Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:16, реферат
Целью работы является изучение государственного регулирования налогами экономики.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующей задачи - рассмотреть теоретические аспекты налогообложения, обозначить и охарактеризовать существующие налоги.
Введение
1. Теоретические основы налогов и налоговой политики
1.1 Сущность налогов
1.2 Принципы налогообложения
1.3 Функции налогов
1.4. Классификация налогов
1.5. Структура налогов
1.6. Сущность налоговой политики, ее принципы
1.7. Виды налоговой политики
1.8. Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики
2.Сущность и инструменты налогового регулирования
2.1.Роль налогов в формирование финансов государства
2.2. Налоги как инструмент социальной политики
2.3. налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
Заключение
Список использованной литературы
Российская академия
народного хозяйства и
при Президенте Российской Федерации
Вологодский филиал
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНАСОВ
РЕФЕРАТ
НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Дисциплина: Государственное регулирование
Студента 6 курса 19 группа
Специальность 080105
«Финансы и кредит»
Кичигина Виктория Геннадьевна
Научный руководитель:
к.э.н., доцент А.Ю.Железняков
Оценка ____________________
Подпись ___________________
Вологда
2012
Содержание
Введение
1. Теоретические основы налогов и налоговой политики
1.1 Сущность налогов
1.2 Принципы налогообложения
1.3 Функции налогов
1.4. Классификация налогов
1.5. Структура налогов
1.6. Сущность налоговой политики, ее принципы
1.7. Виды налоговой политики
1.8. Налоговая политика
как инструмент
2.Сущность и инструменты налогового регулирования
2.1.Роль налогов в формирование финансов государства
2.2. Налоги как инструмент социальной политики
2.3. налоговый механизм
стимулирования
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одна из самых острых проблем экономики - это нехватка финансовых ресурсов. Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции. Эффективная налоговая система и взвешенная налоговая политика является ключевым звеном экономической политики государства. Она представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций, между доходами и расходами государства. В условиях рыночной экономики государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка. Отмечено, что увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на объекты налогообложения, а за счет расширения налогооблагаемой базы путем малого бизнеса и сокращения нелегального теневого оборота, что является в конечном итоге первоочередной задачей бюджетной политики. .
Все вышеперечисленное
Целью работы является изучение государственного регулирования налогами экономики.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующей задачи - рассмотреть теоретические аспекты налогообложения, обозначить и охарактеризовать существующие налоги.
Объектом исследования является сложившаяся налоговая система и осуществляемая государством налоговая политика.
Предметом исследования являются особенности государственного регулирования экономики России на современном этапе.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы изучаемой проблемы.
Во второй главе роль налогов в государственном регулировании экономики.
Методы исследования, используемые в работе: экономико-статистический, диалектический метод, системный анализ, метод научной абстракции.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность налогов
В широком смысле под налогом
понимается взимаемый на основе государственного
принуждения и не носящий характер
наказания или компенсации
В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.
К налогам также не относятся
платежи обязательного
В отдельных определениях налога указывается, что налоги — это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.
В других определениях можно
встретить указание на то, что налоги
— это платежи, взимаемые с юридических
и физических лиц. В данном случае вряд
ли правомерно ограничивается само понятие
«налог». Обязанность по уплате налогов
может возлагаться не только на отдельных
физических лиц, но и на различного рода
их объединения, не являющиеся юридическими
лицами в соответствии с гражданским законодательством.
Например, во Франции подоходный налог
взимается с совокупного (объединенного
для целей обложения) дохода всех членов
семьи (домохозяйства). До XX в. налоги часто
взимались не только с отдельных лиц, но
и с таких объединений физических лиц,
как общины и гильдии. Кроме того, существовали
налоги, плательщиками которых выступали
отдельные административно-
Часто отмечается, что налоги — денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг.
Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х гг. стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.
Налоги — один из основных
способов формирования доходов бюджетов.
Как правило, налоги взимаются с
целью обеспечения
В Российской Федерации в 1990-е гг. велись острые дискуссии, следует ли относить к налогам платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Если считать, что к налогам относятся только платежи, суммы по которым зачисляются в государственные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления, то платежи в государственные социальные внебюджетные фонды следует исключать из числа платежей налогового характера. Государство вправе самостоятельно устанавливать, куда будут зачисляться суммы тех или иных платежей. Аналогичные выплаты в США зачисляются в федеральный бюджет, а во Франции — во внебюджетные фонды. Природа этих платежей не изменяется в зависимости от адресности их зачисления. Аналогичная ситуация возникает с платежами в государственные целевые внебюджетные фонды (например, дорожные).
Возможна такая ситуация: законодательством установлена обязательность внесения каких-либо платежей, но при этом у плательщика существует право выбора определения адресности этих платежей. Такая ситуация возникает, например, при обязательном страховании определенных видов имущества, а также гражданской ответственности. Платежи по страхованию в этих случаях не относятся к налоговым, так как плательщик может заключить договор страхования на различных условиях и с различными страховыми компаниями. В тех же случаях, когда на плательщика возлагается обязанность перечислять средства в определенный законом фонд, соответствующие платежи приобретают характер налоговых.
Обязательными платежами, взимаемыми на основе государственного принуждения, являются также алименты (средства, которые в установленных законом случаях одни физические лица обязаны выплачивать на содержание других физических лиц). Эти платежи в число налоговых не включаются.
В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным. фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного/ отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.
Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости' национального дохода в пользу общегосударственных потребностей Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении. [4, стр 18-21]
1.2. Принципы налогообложения
Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.
Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В настоящее время экономические принципы претерпели некоторые изменения. Они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:
1. Экономические
· Принцип хозяйственной независимости
· Принцип справедливости
· Принцип соразмерности
· Принцип учета интересов
· Принцип экономичности
2. Юридические
· Принцип нейтральности (равного налогового бремени)
· Принцип установления налогов законами
· Принцип приоритета налогового закона над неналоговым
· Принцип отрицания обратной силы налогового закона
· Принцип наличия в законе существенных элементов налога
· Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений
Организационные
· Принцип единства налоговой системы
· Принцип подвижности налогообложения
· Принцип стабильности налоговой системы
· Принцип множественности налогов
· Принцип исчерпывающего перечня налогов
Принцип справедливости (равенства налогообложения). Согласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи — 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.
Принцип соразмерности. Предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.
Принцип соразмерности характеризуется кривой Лэффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70—80-е годы XX в.
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики