автоматического стабилизатора, поскольку в условиях сбалансированного роста подоходный налог обеспечивает изъятие в бюджет значительной части возрастающих доходов (тем самым ограничивая спрос), а при кризисе учитывает снижение доходов. Действие автоматического налогового стабилизатора дополняется налоговыми мероприятиями государства, такими, как изменение ставок действующих налогов, расширение или сокращение перечня налоговых льгот.
В рамках кейнсианской концепции системы налогообложения строились по прогрессивному принципу с относительно большим числом шагов налоговой шкалы и высокими предельными ставками, но также и со значительным числом налоговых льгот, стимулирующих инвестиционную активность.
Однако на рубеже 70-80-х годов в большинстве западных стран ухудшились общие условия воспроизводства, усилились инфляционные процессы. Поэтому в 80-е годы повсеместно наблюдается отход от концепции государственного регулирования Кейнса, а также изменения в налогово-финансовой стратегии развитых стран, связанные с уменьшением доли государственного сектора и ограничением сферы вмешательства государства в экономику.
Сфера деятельности государства во все большей степени ограничивается косвенными методами воздействия. Отказ от кейнсианских принципов государственного регулирования выразился в переориентации с антициклического регулирования спроса на стимулирование долгосрочного роста инвестиционной активности, ликвидацию диспропорций, структурную перестройку экономики. Произошел отказ от политики полной занятости, акцент сместился в сторону борьбы с инфляцией.
Теоретической
базой налоговой политики, осуществляемой
«в настоящее время
Так, в
соответствии с теорией предложения
необходимо непосредственно осуществлять
воздействие на производство путем
целенаправленного и
В 90-е годы отмечается тенденция снижения фактического налогового бремени на доходы корпораций и физических лиц. На фоне снижения уровня налогообложения прибыли предприятий и доходов населения в ряде ведущих стран (США, Япония, Великобритания) одновременно идет расширение базы налогообложения, уменьшение налоговых льгот.
Поэтому
при проведении налоговой реформы
приходится искать возможность восполнить
в перспективе текущие
Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название «кривой Лаффера» по имени американского экономиста А. Лаффера (рис.1)
Рис I. Зависимость доходов бюджета от налоговых ставок
В рыночной экономике налоги автоматически выполняют важную стабилизирующую роль. Согласно определению немецкого экономиста Ф.Ноймарка, понятие «автоматического стабилизатора» (или «встроенной гибкости») представляет собой антициклическую внутреннюю приспособляемость государственного бюджета, проявляющуюся автоматически, без каких-либо мер и вытекающую из природы определенных доходов или расходов.
Процесс антициклического приспособления налогов состоит в следующем. В случае перегрева конъюнктуры происходит повышение объема национального дохода. При наличии же прогрессивно построенной шкалы налогообложения размеры выплат в бюджет возрастают, что оказывает сдерживающее влияние на дальнейшую экономическую активность. Кроме того, увеличившийся объем государственного бюджета позволяет с помощью средств социальной политики поднять уровень потребления малообеспеченных слоев и тем самым увеличить совокупный спрос, сближая его с возросшим совокупным предложением. В условиях же падения конъюнктуры происходит обратное. [6]
Однако
для того, чтобы имел место процесс
автоматического
Повышенными антициклическими свойствами обладают те налоги, которые автоматически следуют за ходом конъюнктуры, благодаря основе, на которой они строятся (доход, оборот, прибыль и т.п.). Поскольку в развитых индустриальных странах сердцевину налоговой системы составляют налоги на доходы, прибыль и оборот, то их налоговые системы обладают повышенной степенью конъюнктурной эластичности.
В связи со сказанным в финансовой теории принято использовать показатель эластичности налоговых поступлений. Он рассчитывается как отношение:
процентное (или абсолютное) изменение налоговых поступлений / процентное (или абсолютное) изменение национального дохода
В экономике ФРГ, например, степень налогового реагирования составляет 1,5. Это означает, что повышение или понижение национального дохода на 1% обусловливает рост или сокращение суммы поступлений от налогов в 1,5%.
Фискальная
(бюджетно-налоговая политика) государства
в коротком периоде может сопровождаться
эффектами мультипликаторов государственных
расходов, налогов и сбалансированного
бюджета. В конечном итоге результат
этой политики выражается в приросте
дохода, производства продукции. Поэтому
мультипликативные эффекты
БЮДЖЕТНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР (МУЛЬТИПЛИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ) —отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.
НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР — отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.
МУЛЬТИПЛИКАТОР СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮДЖЕТА — равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.
МОДЕЛЬ ПРОСТОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА КЕЙНСА
Используем модель «кейнсианского креста».
Пусть экономика находится в равновесии, если фактические расходы (У) равны планируемым (Е), т. е. У = Е. Если экономика закрытая, то Е = С +I + G; поскольку С = С (У—Т), то мы можем записать Е = С(У-Т) + I + G. Равновесие достигается в точке А, где У = Е.
На рис.2 показано, что при росте государственных расходов кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную ΔG, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с У1 до У2, на величину ΔУ, причем ΔY > ΔG:
Рис. 2. Влияние увеличения госрасходов на выпуск продукции
ΔY=ΔGmg где mg — мультипликатор государственных расходов.
mg = ΔY:ΔG=1/(1-Cy)
где Су – предельная склонность к потреблению.
Модель мультипликатора изменится, если мы учтем уровень налогообложения: mg =1/1-Cy(1- t)
где t = ΔT/ΔY - предельная налоговая ставка.
НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
Уменьшение налогов в модели «кейнсианского креста» на ΔТ увеличит планируемые расходы на СуΔТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с У1 до У2 на величину, равную ΔУ .
ΔY = -ΔT * (Cy/(1-Cy)
mt = ΔY/ΔT = -Су/(1-Су)
Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид: mt = - Су/1 – Су (1 – t) где t — предельная налоговая ставка.
Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, следовательно, при выборе направлений бюджетно- налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние нарост дохода, нежели снижение налогов.