Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:16, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение государственного регулирования налогами экономики.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующей задачи - рассмотреть теоретические аспекты налогообложения, обозначить и охарактеризовать существующие налоги.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы налогов и налоговой политики
1.1 Сущность налогов
1.2 Принципы налогообложения
1.3 Функции налогов
1.4. Классификация налогов
1.5. Структура налогов
1.6. Сущность налоговой политики, ее принципы
1.7. Виды налоговой политики
1.8. Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики
2.Сущность и инструменты налогового регулирования
2.1.Роль налогов в формирование финансов государства
2.2. Налоги как инструмент социальной политики
2.3. налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

госрегулирование реферат.docx

— 80.19 Кб (Скачать)

Итак, регулирование не является внутренним свойством налогов. В  каждом конкретном случае, выбирая  ту или иную льготу, субъект налогового регулирования ущемляет фискальный смысл налога и вынужден соизмерять положительные и отрицательные  последствия выбираемого решения. Высокая степень присутствия  при этом факторов субъективности, текущей экономической и социально-политической целесообразности и расчета ставят процесс налогового регулирования  на один уровень с искусством. [3, стр 168-274]

2.3.                   Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса.

Для современной российской экономики понятие «инвестиционный кризис», к сожалению, стало привычным, а инвестиционный спад как в промышленности, так и в научно-технической сфере, несет реальную угрозу разрушения производственного потенциала страны.

Застойные явления в сфере  капиталовложений, недоиспользование новых основных фондов, «замораживание» объектов инвестирования активно проявлялись еще в 80-е гг. Уже с середины 80-х гг. происходит замедление роста объемов основных фондов и инвестиций, а затем и быстрое их сокращение. Однако обвальный характер процесс сокращения инвестиций в российской экономике приобрел в 90-е гг. Свертывание, а в ряде отраслей полная приостановка процесса технического обновления производства ведут к размыванию фундамента российской промышленности.

Существует ли достаточно быстрое и конструктивное решение этой одной из важнейших для современной российской экономики проблемы?

Различные варианты рецептов преодоления кризиса инвестиций предоставляет вся послевоенная экономическая история ведущих индустриальных стран и в первую очередь США, Германии, Японии, Франции и Великобритании, которые сумели найти внутренние резервы самофинансирования. Послевоенные десятилетия в развитии теории и практики государственного регулирования ведущих западных стран — это период формирования налоговых и кредитных рычагов, ставших впоследствии традиционными, рычагов, способствующих расширению инвестиций в производство и научно-технические исследования.

В системе мер государственного регулирования инвестиционная политика стала объектом особой заботы и самого пристального внимания многих государств, особенно развитых. Объем инвестиций рассматривается как один из важнейших показателей благополучия экономики, а колебания инвестиционных вложений — как индикатор изменений совокупного спроса и в перспективе — объема национального производства и занятости населения. В рамках налоговой и кредитной политики постоянно трансформируются системы льгот и других экономических методов, стимулируется частная инициатива и финансовая поддержка предпринимателей, осуществляющих инвестиции на модернизацию производства, научно-технические исследования или с целью активизации промышленного развития экономически отсталых районов.

Особенно интересен анализ налоговых реформ 80-х — начала 90-х гг. в США, Великобритании, ФРГ, Франции и ряде других стран Запада. Мы остановимся на наиболее эффективных приемах экономического стимулирования инвестиций — приемах, которые с успехом могут быть использованы и в российском налоговом законодательстве, создаваемом практически заново. [1, стр 41-42]

Совершенствование налогового стимулирования инвестиций должно происходить  на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Причем стимулирование, проводимое на региональном и местном уровнях, является более эффективным, так как только на этих уровнях возможно выявить перспективные предприятия отраслей народного хозяйства и более адресно разработать для них систему налоговых стимулов.

Однако не всегда налоговые  стимулы, предоставляемые региональными и местными органами власти, имели положительный эффект. Зачастую создание благоприятного инвестиционного климата в одних регионах было причиной сокращения государственного финансирования в других регионах вследствие снижения доходов федерального бюджета, так как происходила миграция промышленного капитала в так называемые внутрироссийские "налоговые гавани" — регионы и закрытые города, предоставляющие зарегистрированным на их территории предприятиям льготы по региональным налогам и долям федеральных налогов, поступающих в региональные бюджеты.

Поэтому в 1999-2000 гг. были ужесточены правила распределения налоговых  доходов между федеральными и региональными бюджетами. Во-первых, не было продлено действие индивидуальных соглашений с национальными республиками, предоставляющих им право на льготные пропорции распределения поступлений от федеральных налогов. Во-вторых, были внесены изменения в законодательство, противодействующие функционированию этих налоговых гаваней. В-третьих, обязанность по распределению налоговых поступлений была возложена на органы федерального казначейства, что исключило возможность изменения пропорций распределения налоговых доходов. Поэтому налоговая политика федеральных органов власти должна занимать центральное место. По некоторому мнению, это позволило, устранить негативное влияние внутренних оффшоров на поступления налогов в бюджет. Однако анализ статистических данных показал и обратное. Так, в течение всего 2000 г. объем льгот по региональной части налога на прибыль для ЗАТО не корреспондировался с размерами поступления федеральной части налога из прибыль по этим территориям. Это может означать, что крупным компаниям, продолжающим базироваться в оффшорных зонах, удалось найти новые способы ухода от налогов.

Все без исключения налоги прямо или косвенно влияют на размер собственных средств хозяйствующих  субъектов, увеличивая совокупное налоговое  бремя, слагаемые которого расположены, начиная от стадий производства получения  выручки от реализации продукции или валового дохода и заканчивая до формированием налогооблагаемой прибыли, с разной степенью равномерности.

Почти все удерживаемые с  организации налоги сокращают величину чистой прибыли - одного из главных источников инвестиций из собственных средств. Поэтому налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшается не только от производственно-хозяйственных расходов и иных затрат, но и от величины уплаченных налогов, а именно налогу на пользование автомобильных дорог, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций и другим налогам. Такая структура налогообложения приводит к тому, что увеличение ставок по одному какому-либо из этих налогов снижает массу поступлений от налога на прибыль и, как следствие, сокращает величину чистой прибыли организации, и наоборот.

Проведенный анализ показал, что налог на прибыль содержит наиболее эффективные методы налогового стимулирования инвестиций, в числе которых амортизация, льгота на капитальные вложения, инвестиционный налоговый кредит, понижение ставки и другие.

Стимулирование эффективности  использования имущества организаций  с помощью налога на имущество организаций происходит в обратном направлении — путем повышения ставки, когда нерентабельные предприятия вынуждены продавать неиспользуемое имущество.

Основными методами стимулирования инвестиций при применении подоходного  налога о физических лиц являются льготы, задачами которых также являются социальное регулирование, выравнивание доходов и достижение определенного уровня социальной справедливости, стимулирование предпринимательской деятельности, потребительского спроса. Размер ставки подоходного налога является важным для вовлечения физических лиц в инвестиционный процесс. [5, стр 36-39]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования сделаем следующие выводы:

Социально-экономическая  функция налогов и сборов заключается  в консолидации денежных средств  в бюджетах всех уровней в целях  финансового обеспечения деятельности государства, субъектов Федерации  или муниципальных образований. Налоги составляют значительную (82—86%) часть доходной части федерального бюджета России. В формировании доходов  различные налоги играют разную роль.

Понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и  сборов». Налоговая система включает не только систему налогов и сборов, но и принципы ее построения, закрепленные в существенных условиях налогообложения. Налоговую систему определяют порядок  установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения  налогов и сборов между бюджетами  разных уровней и государственными внебюджетными фондами, права и  обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организация отчетности, ответственность  субъектов налоговых правоотношений и т.д.

Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и  изменяется в зависимости от ситуации в ней. Она представляет собой  систему мероприятий государства  в области налогов и является составной частью финансовой политики.

Успешное проведение налоговых  реформ и эффективной налоговой  политики госрегулирования экономики  во многом зависит от того, в каких  условиях они проводятся, и, в частности, от того, какими реальными возможностями (причем не только экономическими, но и, что не менее важно, - политическими) располагает государство в части  воздействия на развитие экономических  процессов, выходящих за рамки налоговых  отношений, с тем чтобы защитить налоговый механизм от негативного  воздействия других факторов, снижающих  или нейтрализующих действие налоговых  рычагов. В целом следует прийти к выводу, что имеются значительные потенциальные законодательные  возможности активизации бюджетно-налоговой  политики в интересах стабилизации производства и создания условий  экономического роста в России.

С введением гл. 25 Налогового кодекса  происходит существенное реформирование системы налогообложения прибыли  организаций, в первую очередь посредством  установления открытых перечней доходов  и расходов, учитываемых при определении  налоговой базы. Отменены всевозможные льготы, упраздняется большинство норм отнесения расходов на себестоимость. Однако введение главы 25 НК не дало ожидаемых поступлений налога на прибыль в планируемых объемах. Поэтому есть смысл ввести регрессивную ставку к юридическим лицам, имеющим различную прибыль. При незначительных прибылях предприятий уменьшить ставку налога, тем самым давая предприятиям малого бизнеса быстрее расширить свою деятельность и увеличить объем своего производства, что в свою очередь приведет к увеличению прибыли и увеличению собираемых налогов в ближайшее время. В целях повышения эффективности работы предприятия необходимо сблизить налоговый учет с бухгалтерским учетом, ликвидировать противоречия между ними, упростить систему налогообложения, сделать ее более ясной и доступной для понимания. Это облегчит работу бухгалтеров, уменьшит количество ошибок и недочетов в бухгалтерской отчетности, позволит более полно производить автоматизацию бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.         Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учебное пособие для вузов. –М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 215с.
  2.       Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложения: учеб. пособие, 2 изд., перераб и доп. – М: ИНФРА-М, 2002.-320с.
  3.         Колпакова Г.М. Налоговая система РФ. – М: ИНФРА-М, 2003
  4.         Перов А.В., Толкушкин А.В., Налоги и налогообложение: учеб пособие. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004.- 670с.
  5.        Крылова Н.С. Налоговое регулирование в федеративных государствах: конституционно-правовые аспекты // Гос-во и право – 2001 - №6 – с. 66-74
  6.        Грибкова Н.Б. Налоговый механизм стимулирования инвестиций в России и роль амортизационной политики в нем// Финансы – 2001 - №5 – с. 36-38
  7.        Налоги: вопросы и ответы // Финансы  -2004 - №8 – с.50-52
  8.         Маслова Д.В. Налоговый кодекс и активизация стимулирующего потенциала налога на прибыль// Финансы. № 3. 2002.
  9.         Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и                     ответственность. – М.: ООО НПО Вычислительная математика и информатика, 2001.
  10.       Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  11.        Введение в рыночную экономику /Под ред. Лившица А.Я. М.,1994.
  12.        Г.В.Грицюк. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования//Финансы и кредит. – 2004.
  13.        В. Новосельский. Налоговые факторы государственного регулирования// Экономист. – 2007.
  14.       Л.В.Давыдова, О.Г.Фокина. Роль налогов в формировании стратегии экономического роста//Финансы и кредит.- 2004.

      15.        Налоги и налогообложение/ под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2007.

      16. В.Г.Пансков. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности//Финансы. – 2009.

      17. В.Г.Пансков. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности//Финансы. – 2009.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики