Налогооблажение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Содержание

Введение 2

Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики

Сущность, виды и функции налогов. 3
Понятие налоговой системы и основные принципы её построения
в экономике с развитым рынком 12
Противоречия и пути реформирования действующей налоговой системы России

Структура действующей налоговой системы Российской Федерации 14
Основные группы проблем правовой базы налоговой системы
Российской Федерации 16
Пути реформирования правовой базы налоговой системы Российской
Федерации 18
Заключение 21
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 207.50 Кб (Скачать)
  1. Понятие налоговой системы.
 

      Совокупность налогов,  сборов, пошлин и других платежей,  взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

      В условиях рыночных отношений и особенно в  переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

      От  того,  насколько правильно построена  система  налогообложения, зависит  эффективное функционирование всего народного хозяйства. 

Существуют  два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

      В шедyлярной налоговой системе весь доход,  получаемый налогоплательщиком, делится на  части  -  шедyлы.  Каждая  из  этих частей облагается налогом особым образом.  Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

      В глобальной налоговой системе все  доходы физических и  юридических  лиц  облагаются  одинаково.  Такая  система  облегчает расчет налогов и упрощает планирование  финансового  результата для предпринимателей.

      Глобальная налоговая система широко применяется  в  Западных государствах. 

Основные  принципы построения налоговой системы  в экономике с развитым рынком. 

              На протяжении всей истории  человечества ни одно  государство  не  могло существовать без налогов.  Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: "Нельзя резать курицу,  несущую золотые яйца", т. е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие  мыслимых  и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

              Для того чтобы более глубоко  вникнуть в суть налоговых  платежей, важно  определить  основные принципы налогообложения. "Качества,  с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения,  - отмечал Дж. Милль.5 Их сформулировал Адам Смит в форме четырех положений с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

"1. Подданные   государства должны участвовать  в покрытии расходов правительства,  каждый по возможности,  т.  е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства.  Соблюдение этого положения или пренебрежение  им ведет  к  так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог,  который обязан  уплачивать  каждый,  должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как  самому плательщику, так и всякому другому ...

3. Каждый  налог должен взиматься в такое  время и таким способом, какие  наиболее удобны для плательщика ...

  1. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из  кармана  плательщика  возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства".6
 

      Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких  иных разъяснений  и  иллюстраций,  кроме тех,  которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами"  налоговой политики.

      Сегодня эти принципы расширены  и  дополнены  в  соответствии с духом нового времени. 

Современные принципы налогообложения таковы: 

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика,  т.  е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда,  некоторые налоги  во  многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо  прилагать все усилия,  чтобы  налогообложение доходов носило  однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.  Примером осуществления этого  принципа служит замена в развитых странах налога с оборота,  где обложение оборота происходило по  нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять  сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система   и  процедура  выплаты   налогов должны быть простыми, понятными и  удобными  для  налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая  система должна быть гибкой  и легко  адаптируемой к   меняющимся   общественно-политическим  потребностям.

6. Налоговая  система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  валового внутреннего продукта (ВВП)  и  быть  эффективным  инструментом  государственной экономической  политики.

Шведская модель налоговой системы. Заслуживает пристального  внимания также опыт шведских специалистов в области налогообложения, хотя бы потому, что сочетание частного  предпринимательства и элементов общественного регулирования несколько схожи с не так давно ушедшей советской действительностью.  В частности перераспределение через государственный бюджет большей части ВНП. Что же конкретно понимается под "Шведской моделью социализма"? Главной целью правящей сейчас партии в Швеции является - добиваться  решения  существующих  социально-политических проблем, не ущемляя интересов каких-либо групп  общества  и не нанося  ущерба экономике как по линии производительности труда, так и  в  отношении  конкурентоспособности  шведских предприятий. Каким же путем Шведские лидеры  хотят добиться  своей цели? То, что легко предположить: повышенный уровень налогообложения. Общая сумма взимаемых в Швеции налогов превышает половину величины ВНП,  тогда как в других развитых странах с рыночной  экономикой колеблется в пределах от 30 и не более 45%. В результате  налоговой реформы 80-х-90-х годов сократился размер части прямых налогов,  налогов на дивиденды  с акций и другие формы помещения капитала, к снижению некоторых показателей подоходного налогообложения и др. Следует заметить, что шведская система налогообложения весьма  разветвлена  и  включает  многочисленные  прямые  и косвенные налоги и сборы.  Основными прямыми налогами являются национальный и коммунальный (местный) подоходные налоги и национальный имущественный налог.  Кроме того, существует,  как уже  говорилось,  широкая  система  обязательных предпринимательских выплат на социальное обеспечение. Основные косвенные налоги - налог на добавленную стоимость и акцизные сборы на некоторые товары. Косвенные налоги и социальные взносы служат  главным  источником  доходов для бюджета  центрального  правительства,  а  прямые  - для местных органов управления. Система налогообложения  -  как  центрального,  так  и местного, - устанавливается шведским риксдагом,  но  размер взимаемых налогов местные власти определяют сами. Налог на трудовые  доходы  физических  лиц  составляет примерно 31%,  если  речь идет о суммах,  не превышающих за год 170 тыс.  крон,  в том числе национальный - 100 крон, и остальная сумма  идет  в местный бюджет.  С суммы более 170 тыс. крон взимается коммунальный налог в размере 31%  и национальный в размере 100 крон плюс 20%, общий налог составляет, таким образом, примерно 51%. Имущественный налог  взимается главным образом с физических лиц.  Налог является прогрессивным и составляет: до 800 тыс. крон - 0%,  800-1600 тыс.  крон - 1,5%, 1600-3600 тыс. крон - 12 тыс. крон плюс 2,5%,  более 3600 тыс.  крон - 62 тыс.  крон плюс 3%. Акционерные общества выплачивают национальный корпорационный налог,  с них не взимаются имущественный  и  коммунальные налоги.  С  1991 года размер корпорационного налога уменьшен до 30%.  Новое правительство,  пришедшее к  власти осенью 1991 года, объявило о дальнейшем снижении корпорационного налога: до 25%. Как видим,  преобладающую долю составляют налоги с конечных доходов различных социальных групп населения и меньшую - поступления от налогов, выплачиваемых частными компаниями и банками. 
 
 

  1. Противоречия  и пути реформирования действующей

налоговой системы России. 

  1. Структура действующей налоговой системы Российской федерации
 

      Законом "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации"7 впервые в России  вводится трехуровневая система налогообложения. На территории Российской Федерации взимаются следующие виды налогов: 

  1. Федеральные налоги
  • налог на добавленную стоимость
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров
  • налог на доходы банков
  • налог на доходы от страховой деятельности
  • налог с биржевой деятельности (биржевой налог)
  • налог на операции с ценными бумагами
  • таможенная пошлина
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • платежи за пользование природными ресурсами
  • подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий
  • подоходный налог с физических лиц
  • дорожный налог
  • гербовый сбор
  • государственная пошлина
  • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения
  • сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний
  • налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
 
  1. Налоги  республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов
  • налог на имущество предприятий
  • лесной доход
  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем
  • сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц
 
  1. Местные налоги
  • налог на имущество физических лиц
  • земельный налог
  • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
  • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне
  • курортный сбор
  • сбор за право торговли
  • целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели
  • налог на рекламу
  • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров
  • сбор с владельцев собак
  • лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
  • лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей
  • сбор за выдачу ордера на квартиру
  • сбор за парковку автотранспорта
  • сбор за право использования местной символики (гербы; виды городов, местностей, исторических памятников и прочее)
  • сбор за участие в бегах на ипподромах
  • сбор за выигрыш на бегах
  • сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме
  • сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами
  • сбор за право проведения кино - и телесъемок
  • сбор за уборку территорий населенных пунктов
  • сбор за открытие игорного бизнеса
  • налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы
 

      Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах  определяется в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.

      Органы  государственной власти всех уровней  не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.8 

  1. Основные  группы проблем правовой базы налоговой системы
 

  Действующая  в  течение последних трех лет в России налоговая система создавалась практически  заново.  Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям,  очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства,  прав и обязанностей налоговых органов.

Информация о работе Налогооблажение