Налоговая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:47, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также рассмотрение неокейнсианской и неоклассической трактовок налоговой политики.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в Республике Беларусь с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...… с.3
1. Роль налога как инструмента макроэкономического регулирования………..………………………………………………….…. с.4
2. Неокейнсианская трактовка налоговой политики….……………... с.9
3. Неоклассическая трактовка о механизме реализации налоговой политики…………………………………………………..………………… с.14
Заключение………………………………………………………………….. с.20
Список литературы…………………………………………………..….…. с.22

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 85.99 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П.О. СУХОГО»

 

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

 

Реферат

 

по  макроэкономике

 

«Налоговая политика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнил:

       студент гр. ОП-21                                       

                                                                                   Скаль Ю.В.

 

                                                                                    Руководитель:

                                                                                    преподаватель

                                                                                    Подольская О.А.

 

 

 

 

 

                                              Гомель 2010

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………...… с.3

     1. Роль налога как инструмента  макроэкономического регулирования………..………………………………………………….…. с.4

     2. Неокейнсианская трактовка налоговой политики….……………... с.9

     3. Неоклассическая трактовка о  механизме реализации налоговой  политики…………………………………………………..………………… с.14

Заключение………………………………………………………………….. с.20

Список литературы…………………………………………………..….…. с.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и  субъекта государственного регулирования  социально-экономических процессов  используются финансово-кредитный и ценовой механизм.

Финансово-бюджетная  система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной “кровеносной артерией”  финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Целью данной работы является изучение теоретических  аспектов налоговой политики, а также  рассмотрение неокейнсианской и неоклассической трактовок налоговой политики.

Важным  моментом видится рассмотрение налоговых  аспектов экономического роста в  Республике Беларусь с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов.

1)Рассмотреть сущность, виды и  формы бюджетно-налоговой политики  в мировой экономической литературе.

2)Выяснить вопрос экономической  эффективности бюджетно-налоговой  политики и её измерение.

3)Рассмотреть неокейнсианскую и неоклассическую концепции бюджетно-налоговой политики.

4)Рассмотреть и проанализировать  формирование и реализацию бюджетно-налоговой  политики в Республике Беларусь.

Реферат состоит из 22 листов, в которые входят: введение, 3 главы, заключение и список литературы. В первой главе мною раскрыты сущность, типы и виды налогов. Вторая глава представляет собой описание  неокейнсианской модели налоговой политики. Третья глава содержит особенности неоклассической концепции о механизме реализации налоговой политике.

 

 

 

 

 

 

  1. Роль налога как инструмента макроэкономического регулирования

Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Налоги  подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы и другие налоги).

По значимости различают общегосударственные  и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают  в бюджет центральных органов  власти (республиканский), а местные  зачисляются полностью в местный  бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования  местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся  к категории регулирующих доходов. [1]

В зависимости  от использования налоги делятся  на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды). [3]

По принципам  построения выделяют следующие налоги:

  • прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;
  • регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход;
  • пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

Субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог.

Юридические лица, подлежащие налогообложению:

1) юридические  лица Республики Беларусь;

2) иностранные  юридические лица и международные  организации;

3) простые  товарищества (участники договора  о совместной деятельности);

4) хозяйственные  группы.

Физические  лица, подлежащие налогообложению:

1) граждане  Республики Беларусь;

2) граждане  либо подданные иностранного  государства;

3) лица  без гражданства (подданства)».

Объект налога - то, что подлежит налогообложению:

  • доход;
  • имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);
  • передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);
  • потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);
  • ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельностью понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли). Исходя из такого определения, в составе экономической деятельности можно определить основные виды:

  • производственная деятельность;
  • коммерческая деятельность;
  • финансовая деятельность.

Виды  налогов и сборов, взимаемых в  Республике Беларусь

Подоходный  налог с физических лиц

Подоходным  налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:

  • физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;
  • физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.

Есть  несколько видов дохода, не облагаемого  этим налогом (стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные  и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи  личного имущества (недвижимость –  раз в пять лет, а автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках и др.).

Подоходный  налог с физических лиц взимается  по ставке 12 процентов.

Плательщики при наличии оснований могут  воспользоваться стандартными, социальными  и другими налоговыми вычетами.

При определении  размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих  стандартных налоговых вычетов:

  • в размере 270 тыс. рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1635,0 тыс. рублей в месяц;
  • 1в размере 75 тыс. рублей на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц года;
  • в размере 380 тыс. рублей за каждый месяц года следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности.

Плательщик имеет право на получение  социального налогового вычета:

  • в сумме, уплаченной им в течение года за свое обучение или обучение члена семьи в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего или среднего специального образования;
  • в сумме, не превышающей четырех базовых величин (140 тыс. рублей) за каждый месяц налогового периода, уплаченной в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов. [9]

Налог на прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются юридические  лица Республики Беларусь, иностранные  юридические лица и международные  организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные группы.

Налогооблагаемая  прибыль определяется как общая  сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая  основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов  от внереализационных операций, уменьшенных  на сумму расходов по этим операциям.

Ставка  налога на прибыль составляет 24 процента.

Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены в законодательном  порядке для:

  • организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10 процентов);
  • организаций, включенных в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов). [9]

Из облагаемой налогом прибыли вычитаются суммы  прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного  назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.

От налога на прибыль освобождаются:

  • организации, в которых более 50 процентов от списочной численности в среднем за период составляют инвалиды;
  • организации, осуществляющие эксплуатацию объектов придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;
  • другие организации, указанные законодательством.
  • Налог на доходы иностранных организаций,
  • не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Налогом на доходы облагаются доходы иностранных  организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Ставки  налога составляют по:

  • плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг - 6 процентов;
  • по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления - 10 процентов;
  • дивидендам и доходам от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части - 12 процентов;
  • другим доходам - 15 процентов.

Информация о работе Налоговая политика Республики Беларусь