Налогообложение предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы налогообложения предприятий. 5
1.1. Законодательная база налогообложения в РФ. 5
1.2.Система налогов и сборов РФ. 7
1.3. Режимы налогообложения хозяйствующих субъектов на территории РФ. 10
1.4. Оптимизация налогообложения на предприятии 13
1.5. Основные направления налоговой политики России на ближайшие годы. 18
2. Расчет налогового бремени на примере ОАО «Прибор». 21
Заключение. 33
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая налогообложение.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

Реализация указанных мер потребует  дополнительной подготовки федеральными органами исполнительной власти законопроектов о внесении конкретных изменений в законодательство о налогах и сборах.

В заключение данной главы хочется  отметить, что, несмотря на существующие проблемы и недоработки, большинство экспертов сходятся во мнении, что налоговая система в России в настоящее время вполне адекватна экономической ситуации. Однако принятый курс на модернизацию российской экономики должен быть подкреплен не только экономическими, но и соответствующими налоговыми стимулами.

 

2. Расчет налогового бремени на примере ОАО «Прибор».

Налогоплательщик, по определению, обязан производить отчисления со своих  доходов в бюджет. С этой целью  государством вводятся различные  налоги и устанавливаются их определенные ставки. А поэтому та часть дохода, которая изымается у предприятия в пользу бюджета и внебюджетных фондов в виде налогов, пошлин и сборов, количественно определяет уровень налогового бремени. Данному показателю на макроуровне соответствует отношение общей суммы поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет страны к сумме стоимости всех товаров конечного потребления и оказанных услуг, произведенных на территории страны (ВВП).

Одним из методов расчета показателя валового внутреннего продукта страны является суммирование произведенной на предприятиях добавленной стоимости. Последнее позволяет говорить о возможностях сопоставимого расчета показателей налогового бремени как в целом по экономике, так и на отдельных предприятиях.

Надо сказать, что правительство  России и Минфин РФ для иллюстрации планов по реформированию налоговой системы часто используют показатель налогового бремени, при этом эффективность налоговой системы постоянно регулируется.

Совсем иное отношение к оценке и анализу налогового бремени  на предприятиях. Несмотря на то, что разговоров о чрезмерной налоговой нагрузке предприятий и затемнении доходов ведется довольно много, последовательное изучение уровня, динамики, структуры налогового бремени на предприятиях почти не проводится, хотя данные для такого учета есть. Считается, что если налоги начисляются и перечисляются, то этого вполне достаточно.

Может быть, такое решение и правомерно, поскольку оценивать уровень  налоговой нагрузки предприятия  никто не заставляет. Но, в любом  случае, директору предприятия нужно знать, на какой уровень налогового бремени выходит его предприятие по итогам отчетного периода, т.е. как оно делится с бюджетом, и в какой мере налоговое бремя можно минимизировать. Вот почему мной было принято решение именно учету налогового бремени посвятить вторую часть своей курсовой работы. Для примера взято условное предприятие ОАО «Прибор» и данные его финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год.

На уровне предприятия налоговое  бремя может быть определено как:

  • отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия. Этот показатель рассчитывается по данным обязательной бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4) и определяет сопоставимую эффективность налогообложения на предприятии. Недостатком данного показателя является структурная несопоставимость его базы расчета с соответствующим расчетом на макроуровне;
  • отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен, несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности.

 

Таблица 1. Показатели финансово-хозяйственной деятельности организации

Наименование показателя

Сокращенное обозначение

Сумма, тыс. руб.

Доходы от реализации (без НДС)

В

4814400

Прочие доходы

ПД

208412,7

Начисленный НДС (по налог. декларации)

НДС

734400

Расходы за отчетный период

   

материальные затраты (без НДС)

МЗ

414557,2

НДС, подлежащий вычету

НДСв

80460

расходы на оплату труда

ОТ

1018451,5

амортизация

А

1325885

себестоимость

Нсс

314654

отчисления во внебюджетные фонды

ВП

304910

Прочие расходы

ПР

335775

в том числе налоги, уплачиваемые из прибыли

Нпр

112942

Общая сумма начисленных налогов  в бюджет и внебюджетные фонды

 

1348220

Сумма начисленного НДФЛ

 

130358


 

Налоговые платежи, уплаченные ОАО  «Прибор» приведем в следующей таблице.

Таблица 2. Налоговые платежи организации  за 2010 год (тыс.руб)

Налоги

Уплачено, всего

В том числе

текущие

задолженность

Бюджет, всего

955674

764539

191135

НДС

653940

599445

54495

Налоги, уплачиваемые из прибыли

112942

112942

-

Налоги, относимые на себестоимость

188792

173060

15732

Внебюджетные платежи

365892

304910

60982

Всего по налогам

1321566

1190357

131209

Налог на доходы физических лиц

130358

130358

-


 

Расчет налоговой нагрузки на предприятие  может производиться несколькими  способами. Рассмотрим их и проведем сравнительный анализ.

Расчет налоговой нагрузки по методологии Минфина России производится следующим образом:

где НПу – уплаченные ОАО налоговые  платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

В – выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ПД – прочие доходы.

 

НН = (1321566 руб. / (4814400 руб. + 208412,7 руб.) х 100% = 26,3%. – общая налоговая нагрузка по всем налогам, выплаченная за 2010 год.

 

Если воспользоваться данной формулой для расчета определенных налогов, то подставив необходимые значения мы увидим, что налоговая нагрузка по платежам в бюджет составит 19,2%, а во внебюджетные фонды – 7,28%. Налоговое бремя по НДС достигает 13,01%, что составляет 49,4% всей налоговой нагрузки по платежам ОАО в бюджет. Если учесть тот фактор, что учетная политика ведется по методу начисления, а не по факту оплаты за отгруженную продукцию, то очевидной становится несправедливость налогового бремени, возложенного на хозяйствующего субъекта.

Однако данная методика не дает возможности  произвести реальную оценку налоговой  нагрузки на ОАО, а определяет лишь удельный вес налогов в сумме полученных доходов. Поэтому рассмотрим другие методики расчета.

Е.А. Кирова предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

  • сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;
  • в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;
  • сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;
  • сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

Согласно данной методике налоговая  нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая  нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией. Она может быть исчислена следующим образом:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН – абсолютная налоговая  нагрузка;

       НП – налоговые платежи, уплаченные организацией;

       ВП – уплаченные платежи во внебюджетные фонды;

       НД – недоимка по платежам.

Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Е.А. Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции  организации определяется следующим  образом:

или

(4)

где ВСС – вновь созданная стоимость;

       В – выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

       МЗ – материальные затраты;

       А – амортизация;

       ПД – прочие доходы;

       ПР – прочие расходы (без налоговых платежей);

       ОТ – оплата труда;

       НП – налоговые платежи;

       ВП – платежи во внебюджетные фонды;

       П – прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая  нагрузка определяется по следующей  формуле:

 

Достоинства данной методики заключаются  в том, что на величину вновь созданной  стоимости не влияют уплачиваемые налоги; в расчет включаются все налоговые  платежи, уплачиваемые непосредственно  организацией; на объективность расчета  не влияет принадлежность к той или иной отрасли, а также масштабы организации. Таким образом, методика, предложенная Е.А. Кировой, применима к конкретному хозяйствующему субъекту.

Главным недостатком этой методики является отсутствие возможности прогнозирования  изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

При расчете налоговой нагрузки по методике Е.А. Кировой абсолютная налоговая нагрузка ОАО за 2010 г. представляет собой сумму платежей в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы): АНН = 1321566 руб.

Вновь созданная стоимость продукции  определяется следующим образом:

 

ВСС = (4814400 руб. – 414557,2 руб. – 1325885 руб.) + (208412,7 руб. – 

               335775 руб.) = 2529770 руб.

 

Относительная налоговая нагрузка на ОАО, представляющая собой отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, составляет 52,2%.

Главным недостатком этой методики является отсутствие возможности прогнозирования  изменения показателя в зависимости  от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Иной подход определения налоговой  нагрузки предложен М.И. Литвиным; согласно этому подходу понятие «налоговая нагрузка» включает:

  • количество налоговых платежей;
  • структуру платежей;
  • механизм взимания налогов.

Согласно методике М.И. Литвина показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

где SUM (НП + ВП) – сумма начисленных  налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

       SUM ИU – сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

М.И. Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным  группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется следующим образом:

или

где ДС – добавленная стоимость.

В отличие от Е.А. Кировой, М.И. Литвин не исключает из добавленной стоимости амортизационные отчисления.

Предложенная М.И. Литвиным методика исчисления налогового бремени имеет  практическую значимость, поскольку  она позволяет определить долю налогов  в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация выступает в роли налогового агента.

Расчет налогового бремени по методу М.И. Литвина для ОАО «Прибор» осуществляется следующим образом.

Определяется общий показатель, к которому соотносятся налоговые  платежи, – добавленная стоимость  продукции:

Информация о работе Налогообложение предприятий