Налогообложение предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы налогообложения предприятий. 5
1.1. Законодательная база налогообложения в РФ. 5
1.2.Система налогов и сборов РФ. 7
1.3. Режимы налогообложения хозяйствующих субъектов на территории РФ. 10
1.4. Оптимизация налогообложения на предприятии 13
1.5. Основные направления налоговой политики России на ближайшие годы. 18
2. Расчет налогового бремени на примере ОАО «Прибор». 21
Заключение. 33
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая налогообложение.doc

— 310.50 Кб (Скачать)
  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

[+] Фиксированный налог на доходы вне зависимости от прибыли.

[+] Освобождение от уплаты большинства налогов.

[+] Очень простая система учета.

[–] Имеет ограничения по видам деятельности (п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ).

[–] Налоги выплачиваются в любом случае, вне зависимости от результатов деятельности.

ЕНВД не относится к режимам налогообложения предприятий и может быть использован совместно с УСН или ОСН для упрощения или оптимизации уплаты налогов по отдельным видам деятельности.

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом объеме деятельности) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Это достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов, что неразрывно связано с налоговым планированием.

«Минимизация налогов» — термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения. В результате складывается казусная ситуация: корпоративные менеджеры, которые должны стремиться увеличить размер чистой прибыли, с помощью юристов, бухгалтеров и финансовых консультантов прилагают нередко значительные усилия для того, чтобы уменьшить размер «налогооблагаемой прибыли».

Цель минимизации налогов —  не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям, в том числе и само банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги «в лоб», т. е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, свидетельствует о том, что над налоговым планированием на предприятии никто не работал.

Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта  зависимость не всегда бывает такой  прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов  приведет к увеличению других, а  также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Не забывайте, что правильное налоговое планирование должно помочь не только сократить налоги, но и устранить возможные ситуации «доначисления налогов» при проверке контролирующими органами. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. Такой подход включает в себя слаженную работу команды юристов, бухгалтеров и финансистов, включая специалистов имеющих разнопрофильное образование.

Государство предоставляет множество  возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате налогов.

Так или иначе, все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании. Лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема, позволяет достичь поставленной цели. Напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Очевидно, что методы оптимизации имеют непосредственное практическое значение, имея отражение в оптимизационных схемах.

Любая схема перед внедрением проверяется  на соответствие нескольким критериям:

  • разумность;
  • эффективность — это оптимальность использования в схеме всех возможностей минимизации налогов;
  • соответствие требованиям закона — учет всех возможных правовых последствий использования схемы, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов;
  • автономность — схема рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложности в реализации;
  • надежность — это устойчивость схемы к изменению внешних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу;
  • безвредность - предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия.

Использование оптимизационных подходов в налоговом планировании требует четкого определения ограничений и критериев налоговой оптимизации. Приведем некоторые из распространенных оптимизационных подходов:

  1. Наиболее распространенным подходом является выбор в качестве критерия оптимизации минимума налоговых платежей в течение налогового периода. В отечественном налогообложении такой подход обычно квалифицируется как «минимизация налогообложения» (о которой мы уже упоминали выше). Вместе с тем, в мировой практике минимизация налогов включает в себя как законные (налоговое планирование), так и незаконные (уклонение от налогообложения) методы уменьшения налоговых платежей. Видимо, по этой причине термин «минимизация» имеет зачастую ярко выраженный негативный «имидж» и практически однозначно приравнивается контролирующими органами к уклонению от налогообложения. Поэтому предприятие должно достигать оптимизации своего налогообложения всеми доступными обоснованными законными методами. Итак, минимум налоговых платежей является критерием налоговой оптимизации только при выполнении следующих требований:
  • во-первых - строгое соблюдение действующего законодательства (то есть минимизация должна осуществляться исключительно законными методами);
  • во-вторых - достижение запланированного уровня конечного финансового результата.
  1. В качестве критерия может быть избран минимум налоговой нагрузки (соотношение: сумма налоговых обязательств по всем налогам и сборам к валовому доходу или бухгалтерской прибыли предприятия). При этом в качестве ограничений выступит минимально допустимый объем продаж, что обеспечивает сохранение конкурентных позиций предприятия.
  1. Критерием оптимизации может быть также обеспечение равномерности формирования налоговых обязательств в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами при обеспечении запланированного уровня прибыли.
  2. Этот подход основан на оперировании финансовыми потоками при достижении запланированного дохода.
  3. Еще одним вариантом налоговой оптимизации может быть максимум финансового результата при ограничении максимальной суммы уплачиваемых налогов или максимально допустимого приращения налоговых платежей на единицу прироста финансового результата.

Перечень подходов к установлению критериев и ограничений налоговой  оптимизации можно продолжить в зависимости от целей предприятий, определяемых его общей стратегией и тактикой, а также от конкретных условий хозяйствования, интересов учредителей и т.д.

Теория  без примеров не эффективна, поэтому  для более эффективного восприятия материала предлагаем рассмотреть  примеры.

Пример. ЗАРПЛАТА ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДОГОВОРА АРЕНДЫ С СОТРУДНИКАМИ

Предприятие с целью минимизации расходов, связанных с наймом и оплатой  труда персонала, заключает со своими работниками договора по аренде у  них автомобилей, компьютеров и  других инструментов. Таким образом предприятие сокращает расходы, связанные с выплатой подоходного налога и социальных взносов. Данная схема, в принципе, является законной. Однако единственной целью таких операций является минимизация налогов, которая может быть воспринята налоговыми органами как уход от их уплаты. Поэтому существует высокая вероятность возникновения споров и судебных разбирательств. Кроме того, компаниям достаточно сложно применять такую схему.

  • Во-первых - не у всех сотрудников достаточно ценного имущества для таких операций, а слишком большой объем договоров аренды с физическими лицами практически однозначно вызовет заинтересованность контролирующих структур.
  • Во-вторых - экономя на «зарплатных» налогах, компания теряет на НДС из-за невозможности принять к вычету «входной» НДС, поскольку договор аренды заключен с физическим лицом (неплательщиком НДС)».

Пример. ДРОБЛЕНИЕ БИЗНЕСА

Если компания, выводит часть  объема осуществляемых услуг, в отдельную  организацию, и это действительно обособленное юридическое лицо, реально оказывает данные услуги, то проблемы нет. В таком случае ситуация соответствует фактическим отношениям сторон. При этом, единственной целью является оптимизация налогов, однако налоги - это тоже часть затрат предприятия, и в рамках предпринимательской деятельности такие действия являются допустимыми. В то же время, если дробление на компании происходит только по критерию «размер», а все предприятия ведут одну деятельность и централизованно управляются, то единственной целью такого дробления является уклонение от налогов, соответственно законность такого метода сомнительна. Если же бизнес дробится по различным профилям и это связано с оптимизацией хозяйственной деятельности, приближением производственных мощностей к рынкам сырья или сбыта и т. д., то это законно, даже если совокупная налоговая нагрузка уменьшается.

Тут необходимо особо подчеркнуть, что если компания разделяется на две, чтобы получить налоговый эффект, и это единственная деловая цель, то налицо будет уклонение от налогов. Доктрина деловой цели предполагает, что такой целью не может признаваться одно лишь уменьшение налогов. Деловой целью, например, может быть повышение эффективности управления затратами. Это касается и примера перевода сотрудников в штат других организаций. Перевод должен быть коммерчески обоснован, а действия налогоплательщика - обусловлены реальными экономическими причинами, но никак не налоговыми.

Подытоживая вышесказанное, отметим еще раз, что налоговое планирование предприятия, в том числе - любой применяемый метод оптимизации налоговой нагрузки, должен осуществляться согласно нормам действующего законодательства. Осуществляемая оптимизация должна быть экономически оправданной. В конечном счете, она должна основываться на увеличении прибыли, а не служить единственной цели – «минимизации налогов».

1.5. Основные направления налоговой политики России на ближайшие годы.

