Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:31, курсовая работа
Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.
Введение 2
Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики
Сущность, виды и функции налогов. 3
Понятие налоговой системы и основные принципы её построения
в экономике с развитым рынком 12
Противоречия и пути реформирования действующей налоговой системы России
Структура действующей налоговой системы Российской Федерации 14
Основные группы проблем правовой базы налоговой системы
Российской Федерации 16
Пути реформирования правовой базы налоговой системы Российской
Федерации 18
Заключение 21
Список используемой литературы 36
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От
того, насколько правильно построена
система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного
хозяйства.
Существуют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Глобальная
налоговая система широко применяется
в Западных государствах.
Основные
принципы построения налоговой системы
в экономике с развитым рынком.
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: "Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", т. е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. "Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, - отмечал Дж. Милль.5 Их сформулировал Адам Смит в форме четырех положений с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:
"1. Подданные
государства должны
2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому ...
3. Каждый
налог должен взиматься в
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.
Сегодня
эти принципы расширены и дополнены
в соответствии с духом нового
времени.
Современные
принципы налогообложения таковы:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.
2. Необходимо
прилагать все усилия, чтобы
налогообложение доходов
3. Обязательность
уплаты налогов. Налоговая
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая
система должна обеспечивать
перераспределение
Шведская
модель налоговой системы. Заслуживает
пристального внимания также опыт
шведских специалистов в области налогообложения,
хотя бы потому, что сочетание частного
предпринимательства и элементов общественного
регулирования несколько схожи с не так
давно ушедшей советской действительностью.
В частности перераспределение через
государственный бюджет большей части
ВНП. Что же конкретно понимается под "Шведской
моделью социализма"? Главной целью
правящей сейчас партии в Швеции является
- добиваться решения существующих
социально-политических проблем, не ущемляя
интересов каких-либо групп общества
и не нанося ущерба экономике как по
линии производительности труда, так и
в отношении конкурентоспособности
шведских предприятий. Каким же путем
Шведские лидеры хотят добиться
своей цели? То, что легко предположить:
повышенный уровень налогообложения.
Общая сумма взимаемых в Швеции налогов
превышает половину величины ВНП, тогда
как в других развитых странах с рыночной
экономикой колеблется в пределах от 30
и не более 45%. В результате налоговой
реформы 80-х-90-х годов сократился размер
части прямых налогов, налогов на дивиденды
с акций и другие формы помещения капитала,
к снижению некоторых показателей подоходного
налогообложения и др. Следует заметить,
что шведская система налогообложения
весьма разветвлена и включает
многочисленные прямые и косвенные
налоги и сборы. Основными прямыми
налогами являются национальный и коммунальный
(местный) подоходные налоги и национальный
имущественный налог. Кроме того, существует,
как уже говорилось, широкая
система обязательных предпринимательских
выплат на социальное обеспечение. Основные
косвенные налоги - налог на добавленную
стоимость и акцизные сборы на некоторые
товары. Косвенные налоги и социальные
взносы служат главным источником
доходов для бюджета центрального
правительства, а прямые - для
местных органов управления. Система налогообложения
- как центрального, так и
местного, - устанавливается шведским
риксдагом, но размер взимаемых
налогов местные власти определяют сами.
Налог на трудовые доходы физических
лиц составляет примерно 31%, если
речь идет о суммах, не превышающих
за год 170 тыс. крон, в том числе национальный
- 100 крон, и остальная сумма идет
в местный бюджет. С суммы более 170 тыс.
крон взимается коммунальный налог в размере
31% и национальный в размере 100 крон
плюс 20%, общий налог составляет, таким
образом, примерно 51%. Имущественный налог
взимается главным образом с физических
лиц. Налог является прогрессивным
и составляет: до 800 тыс. крон - 0%, 800-1600
тыс. крон - 1,5%, 1600-3600 тыс. крон - 12 тыс.
крон плюс 2,5%, более 3600 тыс. крон
- 62 тыс. крон плюс 3%. Акционерные общества
выплачивают национальный корпорационный
налог, с них не взимаются имущественный
и коммунальные налоги. С 1991
года размер корпорационного налога уменьшен
до 30%. Новое правительство, пришедшее
к власти осенью 1991 года, объявило о
дальнейшем снижении корпорационного
налога: до 25%. Как видим, преобладающую
долю составляют налоги с конечных доходов
различных социальных групп населения
и меньшую - поступления от налогов, выплачиваемых
частными компаниями и банками.
налоговой
системы России.
Законом
"Об основах налоговой системы
в Российской Федерации"7 впервые
в России вводится трехуровневая система
налогообложения. На территории Российской
Федерации взимаются следующие виды налогов:
Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.
Органы
государственной власти всех уровней
не вправе вводить дополнительные налоги
и обязательные отчисления, не предусмотренные
законодательством Российской Федерации,
равно как и повышать ставки установленных
налогов и налоговых платежей.8
Действующая в течение последних трех лет в России налоговая система создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.