Налоговая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:47, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также рассмотрение неокейнсианской и неоклассической трактовок налоговой политики.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в Республике Беларусь с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...… с.3
1. Роль налога как инструмента макроэкономического регулирования………..………………………………………………….…. с.4
2. Неокейнсианская трактовка налоговой политики….……………... с.9
3. Неоклассическая трактовка о механизме реализации налоговой политики…………………………………………………..………………… с.14
Заключение………………………………………………………………….. с.20
Список литературы…………………………………………………..….…. с.22

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 85.99 Кб (Скачать)

Еще один важный вывод делает Смит: «принцип хозяйственной самостоятельности  плательщика налога наилучшим образом  реализуется в государствах с  демократическим образом правления. Именно в таких государствах создается  возможность при взимании налогов  избегать тщательного расследования  обстоятельств частных лиц». Сам термин «взимание» в отношении налоговой практики этих государств не совсем точен, ибо «в небольшой республике, где население относится с полным доверием  к своим чиновникам, где оно убеждено в необходимости налога для существования государства и уверено, что он будет добросовестно употреблен на эту цель налоги платятся без принуждения, добровольно и добросовестно»[2] . В пример А. Смит приводит современные ему Гамбург, Базель, Цюрих, кантон Унтервальден в Швейцарии, Голландию времен Вильгельма I Оранского.

Итак, согласно Адаму Смиту, субъектом уплаты налога выступает лично независимый  гражданин, обладающий определенной собственностью и получающий доход в результате самостоятельной хозяйственной  деятельности. Обязанность налогоплательщика  уплатить налог в определенный срок и в установленном размере  сопровождается его правом знать  сумму налога и дату платежа, которые стабильно закрепляются законом. Кроме того, налогоплательщик имеет право на такой процесс взимания налогов, который не нарушал бы его основных политических прав и не стеснял бы хозяйственной деятельности. Однако на вопрос что и как может гарантировать налогоплательщику соблюдение его прав ответа у Смита нет. Он уделил больше внимания экономическому анализу налогов, нежели правовому, хотя нельзя умолять значение выводов правового характера, сделанных им.

Классическая  теория имеет высокую научную  ценность и состоит в обосновании  экономической природы налога, которая  впервые исследуется Смитом. Смит не дает собственного определения налога, однако особое значение имеют разработанные  им классические принципы построения налоговой политики[1] :

-принцип  справедливости, означающий, что подданные  государства должны его поддерживать  соответственно доходу, каким они  пользуются под покровительством  и защитой государства;

-принцип определенности, требующий чтобы налог был непроизвольным, а точно определенным по сроку, сумме и способу платежа;

-принцип  удобства уплаты, предполагающий, что  каждый налог должен взиматься  в то время и таким способом, которые представляли наибольшие  удобства для плательщика;

-принцип  экономии, заключающийся в сокращении  издержек взимания налога и  в рационализации системы налогообложения. 

Соблюдение  этих принципов делает налоги, по словам Смита, признаком не рабства, а свободы.

Считается, что сегодня классическая теория абсолютно не состоятельна, поскольку  в настоящий момент невозможно изымать  путем налогов четверть национального  продукта без того, чтобы это не имело серьезных экономических  последствий. Взыскание налогов  уменьшает покупательную способность  граждан и снижает инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные  налоги повышают цены на товар и  воздействуют на потребление, а это  уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.

 

 

 

3. Неоклассическая трактовка о  механизме реализации налоговой  политики

Опыт  построения и функционирования налоговых  систем в развитых странах с рыночной экономикой позволяет выделить два  различных подхода, определяющих место  и роль налоговой системы в  арсенале методов государственного регулирования: первый подход, основанный на концепции государственного регулирования  Дж. Кейнса, и второй подход, основанный на постулатах неоклассической теории. Первый исторически предшествует второму.

После второй мировой войны в течение ряда десятилетий и до начала 80-х годов  господствовал кейнсианский подход. В соответствии с концепцией Кейнса государственное регулирование экономики посредством налоговых мёр должно быть направлено на обеспечение более полного использования всех факторов производства и стимулов к росту, а также устранения возникающих диспропорций между объемом производства и платежеспособным спросом. Государственное регулирование заключается в воздействии на величину совокупного спроса, главный инструмент такого воздействия— государственный бюджет.

В условиях подъема, по Кейнсу, необходимо увеличивать налоги, а в кризисной ситуации — сокращать. Сокращение налогов производится прежде всего за счет расширения налоговых льгот монополиям и предпринимателям тех отраслей экономики, которые составляют базовую основу для нового подъема. Подоходному налогу отводится роль автоматического стабилизатора, поскольку в условиях сбалансированного роста подоходный налог обеспечивает изъятие в бюджет значительной части возрастающих доходов (тем самым ограничивая спрос), а при кризисе учитывает снижение доходов. Действие автоматического налогового стабилизатора дополняется налоговыми мероприятиями государства, такими, как изменение ставок действующих налогов, расширение или сокращение перечня налоговых льгот.

В рамках кейнсианской концепции системы  налогообложения строились по прогрессивному принципу с относительно большим  числом шагов налоговой шкалы  и высокими предельными ставками, но также и со значительным числом налоговых льгот, стимулирующих  инвестиционную активность.

Однако  на рубеже 70-80-х годов в большинстве  западных стран ухудшились общие  условия воспроизводства, усилились  инфляционные процессы. Поэтому в 80-е  годы повсеместно наблюдается отход  от концепции государственного регулирования  Кейнса, а также изменения в налогово-финансовой стратегии развитых стран, связанные с уменьшением доли государственного сектора и ограничением сферы вмешательства государства в экономику.

Сфера деятельности государства во все большей степени  ограничивается косвенными методами воздействия. Отказ от кейнсианских принципов  государственного регулирования выразился  в переориентации с антициклического регулирования спроса на стимулирование долгосрочного роста инвестиционной активности, ликвидацию диспропорций, структурную перестройку экономики. Произошел отказ от политики полной занятости, акцент сместился в сторону борьбы с инфляцией.

Теоретической базой налоговой политики, осуществляемой «в настоящее время правительствами  экономически развитых стран, является неоконсерватизм, основной постулат которого: «все решает рынок, а не государство». В рамках неоконсерватизма наиболее крупными течениями являются монетаризм (основан на количественной теории денег) и теория экономики предложения. Они служат методологической основой  налоговой политики консерваторов  в большинстве страну

Так, в  соответствии с теорией предложения  необходимо непосредственно осуществлять воздействие на производство путем  целенаправленного и широкомасштабного  снижения налогов. Налоговое регулирование  должно обеспечить стимулы к сбережению и инвестированию. Также декларируется  необходимость снижения государственных  расходов, главным образом за счет сокращения государственных социальных программ. До недавнего времени считалось, что значительный уровень налогообложения  и высокая степень прогрессивности  шкалы соответствуют, как правило, высокому уровню развития экономики  и социальной инфраструктуры. Страны с высокими налоговыми ставками относились к лидирующим не только по производительности труда и по темпам экономического роста, но и по уровню социальной защищенности населения.

В 90-е  годы отмечается тенденция снижения фактического налогового бремени на доходы корпораций и физических лиц. На фоне снижения уровня налогообложения прибыли предприятий и доходов населения в ряде ведущих стран (США, Япония, Великобритания) одновременно идет расширение базы налогообложения, уменьшение налоговых льгот.

Поэтому при проведении налоговой реформы  приходится искать возможность восполнить в перспективе текущие бюджетные  потери и добиться увеличения доходной части бюджета.

Графическое отображение зависимости между  доходами государственного бюджета  и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название  «кривой Лаффера» по имени американского экономиста А. Лаффера (рис.1)

 

     Рис I. Зависимость доходов бюджета  от налоговых ставок

В рыночной экономике налоги автоматически  выполняют важную стабилизирующую  роль. Согласно определению немецкого  экономиста Ф.Ноймарка, понятие «автоматического стабилизатора» (или «встроенной гибкости») представляет собой антициклическую внутреннюю приспособляемость государственного бюджета, проявляющуюся автоматически, без каких-либо мер и вытекающую из природы определенных доходов или расходов.

Процесс антициклического приспособления налогов состоит в следующем. В случае перегрева конъюнктуры происходит повышение объема национального дохода. При наличии же прогрессивно построенной шкалы налогообложения размеры выплат в бюджет возрастают, что оказывает сдерживающее влияние на дальнейшую экономическую активность. Кроме того, увеличившийся объем государственного бюджета позволяет с помощью средств социальной политики поднять уровень потребления малообеспеченных слоев и тем самым увеличить совокупный спрос, сближая его с возросшим совокупным предложением. В условиях же падения конъюнктуры происходит обратное. [6]

Однако  для того, чтобы имел место процесс  автоматического приспособления, необходима предпосылка в виде высокой степени  реакции налоговой системы на конъюнктуру. Различные налоги обладают разной степенью конъюнктурной эластичности. В свою очередь, это обусловлено  методами построения налоговых ставок, самой основой (т.е. объектом обложения), а также техникой взимания налогов.

Повышенными антициклическими свойствами обладают те налоги, которые автоматически следуют за ходом конъюнктуры, благодаря основе, на которой они строятся (доход, оборот, прибыль и т.п.). Поскольку в развитых индустриальных странах сердцевину налоговой системы составляют налоги на доходы, прибыль и оборот, то их налоговые системы обладают повышенной степенью конъюнктурной эластичности.

В связи  со сказанным в финансовой теории принято использовать показатель эластичности налоговых поступлений. Он рассчитывается как отношение:

     процентное (или абсолютное) изменение  налоговых поступлений / процентное (или абсолютное) изменение национального  дохода

В экономике  ФРГ, например, степень налогового реагирования составляет 1,5. Это означает, что повышение или понижение национального дохода на 1% обусловливает рост или сокращение суммы поступлений от налогов в 1,5%.

Фискальная (бюджетно-налоговая политика) государства  в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных  расходов, налогов и сбалансированного  бюджета. В конечном итоге результат  этой политики выражается в приросте дохода, производства продукции. Поэтому  мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий  бюджетно-налоговой политики.

БЮДЖЕТНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР (МУЛЬТИПЛИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ  РАСХОДОВ) —отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.

НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР — отношение изменения  реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.

МУЛЬТИПЛИКАТОР  СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮДЖЕТА —  равное увеличение государственных  расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных  расходов и налогов.

МОДЕЛЬ  ПРОСТОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА КЕЙНСА

Используем  модель «кейнсианского креста».

Пусть экономика  находится в равновесии, если фактические  расходы (У) равны планируемым (Е), т. е. У = Е. Если экономика закрытая, то Е = С +I + G; поскольку С = С (У—Т), то мы можем записать Е = С(У-Т) + I + G. Равновесие достигается в точке А, где У = Е.

На рис.2 показано, что при росте государственных расходов кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную ΔG, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с У1 до У2, на величину ΔУ, причем ΔY > ΔG:

Рис. 2. Влияние  увеличения госрасходов на выпуск продукции

 

ΔY=ΔGmg   где mg — мультипликатор государственных расходов.

mg = ΔY:ΔG=1/(1-Cy)

где Су –  предельная склонность к потреблению.

Модель  мультипликатора изменится, если мы учтем уровень налогообложения: mg =1/1-Cy(1- t)

где t = ΔT/ΔY - предельная налоговая ставка.

НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР

Уменьшение  налогов в модели «кейнсианского креста» на ΔТ увеличит планируемые  расходы на СуΔТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с У1 до У2 на величину, равную ΔУ .

ΔY = -ΔT * (Cy/(1-Cy)

mt = ΔY/ΔT = -Су/(1-Су)

Модель  налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной  системе налогообложения имеет  вид: mt = - Су/1 – Су (1 – t) где t — предельная налоговая ставка.

Мультипликационный  эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных  расходов, следовательно, при выборе направлений бюджетно- налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние нарост дохода, нежели снижение налогов.

Информация о работе Налоговая политика Республики Беларусь