Происходящие в России изменения  в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных  отношений между уровнями и ветвями  власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы. Необходимость изменения действующего налогового законодательства диктуется и его крайним несовершенством, выражающимся, в частности в отсутствии единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленности нормативных документов и частом несоответствии законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, а также законов, относящихся к иным отраслям права, но вторгающихся в вопросы регулирования налоговых отношений (что было проиллюстрировано выше), существование правовых пробелов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Изменения требуют и чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения, применяемые сегодня при отсутствии ясного законодательства, предупредительных процедур и нечеткости формулирования составов налоговых нарушений.

Необходимость реформирования сложившейся в настоящее время налоговой системы России представляется очевидной. Однако, принимая во внимание, что основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги), формирующие российскую налоговую систему, в большей степени выполняют свою основную функцию, что такие налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах и различных экономических режимах, а также учитывая определенную адаптированность налогоплательщиков и налоговых органов к этим налогам, предполагается не кардинальное изменение действующей налоговой системы, а ее эволюционное преобразование, устранение имеющихся недостатков, ликвидация перекосов внутри налоговой системы, и в итоге - на основе формирования единой налоговой правовой базы и установления в России единого налогового правового порядка - создание рациональной и справедливой налоговой системы, обеспечение ее стабильности и предсказуемости.

Поэтому политика правительства в этом вопросе берет за основу оценку итогов реализации основных направлений налоговой политики на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг., а также устанавливает приоритеты Правительства в области налоговой политики на 2013 – 2015 гг. – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Сохраняется преемственность основным целям налоговой политики, которыми остаются поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

В 2013 - 2015 гг. предлагается совершенствование налоговой системы путем проведения налогового маневра, заключающегося в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, повышении налоговой нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Совершенствование налоговой системы будет осуществляться по следующим направлениям:

  • Выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасль, а также изъятие 80% доходов производителей газа, получаемых ими в связи с ростом оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции;
  • Проработка вопроса о возможности введения налога на добавленный доход на новых месторождениях с отменой НДПИ по таким проектам;
  • Подготовка предложений о введении в отношении ряда полезных ископаемых, доля экспорта которых превышает 50%, ставки НДПИ, корректируемой с учетом мировой цены на такие полезные ископаемые;
  • Индексация ставок акцизов в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также табачных изделий в 2013-2015 гг.;
  • Введение налога на недвижимость;
  • Введение налогообложения престижного потребления, имея в виду индексацию ставок налога на недвижимость в отношении объектов недвижимого имущества, с установлением максимальной ставки налога в отношении таких объектов, суммарная кадастровая стоимость которых превышает 100 млн рублей, а также индексацию ставок транспортного налога в отношении автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. и других транспортных средств с повышенной мощностью двигателя;
  • Поэтапная отмена налоговых льгот в отношении субъектов естественных монополий и введение налогообложения земельных участков ограниченных в обороте;
  • Введение института соглашений о распределении расходов, предусматривающего возможность учета расходов одной взаимозависимой организации при налогообложении другой взаимозависимой с ней организации;
  • Совершенствование налогового администрирования на основе дальнейшего расширения применения электронного документооборота, а также расширение доступа налоговых органов к банковской информации; расширение применения процедур досудебного урегулирования налоговых споров;
  • Сближение бухгалтерского и налогового учета в целях снижения административных расходов налогоплательщиков и определение сфер, в которых нецелесообразно устанавливать особые правила, отличные от правил бухгалтерского учета;
  • Создание дополнительных условий для развития финансового рынка, в том числе определение особенностей налогообложения еврооблигаций российских эмитентов и депозитарных расписок;
  • Введение патентной системы налогообложения;
  • Совершенствование механизмов борьбы с уклонением от уплаты налогов в том числе в части введения института налогообложения нераспределенной прибыли, позволяющего облагать налогом на прибыль нераспределенную часть прибыли иностранной контролируемой компании у её участников – российских организаций, введение понятий налогового резидентства и фактического получателя дохода.

Информация о работе Налогообложение предприятий