Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:16, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение государственного регулирования налогами экономики.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующей задачи - рассмотреть теоретические аспекты налогообложения, обозначить и охарактеризовать существующие налоги.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы налогов и налоговой политики
1.1 Сущность налогов
1.2 Принципы налогообложения
1.3 Функции налогов
1.4. Классификация налогов
1.5. Структура налогов
1.6. Сущность налоговой политики, ее принципы
1.7. Виды налоговой политики
1.8. Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики
2.Сущность и инструменты налогового регулирования
2.1.Роль налогов в формирование финансов государства
2.2. Налоги как инструмент социальной политики
2.3. налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

госрегулирование реферат.docx

— 80.19 Кб (Скачать)
-align:justify">Возможна классификация  налогов и по другим основаниям. Так, в зависимости от характера  связи двух элементов -— «субъекта  налогообложения» и «объекта налогообложения» — можно различать: а) налоги, построенные по принципу резидентства; б) налоги, построенные по принципу территориальности. В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных налогах — наоборот. [2, стр 31-35]

1.5. Структура налогов

Налогоплательщик обязан платить лишь законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ). В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно выявить: а) обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; б) границы требований государства в отношении имущества плательщика. Другими словами, в законе должны быть определены основные характеристики данного налога и порядок его взимания — элементы налога.

Налог — это сложная  система отношений, включающая в  себя ряд взаимодействующих составляющих, каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение. В теории права эти составляющие именуются как элементы налога, элементы налогового обязательства. Поэтому положение о выделении этих элементов нашло отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (ст. 3 Кодекса). Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или  двусмысленность закона о налоге может привести к возможности  уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, т.е. к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

Слагаемые налоговых формул — элементы налогообложения —  имеют универсальное значение, хотя структура налогов различна и  число их велико. Элементы, без -которых  налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенны-' ми, называют существенными элементами закона о налоге. Налоговое законодательство на различных этапах своего развития , предусматривало различные элементы налога, при наличии которых последний считался законно установленным.

Согласно российскому  законодательству налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения (ст. 7 Кодекса):

. налогоплательщики;

·  объект налогообложения;

·  налоговая база;

·  налоговый период;

·  налоговая ставка;

·  порядок исчисления налога;

·  порядок и сроки уплаты налога.

Таким образом, первую группу составляют обязательные элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Вторую группу составляют факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам. К ним относятся: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы и др.

Представительные органы власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как обязательные, так и факультативные элементы налогообложения. Согласно ст. 2 Кодекса к таким элементам относятся:

·  налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотренных Кодексом;

·  порядок и сроки уплаты налога и сбора;

·  форма отчетности по этим налогам;

·  налоговые льготы.

В третью группу входят дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены  в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны учитываться при установлении налогового обязательства:

·  предмет налога;

·  масштаб налога;

·  единица налога;

·  источник налога;

·  налоговый оклад;

·  получатель налога.

Каждый из рассмотренных  в трех группах элементов несет  конкретную юридическую нагрузку и играет определенную, роль для обеспечения возможности уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента может значительно затруднить или усложнить налоговое производство, сделать просто невозможным уплату налога. Поэтому в идеале закон о налогах должен содержать всю совокупность элементов, а не только тс, которые перечислены в ст. 17 Кодекса. [2, стр 35-37]

1.6. Сущность налоговой политики, ее принципы

 

Налоговая политика - система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в  видах применяемых налогов, величинах  налоговых ставок, установлении круга  налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Налоговая политика государства является одним из основных инструментов бюджетной политики государства  и привлечения финансовых ресурсов на его нужды. Она фиксируется  в законах, Налоговом кодексе, нормативных  актах и других документах. В РФ главным инструментом бюджетного регулирования  признается как оптимизация налогового бремени физических и юридических  лиц, так и отдельных сфер труда.

Налоговое бремя  может исчисляться для экономики  страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя  на макроуровне определяется как  отношение общей суммы взимаемых  налогов к величине совокупного  национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного  продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В  экономически развитых странах с  социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени  составляет 40-45%. В России этот показатель несколько выше: с учетом поступлений  во внебюджетные фонды он равен примерно 48%.

