Налогообложение предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы налогообложения предприятий. 5
1.1. Законодательная база налогообложения в РФ. 5
1.2.Система налогов и сборов РФ. 7
1.3. Режимы налогообложения хозяйствующих субъектов на территории РФ. 10
1.4. Оптимизация налогообложения на предприятии 13
1.5. Основные направления налоговой политики России на ближайшие годы. 18
2. Расчет налогового бремени на примере ОАО «Прибор». 21
Заключение. 33
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая налогообложение.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях  муниципальных образований в  соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных налогов  представительными органами муниципальных  образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК.

Федеральные, региональные и местные  налоги и сборы отменяются НК. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом налоговыми агентами;
  • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

 

НК устанавливаются специальные  налоговые режимы, которые могут  предусматривать федеральные налоги, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок  введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут  предусматривать освобождение от обязанности  по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

1.3. Режимы налогообложения хозяйствующих субъектов на территории РФ.

Сегодня в России действуют три  режима налогообложения хозяйствующих  субъектов:

  • Общепринятая система налогообложения, при которой малые предприятия являются плательщиками тех же налогов и сборов, что и любые другие коммерческие предприятия, независимо от их статуса, будь оно крупное или среднее. При данной системе налогооблагаемая база по большинству налогов исчисляется на основании данных бухгалтерского учета с некоторыми корректировками.
  • Упрощенная система налогообложения непосредственно предусмотрена для субъектов малого предпринимательства. Малые предприятия, применяя указанную систему, уплачивают единый налог с совокупного дохода или с валовой выручки.
  • Налогообложение единым налогом на вмененный доход — режим, при котором налогоплательщику устанавливается (вменяется) фиксированная базовая доходность, исходя из которой рассчитывается вмененный доход и налог на него.

Хочется отметить, что небольшие  предприятия и иные субъекты малого бизнеса в РФ наделены правом самостоятельного выбора между традиционной и упрощенной системой налогообложения. Таким образом, под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами. Выбрав этот налоговый режим, при постановке и организации бухгалтерского учета малое предприятие должно вести учет методом двойной записи с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выполнять требования:

  • ФЗ "О бухгалтерском учете";
  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
  • Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);
  • Типовых рекомендаций Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н.

В соответствии с Типовыми рекомендациями малое предприятие при учете доходов и расходов может использовать как метод начисления, так и кассовый метод, согласно которому доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете по мере их оплаты. Избранный метод фиксируется в учетной политике. Кроме того, малые предприятия обязаны ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и представлять её внешним заинтересованным пользователям. Малое предприятие при общем режиме налогообложения должно вести налоговый учет, руководствуясь Налоговым кодексом РФ. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с разработанной им учетной политикой для целей налогообложения. В обязанность субъекта малого предпринимательства, находящегося на общем режиме налогообложения, входит перечисление в бюджет:

  • налога на прибыль (гл.25 НК);
  • налога на добавленную стоимость, (гл.21 НК);
  • налога на имущества, акцизов (гл.22 НК);
  • налога на доходы физических лиц, далее НДФЛ (гл.23 НК);
  • страховые взносы на обязательное страхование (ФЗ № 212 от 24.07.09г.);
  • налога на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК).

Упрощенная система налогообложения  является специальным налоговым  режимом, предусмотренным для организаций  и индивидуальных предпринимателей и применяется на добровольной основе. Применение упрощенной системы налогообложение с 1 января 2003 г. регламентируется главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ. Указанная система предусматривает уплату единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период, взамен налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество предприятий. Однако организации и индивидуальные предприниматели будут по-прежнему уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость). Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  • организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  • организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;
  • организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
  • организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются  от обязанностей налоговых агентов, а также от обязанностей по ведению кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, и обязанностей, предусмотренных Законом РФ 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет на основании книги учета доходов и расходов, утвержденной МНС России по согласованию с Минфином России.  

Для перехода на упрощенную систему  налогообложения до 30 ноября предшествующего  переходу года необходимо в налоговый  орган подать заявление, утвержденное Приказом МНС РФ от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495. Для отказа от применения упрощенной системы до 15 января года, в котором предполагается перейти на общий режим налогообложения необходимо уведомить налоговые органы. Вновь создаваемые предприятия вправе применять упрощенную систему налогообложения с момента регистрации, уведомив об этом налоговые органы.

