Налоги и платежи при пользовании недрами

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Провозглашение в Законе РФ ≪О недрах≫ в 1992 г. принципа платности пользования недрами как объектом государственной собственности не было принципиально новым положением для российского законодательства. Платность недропользования была установлена Горным положением СССР . Плата взималась за право добычи в зависимости от ее объема по ставкам, устанавливаемым государством или в процессе торгов. Осуществляться платежи могли в денежной или натуральной форме. Конституция СССР 1936 г. Провозгласила принцип бесплатного пользования землей, недрами и другими природными ресурсами. Это положение действовало до 1992 г. В мире принцип платности пользования ресурсами недр является практически всеобщим

Содержание

Введение
Общие положения и система платежей и налогов
Порядок и принципы определения платежей за пользование различными видами недр
Регулярные и разовые платежи за пользование недрами, плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии;
Налоги и платежи при СРП
НДПИ
Дифференциация НДПИ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Налоги и платежи при пользовании недрами.docx

— 104.89 Кб (Скачать)

И как будет  работать механизм дифференциации? С. Донской: Везде будет применяться понижающая ставка к НДПИ. Например, для старых месторождений будет применяться нулевая ставка, если выработанность участка свыше 95 %. А по новым проектам мы предлагаем налоговые каникулы: т.е. нулевая ставка будет взиматься только первые 5 или 8 лет (в зависимости от того, находится участок на суше или на шельфе). Это еще обсуждается. А по старым месторождениям надо еще учитывать, что начинать дифференцировать НДПИ мы предлагаем, только если выработанность превышает 85 %. Таким образом, если выработанность равна 85 %, то ставка по НДПИ равна единице, т.е. дифференциации никакой нет. И только потом начинается: с 85,0 до 87,5 % ставка 0, 8, потом следующая градация и т.д. Но опять замечу, что все это пока предварительно. Все это мы обсуждаем с МЭРТом, Минфином, Минпромэнерго. Возможно, не будет дискретности, многоступенчатости, т.е. будет некая непрерывная дифференцированная шкала. Это удобнее, потому что не будет никаких вариантов спекуляции. 
А кто будет оценивать выработанность и другие критерии? 
С. Донской: Для налогового администрирования выработанность будет оцениваться с учетом данных, которые будет представлять МПР России – все-таки мы недрами заведуем. А уже применение той или иной понижающей ставки к НДПИ – это будет администрироваться непосредственно Налоговым кодексом. Там будет четко прописано, что каждому критерию выработанности будет соответствовать определенная понижающая ставка. 
То есть вы будете подтверждать документы компаний? 
 
С. Донской: Практически. То есть компания будет иметь право ходатайствовать о получении этой понижающей ставки. Мы исходим из того, что не мы будем бегать за недропользователем, а недропользователь все документы в Роснедра сам принесет. И с нашей стороны сейчас главное – по максимуму обеспечить объективность и прозрачность этой процедуры, чтобы не было никаких манипуляций или подтасовок каких-то материалов... Поэтому мы хотим сформировать перечень месторождений – скорее всего, он будет утвержден постановлением Правительства, – при разработке которых компании будут иметь право дифференцировать НДПИ по критерию выработанности. Причем и для новых, и для старых месторождений, я полагаю, будут свои перечни и процедура в итоге будет тоже одинаковая. 10 ноября 200615

2008 год

«Необходимо ввести дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) не только для предприятий нефтедобычи, но и для других добывающих отраслей.» 
Такая мысль прозвучала на «круглом столе» с участием правительства и Федерального собрания. 
Представители добывающих отраслей апеллируют к тому, что уменьшение налогового бремени при разработке новых или добыче в труднодоступных месторождениях будет стимулом для предприятий увеличить, например, инвестиции в основные фонды и траты на геологоразведочные работы. Напомним, что пока добиться дифференциации НДПИ смогли только нефтяники: в 2006 году были приняты поправки в НК РФ, установившие нулевую ставку налога для нефти, полученной при освоении новых месторождений и для сверхвязкой нефти. Также был предложен механизм установления понижающего коэффициента к НДПИ на нефть, полученную при разработке месторождений, выработанных на 80%. Кроме того, с 1 января 2009 года не только повышен необлагаемый НДПИ минимум цены нефти с 9 до 15 долл. за баррель, но и расширен «географический» перечень месторождений нефти, на который действует нулевая налоговая ставка НДПИ.»16  

2010 год

«Минфин совместно с минприроды и минэнерго рассматривает возможность дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых для мелких нефтяных месторождений, объемом добычи до 5 миллионов тонн в год.

Есть идея ввести понижающий коэффициент по налогообложению  таких месторождений в зависимости  от запасов нефти. Как сказал вчера  директор департамента налоговой и  таможенно-тарифной политики минфина Илья Трунин на конференции "Россия и СНГ на пути к глобализации", он рассчитывает на вступление этих норм в силу с 1 января 2011 года.

Однако подчеркнул, что  в ближайшие годы никаких масштабных изменений в налогообложении, касающемся нефти и газа, принимать не планируется, передает "Интерфакс". Но условия  добычи с течением времени меняются, в связи с этим минфином уже был принят ряд мер по дифференциации налогов на нефть и нефтепродукты. Так, например, было принято решение о дифференциации НДПИ для некоторых регионов.

Кроме того, в ближайшее  время планируется модифицировать систему налогообложения некоторых  месторождений нефти в Восточной  Сибири. Уже согласована минфином и минэнерго специальная формула расчета ставки для нефти, добываемой на месторождениях, которые подпадают под льготы. Сейчас их 22. Проводя дифференциацию НДПИ для некоторых регионов в сторону снижения коэффициента, также можно было бы повысить коэффициент для других регионов, считает Трунин. Это позволило бы восполнить выпадающие доходы, пояснил он.»17

Выше я привела выдержки из Пресс конференций Министерства природы и ресурсов РФ, также в  предыдущей главе подробно был разобран НДПИ. Какой можно сделать вывод-

  1. Законодатели осознают неизбежность дифференциации НДПИ, так как месторождения все разные, находятся в разных географически-климатических условиях. Следовательно происходят различные затраты на добычу полезных ископаемых.
  2. Однако на сегодняшний момент в какой то степени данный вопрос решен только с нефтью. Это прямо указано в статье 339 Налогового кодекса РФ. Однако непонятна ситуация с остальным минеральным сырьем – с твердыми полезными ископаемыми, с газом.
  3. Несмотря на вносимые еще в 2006 году предложения о дифференциации, пока не существует четкой системы дифференциации.

Нужна ли вообще дифференциация, и если нужна то, где она должна быть прописана?

Мое мнение заключается в  том, что дифференциация необходима, однако ее нужно применять только одновременно с жесткой системой критериев для дифференциации. Если не будет четкой системы, не будет определено по каким признакам мы увеличиваем или уменьшаем ставу НДПИ, неизбежна коррупция и путаница в самих государственных органах. Мне кажется, что вначале должен быть четко продуман сам механизм дифференциации, должен быть определен орган, который будет заниматься расчетами, а только потом она должна быть введена в действие. Не должно быть перекоса в одной сфере недропользования, как это произошло с нефтью. Система должна быть четко сбалансирована, чтобы скважины не простаивали, чтобы всегда находились желающие на разработку месторождений в труднодоступных географических областях. Всем этим должно заняться государство.

Безусловно, государство должно получать соответствующие  отчисления в свой бюджет, но пусть  эти отчисления будут четко фиксированы  для каждого вида месторождений, а не только для отдельных территорий (севернее Северного полярного круга в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе РФ (пп. 10 п. 1 статьи 342 НК); в Азовском и Каспийском морях (пп. 11 п. 1 статьи 342 НК);на территории Ненецкого автономного округа и на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе)

Если  честно, я не могу абсолютно аргументированно ответить, где должна быть урегулирована  данная дифференциация - В налоговом  кодексе или в законе «О недрах». Но мое личное мнение - что в Налоговом  кодексе должно быть зафиксировано, что да такой налог существует и дифференциация есть, а более  конкретно и подробна вся эта система должна быть прописана в Законе «О недрах». В конце концов пока что у нас нет кодификации горного законодательства и вся данная сфера регулируется множеством законов и подзаконных актов, а это не всегда удобно. Следует учесть, что налогообложение- важная часть регулирования недропользования и наравне с лицензированием и указанием видом платежей за недра, в законе «О недрах», по моему мнению, стоит прописать дифференциацию НДПИ.

Заключение

Первая схема налогообложения  недропользователей в России была введена  в 1992 г. федеральным законом «О недрах» и просуществовала до 2001 г. Представляется, что целью первой схемы налогообложения недропользователей (1992-2001 гг.) было не изъятие ренты в бюджет, а ее передача узкому кругу лиц - владельцам добывающих компаний с тем, чтобы в переходный к рынку период за короткое время создать в России финансовую олигархию. Вторая схема налогообложения готовилась долго. Почти целый год ее обсуждали на всевозможных совещаниях, парламентских слушаниях и т.п., где она, как правило, подвергалась обструкции. Но Правительство РФ настаивало на ее введении, и она была принята и введена с 1 января 2002 г. Началась, по существу, новая эра в нефтегазовой экономике.

Во-первых, были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ), что еще более осложнило  проблему финансирования геолого-разведочных работ из федерального бюджета. Был отменен целевой фонд воспроизводства МСБ, что сразу же снизило финансирование геологоразведки из федерального бюджета с 18 млрд. до 6 млрд. рублей в год. В результате такого "усовершенствования" платежи в бюджет перестали зависеть от геологических условий разработки месторождений. По сути, это привело к существенному ухудшению условий функционирования тех компаний, основной объем добычи которых привязан к старым, сильно истощенным месторождениям.

Во-вторых, исключили из закона «О недрах» платежи за право добычи. Вместо них ввели налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Тем самым  Правительство РФ решило, что горную ренту оно может не собирать в  бюджет. Поэтому вместо горной ренты  в виде дифференцированных платежей за добычу была принята плоская шкала  НДПИ, что противоречит мировой практике.

В-третьих, особые правила формирования НДПИ были установлены для нефти. Ставку накрепко «привязали» к мировым ценам на нефть.

В-четвертых, были резко увеличены  вывозные таможенные пошлины на нефть. Россия является первенцем по введению таможенных пошлин на нефть. До этого  никто в мире ещё не додумался. Пошлины начали вводить в 1999 г., но до 2002 г. их размер был небольшим - от 2 до 30 евро за одну тонну.

Система налогов и платежей за пользование  недрами представляет собой очень  разветвленную структуру. Часть  налогов идет в федеральный бюджет, что то в региональный или местный. Система платежей разработана в  большей степени нежели налогов. До сих пор остро стоит вопрос по поводу дифференциации НДПИ. Большинство ученых и экспертов высказывается за дифференциацию, но многие указывают на множество подводных камней, которые могут помешать наиболее эффективной реализации данной программы. Налогообложение в сфере недропользования до сих пор совершенствуется и не стоит на месте, вносятся многочисленные предложения на рассмотрение федеральным органам государственной власти.

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Нормативные акты.
    1. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 05.04.2011) "О недрах"
    1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
    2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» // «Парламентская газета», № 69, 7- 13.11.2009.
    3. Решение Правительства РФ № 57 от 25.01.2002 г «Российская газета», № 74, 11.03.2008
    4. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 14.12.2007, с изм. от 30.04.2008) // КонсультантПлюс, 2008
    5. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О соглашениях о разделе продукции» // КонсультантПлюс, 2008.
    6. ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 18 апреля 2011 г. N КЕ-4-3/6128@ О ДАННЫХ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ НДПИ В ОТНОШЕНИИ НЕФТИ, ЗА МАРТ 2011 ГОДА.
    1. Научная литература:
    1. Василевская Д. В. Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах: теория и практика. Монография. – М.: ООО «Издательство «Нестор Академик», 2009. – 352 с.
    2. Перчик А.И. Горное право: учебное пособие. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 3-е изд. Перераб. И доп. – 392 с.
    3. С.Ю. Шаповалов. "Уплата НДПИ при нефте- и газодобыче" // М: "Юридическая компания "Налоговая помощь", 2010
    4. Л.П. Павлова, М.М. Юмаев. "Налогообложение твердых полезных ископаемых: практика и перспективы" // Москва, 2010.
    5. С.Ю. Шаповалов, М.М. Юмаев. "Уплата НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых и подземных вод" // М: "Юридическая компания "Налоговая помощь", 2009.
    6. М.М. Юмаев. "Платежи за пользование природными ресурсами" // Москва, 2005
    7. Актуальные проблемы налогообложения недропользования в России - Денис Глебов, журнал «Промышленник России», http://www.promros.ru/journal/498/1434/?journal_id=55
    8. Как покончить с налоговой уравниловкой (По материалам заседания в Госдуме РФ "Природная рента и законодательство Российской Федерации") – журнал «нефтегазовая вертикаль» - http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=22684

1 ст. 39 Закона «О недрах»

2 Статья 8. Налоговый кодекс РФ

3 Статья 8 Налоговый кодекс РФ

4 Статья 246. Налоговый кодекс РФ

5 Статья 334. Налоговый кодекс РФ

6 Статья 333.8. Налоговый кодекс РФ

7 Статья 13. Статья 333.16 Налоговый кодекс РФ

8 Статья 372. Налоговый кодекс РФ

9 Статья 14. Налоговый кодекс РФ

10 Статья 356 Налоговый кодекс РФ

11 Статья 387. Налоговый кодекс РФ

12 Статья 15., Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" Статья 1. 

13 Статья 346.35 Налоговый кодекс РФ

14 ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 18 апреля 2011 г. N КЕ-4-3/6128@ О ДАННЫХ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ НДПИ В ОТНОШЕНИИ НЕФТИ, ЗА МАРТ 2011 ГОДА.

15 Пресс-служба МПР России

16 Анонс Российской газеты 2008-11-18 12:34:59

17 "Российская газета" - Столичный выпуск №5219 (140)  29.06.2010,07:40  

 


Информация о работе Налоги и платежи при пользовании недрами