Налоговая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:47, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также рассмотрение неокейнсианской и неоклассической трактовок налоговой политики.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в Республике Беларусь с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...… с.3
1. Роль налога как инструмента макроэкономического регулирования………..………………………………………………….…. с.4
2. Неокейнсианская трактовка налоговой политики….……………... с.9
3. Неоклассическая трактовка о механизме реализации налоговой политики…………………………………………………..………………… с.14
Заключение………………………………………………………………….. с.20
Список литературы…………………………………………………..….…. с.22

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 85.99 Кб (Скачать)

Налог на добавленную стоимость

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические  лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные  группы, индивидуальные предприниматели, а также организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров  через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действует зачетный метод  исчисления НДС. Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разность между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммами налоговых  вычетов. Если сумма налоговых вычетов  превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а  разница между суммой налоговых  вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в следующем налоговом  периоде.

Не признаются объектом налогообложения НДС:

  • суммы, полученные уполномоченными органами за совершаемые юридически значимые действия при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (государственная пошлина, патентные пошлины, консульский сбор, гербовый сбор), платежи в бюджет либо в государственные внебюджетные фонды;
  • имущество, вносимое в качестве взноса (вклада) в уставный фонд организации в установленных учредительными документами размерах;
  • обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами;
  • перечисляемые в доход бюджета суммы арендной платы, полученные от сдачи в аренду, в том числе финансовую аренду (лизинг), предприятия в целом как имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности.

Налог на добавленную стоимость взимается  по следующим ставкам:

  • 0 процентов: товары, помещенные под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенные в Российскую Федерацию; работы и услуги по сопровождению, погрузке, перегрузке, и иные подобные работы и услуги, непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы по производству товаров из давальческого сырья (материалов).
  • 10 процентов: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень, утвержденный Президентом Республики Беларусь.
  • 20 процентов: реализация и ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь других товаров и услуг, по которым не применяются ставки налога в размере ноль (0) и десять (10) процентов.

Кроме того, обороты по реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам) с учетом налога, облагаются по ставкам, составляющим, соответственно, 9,09 и 16,67 процента.

Имеется ряд наименований товаров (работ, услуг), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь не облагаются НДС, в том числе: лекарственные средства, медицинская техника, приборы и оборудование медицинского назначения; ветеринарные и медицинские услуги по перечням, утвержденным Президентом Республики Беларусь; услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях; услуги в сфере образования, связанные с образовательным процессом; услуги в сфере культуры и искусства по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь; банковские и страховые услуги; услуги учреждений связи, оказываемые физическим лицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Неокейнсианская трактовка налоговой политики

Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, то есть различные  варианты моделей налогообложения  в государстве в зависимости  от признания за налогами того или  иного назначения. [6] Потребность установить теоретические основы налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связано с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов.

Можно выделить несколько этапов формирования представлений  о природе налогообложения. На первых этапах налог выступал в основном  как экономическая категория  и только на последнем этапе налог  стал получать правовое содержание.

Одной из первичных форм налогообложения  выступала дань с побежденного народа. Первый прообраз налогов – налог  на побежденных.[7] В Древнем Египте и других Восточных деспотиях налоги взималась в качестве арендной платы за пользование землей, принадлежавшей главе государства. В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров главе государства. В дальнейшем он стал рассматриваться как помощь населения своему государству. 

Полноценное теоретическое обоснование налогообложения  не имеет глубоких исторических корней. До XVII века все представления о  налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим  работам в данной области. Замена временных и чрезвычайных налогов  на регулярные и всеобщие платежи  вызвало их неприятие населением. Данное обстоятельство потребовало  от финансовой науки теоретического обоснования такого явления как  налоги.

Основные  налоговые теории стали формироваться  в качестве научных концепций, начиная  с XVII века, и как свод важнейших  принципов и положений получили в буржуазной науке наименование «общая теория налогов». Вообще под  налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сущности и значении налогов, их месте, роли значении в экономической  и социально-политической жизни  общества. Иными словами, налоговые  теории представляют собой различные  модели построения налоговой систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного  назначения.[8]

В более  широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным  вопросам налогообложения (частные  теории налогов). К частным налоговым  теориям относятся учения о соотношении  различных видов налогов, числе  налогов, их качественном составе, ставке налогообложения и так далее.

Таким образом, если направления общей теории налогов  определяют назначение налогообложения  в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и так далее. Мы рассмотрим общие теории налогов.

Одной из первых общих налоговых теорий является теория обмена,  которая основывается на возмездном характере налогообложения.[9] Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержания порядка и так далее. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупались военная и юридическая защита, как будто между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.

В эпоху  просвещения появилась разновидность  теории обмена – атомистическая теория. Ее представителями  выступали французские  просветители Себастьен Ле Претр де Вобан (1633 – 1707) – теория «общественного договора» - и Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – теория «публичного договора». Данная теория признавала, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги.[10] Никто не может отказаться от налогов, также как и пользования услугами, предоставленными государством. Вместе с тем, в конечном счете, этот обмен выгодный, так как самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем, если бы каждый из них защищал себя самостоятельно. Иными словами, налог выступал платой общества за выгоды и мир граждан. Именно таких позиций придерживались также английский философ Гоббс, французский мыслитель Вольтер и Оноре Мирабо.

Швейцарский экономист Жан Симонд де Сисмонди (1773 – 1842) в своей работе «Новые начала политической экономии» сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваема гражданином за получаемые им от общества наслаждения.[11] С помощью налогов гражданин покупает ни что иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения защиты личности и собственности. Таким образом, Сисмонди в обосновании своей теории положил теорию обмена в современном ему варианте.

В этот же период складывается теория налога как  страховой премии, представителями  которой выступали французский  государственной деятель Адольф Тьер (1797 – 1877) и английский экономист  Джон Рамсей Мак-Куллох (1789 – 1864). По их мнению, налоги – это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска [2]. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и так далее. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка. Таким образом, идея страхования, которая лежит в основе рассматриваемой теории, может быть признана только в том случае, когда государство берет на себя обязательства осуществлять страховые выплаты гражданам в случае наступления риска.

Классическая  теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический  уровень и связывается с научной  деятельностью английских экономистов  Адама Смита (1723 -1790) и Давида Рикардо (1772 – 1823) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства[3] . При этом какая-либо иная роль (регулирования экономики, страховой платеж, плата за услуги) налогам не отводилась.

Данная  позиция основывается на теории рыночной экономики, которую разработал А. Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается  путем предоставления экономической  свободы, свободы деятельности субъектов. Смит выступал против централизованного  управления экономикой, которые провозгласили  социалисты. Не уделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализация  позволяет обеспечить максимальное удовлетворение.

Несмотря  на то, что рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей, она подчиняется строгим  правилам поведения. В своей работе «Исследования о природе и  причинах богатства народов» Смит подробно анализирует эти правила, к примеру, стремление свободной конкуренции  приравнять цену к издержкам производства, что оптимизирует распределение ресурсов внутри отраслей[4] . А.Смит также считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства существенно уменьшается, основным источником покрытия указанных видов выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и прочее), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. При этом считалось, что поскольку налоги носят безвозмездный характер, пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.

Согласно  Адаму Смиту, родовыми признаками налоговой  системы выступал законный, легальный  порядок платежей и хозяйственная самостоятельность плательщика[5] . Эти характеристики лежат в основе определения круга субъектов налоговых правоотношений. Основным гарантом свободы, условием существования налога как демократического института выступает право собственности. Право собственности выступало условием и следствием личной независимости лица.

Принцип законности, легальности носит подчиненную  роль по отношению к принципу хозяйственной  самостоятельности (личной независимости) субъекта. Смит оценивает принцип законности налога (его реальное выражение – определенность срока уплаты, способа платежа, суммы не с точки зрения гарантии бюджетных поступлений, а с позиции обеспечения независимости, самостоятельности плательщика. Там, где этого нет, каждое лицо, облагается данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого обращения подарок или взятку[6] .  Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь важного значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности. [7]

Этим  же правилом Смит руководствуется и  при разработке остальных требований к налоговой практике: требования удобных и необременительных  для плательщика сроков и способов уплаты налогов (каждый налог должен взиматься в такое время и  таким способом, которые наиболее удобны для плательщика), требования дешевизны взимания налогов (в кассу  государства должна поступать сумма, соразмерная той, которая убывает  из кармана налогоплательщика), равномерность  налога (граждане обязаны участвовать в покрытии расходов государства сообразно своим средствам, тем доходам, который получает каждый под охраной государства)[8] . Выполнение этих требований представлялось Смиту не менее важным критерием отнесения налога к завоеваниям нового времени. Например, исследуя первую историческую форму домового налога – подомную подать – А. Смит замечает: «Для того чтобы удостоверить, сколько очагов в доме, сборщику налогов надо было осмотреть комнаты в нем, это неприятное посещение сделало налог невыносимым»[9] . Поэтому вскоре после революции он был отменен как «клеймо рабства». Обобщенно говоря, правила, выработанные А. Смитом, вводят налоговую практику в определенное русло, ограничивающее произвол правительства, направляют на создание взаимных прав и обязанностей граждан и государства.

Информация о работе Налоговая политика Республики Беларусь