С 1 января 2003 года главой 26.3 НК РФ был  введен в действие единый налог на вмененный доход для отдельных  видов деятельности. Уплата единого  налога для организаций предусматривает  замену уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для индивидуальных предпринимателей помимо перечисленных налогов предприниматель  освобождается от налога на доходы физических лиц.

При этом страховые взносы на обязательное страхование уплачиваются организациями  и индивидуальными предпринимателями в соответствии с действующим законодательством. А также применение ЕНВД (единого налога на вмененный доход) не освобождает налогоплательщиков от обязанностей по соблюдению законодательно установленного порядка ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах.

Переход на уплату ЕНВД для организаций  и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обложению ЕНВД является для этих видов деятельности обязательным. При  осуществлении нескольких видов  деятельности, облагаемых ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, должен вестись раздельно по каждому виду. Если помимо деятельности, облагаемой ЕНВД организацией (предпринимателем) осуществляется деятельность, не облагаемая ЕНВД - налогообложение по такому виду деятельности осуществляется в соответствии с иными режимами налогообложения.

1.4. Оптимизация налогообложения на предприятии

Налоговое планирование и оптимизация  налогообложения играют существенную роль в деятельности любого коммерческого предприятия. Предприниматели и учредители предприятий открывают свой бизнес для того, чтобы получать прибыль, а отнюдь не для того, чтобы платить налоги в бюджет. Уплата налогов – это обязанность субъектов хозяйствования, за невыполнение которой государство наказывает налогоплательщиков. Тем не менее, любое предприятие или предприниматель вправе использовать законные методы, направленные на уменьшение объемов налоговых платежей. Оптимизация налогообложения — это минимизация объёма уплачиваемых налогов организации путём нахождения рациональных вариантов её деятельности в полном соответствии с законодательством РФ. Не в коем случае нельзя путать с уклонением от уплаты налогов!

Оптимизация налогообложения позволяет  сделать налоговые платежи более  равномерными и одновременно умеренными, что обеспечит организации репутацию аккуратного налогоплательщика при снижении общего налогового бремени для неё. Она осуществляется в несколько этапов:

  • предварительный анализ финансово—хозяйственной деятельности организации;
  • исследование и анализ налоговых проблем с целью выявления наиболее перспективных направлений минимизации величины уплачиваемых налогов;
  • применение наиболее выгодных способов налогообложения;
  • изучение взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками для вышеуказанных целей.

По результатам выполнения данных работ предлагается оптимизация  налогообложения с возможными вариантами, из которых выбираются наиболее выгодные для конкретного бизнеса и  конкретной ситуации. Услуги на договорной основе оказываются для среднего и малого бизнеса. В целях коррекции действующей системы налогообложения уплату налогов можно оптимизировать как по всей организации в целом, так и по отдельным видам налогов (например, прибыли) или конкретным сделкам в зависимости от поставленных целей.

Считаю уместным в данном разделе  рассмотреть достоинства и недостатки всех налоговых режимов. Ведь система налогообложения предприятия, по сути, определяет стоимость бизнеса, поэтому ее выбор является ключевой задачей, которая должна решаться еще до этапа регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (ИП). Поэтому представим краткие характеристики плюсов и минусов основных режимов налогообложения, применяемых в РФ в настоящее время.

  • Обычная (традиционная) система налого обложения (ОСН)

[+] Не имеет ограничений на виды деятельности, размер получаемой прибыли и количество привлеченных работников.

[+] Не возникает проблем при работе с другими участниками рынка по уплате НДС.

[–] Все налоги выплачиваются в полном размере.

[–] Сложная и обременительная система налогообложения и учета.

  • Упрощенная система налогообложения (УСН)

[+] Низкие ставки налогов, простая система учета деятельности (только для УСН6)

[+] Освобождение от уплаты налогов на прибыль, НДС и части ЕСН

[–] Могут возникать сложности при работе с другими участниками рынка

[–] Имеет ограничения по видам деятельности (НК РФ ст.346.12)

[–] Необходимо постоянно соблюдать условия применения УСН.

[–] Налог придется заплатить даже в случае убытков.

Возможны две схемы учета: "доходы 6%" (УСН6) при уплате 6% налога на любые поступления и "доходы–расходы=10%" (УСН10) при уплате 10% налога с разницы между доходами и расходами.

Информация о работе Налогообложение предприятий