Для конкретного  налогоплательщика налоговое бремя  показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается  в бюджет. Практически берется  отношение суммы всех начисленных  налогов и налоговых платежей к объему реализации. Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях, занимающихся производством вин и ликероводочных изделий, он достигает 50%, так как  в цене этой продукции велика доля акцизов; сельскохозяйственные же предприятия, на которые распространяются многие налоговые льготы, несут налоговое  бремя, не достигающее и 10%.

Распределение налогового бремени между налогоплательщиками  опирается на принцип налогообложения  получаемых благ и на принцип платежеспособности.

Региональные и  местные бюджеты формируют финансовые ресурсы для социально-экономического и культурного развития соответствующей территории.(11, стр.312 -316) Исходный момент при этом – определение расходов на социально-экономические нужды и источников их покрытия. Призванная стимулировать процессы воспроизводства в народном хозяйстве, на всех этапах развития экономики, налоговая политика реализуется государством через:

Предоставление  и изменение налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, стимулирующих развитие одних видов  деятельности и свертывание других;

Введение одних  налогов и сборов и упразднение  других.

Таким образом, налоговая  политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях  обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения  финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти  функции для проведения активной налоговой политики. (12,стр. 42-53)

С одной стороны, налоговая политика порождается  экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена  экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика обладает определенной самостоятельностью: у  нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может  оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние  может быть различно: в одних случаях  посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные  условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

На выбор конкретного  варианта решения в области налоговой  политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в  стране, характеризующаяся темпами  роста (падения) производства; уровень  инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным  контролем, и приватизированным  сектором. (13)

Различают краткосрочную  и долгосрочную налоговую политику государства. Краткосрочная направлена на создание условий для преодоления  спада и обеспечения подъема  экономики страны, в частности, путем  снижения налогов и сборов с целью  уменьшения инфляции и уровня безработицы, то вторая предполагает оптимизацию налогового бремени с целью стабилизации расширенного воспроизводства в стране.

На практике налоговая  политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых форм, методов и инструментов управления налогообложением. Государство придает  этому механизму юридическую  форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности  государственной налоговой политики необходимо поддержать определенные пропорции  между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.

Подводя итог, можно  сказать, что налоговая политика государства – важный фактор регулирования  экономики. Налоги можно использовать для стимулирования инвестиций в  нужном районе (местности) на важные в  определенное время для развития экономики виды деятельности. С помощью  налогов и сборов можно регулировать личное потребление населения, структурные  сдвиги в экономике, ее динамику и  объемы, а также взаимоотношения  юридических и физических лиц  с государством, стимулировать развитие внешнеэкономической деятельности, малого предпринимательства, привлечение  через систему льгот и преференций  иностранных инвестиций в экономику  страны.

1.7 Виды налоговой политики

Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства (регулирования) в экономику  и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Она представляет собой систему мероприятий государства  в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально- экономическим  строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими  целями. определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами  в сфере государственных финансов.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства  финансовыми ресурсами, созданию условий  для регулирования хозяйства  страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства  в уровнях доходов населения.

Условно выделяют три возможных  типа налоговой политики по регулированию  экономики:

1). высокий уровень налогообложения,  т.е. политика, характеризующаяся  максимальным увеличением налогового  бремени. при выборе этого пути  неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения  не сопровождается приростом  поступлений в бюджеты различных  уровней.

2). низкое налоговое бремя.  когда государство максимально  учитывает не

только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика.

Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку  обеспечивает наиболее благоприятный  налоговый и инвестиционный климат. налоговое бремя на субъекты предпринимательства  существенно смягчено, но государственные  социальные программы значительно  урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

3). налоговая политика  с достаточно существенным уровнем  налогообложения как для корпораций. так и для физических лиц,  который компенсируется для граждан  страны высоким уровнем социальной  защиты, существованием множества  государственных социальных гарантий  и программ.

На практике налоговая  политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. государство придает этому механизму  юридическую форму посредством  налогового законодательства.(11, стр.312-316)

 

1.8. Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики