Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:31, курсовая работа
Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.
Введение 2
Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики
Сущность, виды и функции налогов. 3
Понятие налоговой системы и основные принципы её построения
в экономике с развитым рынком 12
Противоречия и пути реформирования действующей налоговой системы России
Структура действующей налоговой системы Российской Федерации 14
Основные группы проблем правовой базы налоговой системы
Российской Федерации 16
Пути реформирования правовой базы налоговой системы Российской
Федерации 18
Заключение 21
Список используемой литературы 36
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение 2
в
экономике с развитым рынком
12
Российской Федерации 16
Федерации
18
Заключение
21
Список используемой
литературы
36
В
В Е Д Е Н
И Е.
Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения предприятий и граждан (юридических и физических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991-1992 годах новых законов является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России.
Созданная
целостная система
Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.
Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно
уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов возрастает потребность в компетентном комментировании сложных проблем налогообложения.
По
оценкам зарубежных экспертов, западные
предприниматели ухитряются скрыть
от налогообложения от 10 до 30% своих доходов.
По мнению специалистов Государственной
налоговой службы России, у нас эта цифра
может быть и больше. В прошлом году налоговыми
органами было выявлено и доначислено
в бюджет 10,6 млрд.рублей (из них только
по Москве - 1 млрд.200 млн.). Активность в
поиске утаенных доходов едва ли снизится:
до 10% средств, дополнительно взысканных
в ходе проверок, поступает в фонд социального
развития налоговой службы.
Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ...".1 В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что " Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами".2
Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Закон также определяет круг налогоплательщиков: " Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги".3 В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона. "Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами".4
"По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие
из обложения определенных
- освобождение
от уплаты налога отдельных
лиц или категории
- понижение налоговых ставок;
- вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
- целевые
налоговые льготы, включая налоговые
кредиты (отсрочку взимания
- прочие
налоговые льготы"
Виды
налогов
Налоги бывают двух видов, прямые и косвенные:
Прямые
- налоги на доходы и имущество: подоходный
налог и налог на прибыль корпораций
(фирм); на социальное страхование и на
фонд заработной платы и рабочую силу
(так называемые социальные налоги, социальные
взносы); поимущественные налоги, в том
числе налоги на собственность, включая
землю и другую недвижимость; налог на
перевод прибыли и капиталов за рубеж
и другие. Они взимаются с конкретного
физического или юридического лица.
Косвенные
- налоги на товары и услуги: налог
с оборота - в большинстве развитых
стран заменен налогом на добавленную
стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые
в цену товара или услуги); на наследство;
на сделки с недвижимостью и ценными бумагами
и другие. Они частично или полностью переносятся
на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны четко определятся для того, чтобы удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его исчисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае, эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами дохода плательщика.
В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги бывают трех видов:
Акцизами облагаются товары массового производства (алкогольные напитки, соль, сахар, табак, спички и другое), а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты).
Фискальные монопольные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством (еще с петровских времен существует монополия на производство спиртных напитков, практически всегда объектом монополии было производство и продажа изделий из мехов и золота).
Это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т.е. пересекающие границы страны. Уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. Таможенные пошлины подразделяются на:
Правительствам
приходится применять
Прогрессивный - это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для различных по величине доходов. Тогда речь идет о "предельной" налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост доходов (выражается в процентах). Таким образом реальное налоговое бремя для лиц, получающих более высокие доходы, меньше величины предельной налоговой ставки в последней шкале. Это объясняется тем, что с сумм, находящихся в предшествующих шкалах, налог взимается по более низкой ставке. Следовательно, растущие предельные налоговые ставки сдерживают рост средних. Такова особенность прогрессивного налога.
Регрессивный - это такой налог, который возрастает медленнее чем доход. Характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и более низкого процента с высоких доходов.
Пропорциональный
- забирает одинаковую часть от любого
дохода (единая ставка для доходов
любой величины).
Функции
налогов.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.