Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:38, курсовая работа
Провозглашение в Законе РФ ≪О недрах≫ в 1992 г. принципа платности пользования недрами как объектом государственной собственности не было принципиально новым положением для российского законодательства. Платность недропользования была установлена Горным положением СССР . Плата взималась за право добычи в зависимости от ее объема по ставкам, устанавливаемым государством или в процессе торгов. Осуществляться платежи могли в денежной или натуральной форме. Конституция СССР 1936 г. Провозгласила принцип бесплатного пользования землей, недрами и другими природными ресурсами. Это положение действовало до 1992 г. В мире принцип платности пользования ресурсами недр является практически всеобщим
Введение
Общие положения и система платежей и налогов
Порядок и принципы определения платежей за пользование различными видами недр
Регулярные и разовые платежи за пользование недрами, плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии;
Налоги и платежи при СРП
НДПИ
Дифференциация НДПИ
Заключение
Список использованной литературы
И как будет
работать механизм дифференциации? С.
Донской: Везде будет применяться понижающая
ставка к НДПИ. Например, для старых месторождений
будет применяться нулевая ставка, если
выработанность участка свыше 95 %. А по
новым проектам мы предлагаем налоговые
каникулы: т.е. нулевая ставка будет взиматься
только первые 5 или 8 лет (в зависимости
от того, находится участок на суше или
на шельфе). Это еще обсуждается. А по старым
месторождениям надо еще учитывать, что
начинать дифференцировать НДПИ мы предлагаем,
только если выработанность превышает
85 %. Таким образом, если выработанность
равна 85 %, то ставка по НДПИ равна единице,
т.е. дифференциации никакой нет. И только
потом начинается: с 85,0 до 87,5 % ставка 0,
8, потом следующая градация и т.д. Но опять
замечу, что все это пока предварительно.
Все это мы обсуждаем с МЭРТом, Минфином,
Минпромэнерго. Возможно, не будет дискретности,
многоступенчатости, т.е. будет некая непрерывная
дифференцированная шкала. Это удобнее,
потому что не будет никаких вариантов
спекуляции.
А кто будет оценивать
выработанность и другие критерии?
С. Донской: Для налогового администрирования
выработанность будет оцениваться с учетом
данных, которые будет представлять МПР
России – все-таки мы недрами заведуем.
А уже применение той или иной понижающей
ставки к НДПИ – это будет администрироваться
непосредственно Налоговым кодексом.
Там будет четко прописано, что каждому
критерию выработанности будет соответствовать
определенная понижающая ставка.
То есть вы будете
подтверждать документы компаний?
С. Донской: Практически. То есть компания
будет иметь право ходатайствовать о получении
этой понижающей ставки. Мы исходим из
того, что не мы будем бегать за недропользователем,
а недропользователь все документы в Роснедра
сам принесет. И с нашей стороны сейчас
главное – по максимуму обеспечить объективность
и прозрачность этой процедуры, чтобы
не было никаких манипуляций или подтасовок
каких-то материалов... Поэтому мы хотим
сформировать перечень месторождений
– скорее всего, он будет утвержден постановлением
Правительства, – при разработке которых
компании будут иметь право дифференцировать
НДПИ по критерию выработанности. Причем
и для новых, и для старых месторождений,
я полагаю, будут свои перечни и процедура
в итоге будет тоже одинаковая. 10 ноября
200615
2008 год
«Необходимо ввести дифференциацию
налога на добычу полезных ископаемых
(НДПИ) не только для предприятий
нефтедобычи, но и для других добывающих
отраслей.»
Такая мысль прозвучала на «круглом столе»
с участием правительства и Федерального
собрания.
Представители добывающих отраслей апеллируют
к тому, что уменьшение налогового бремени
при разработке новых или добыче в труднодоступных
месторождениях будет стимулом для предприятий
увеличить, например, инвестиции в основные
фонды и траты на геологоразведочные работы.
Напомним, что пока добиться дифференциации НДПИ смогли только нефтяники: в
2006 году были приняты поправки в НК РФ,
установившие нулевую ставку налога для
нефти, полученной при освоении новых
месторождений и для сверхвязкой нефти. Также был предложен
механизм установления понижающего коэффициента
к НДПИ на нефть, полученную при разработке
месторождений, выработанных на 80%. Кроме
того, с 1 января 2009 года не только повышен
необлагаемый НДПИ минимум цены нефти
с 9 до 15 долл. за баррель, но и расширен
«географический» перечень месторождений
нефти, на который действует нулевая налоговая
ставка НДПИ.»16
2010 год
«Минфин совместно с минприроды и минэнерго рассматривает возможность дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых для мелких нефтяных месторождений, объемом добычи до 5 миллионов тонн в год.
Есть идея ввести понижающий
коэффициент по налогообложению
таких месторождений в
Однако подчеркнул, что в ближайшие годы никаких масштабных изменений в налогообложении, касающемся нефти и газа, принимать не планируется, передает "Интерфакс". Но условия добычи с течением времени меняются, в связи с этим минфином уже был принят ряд мер по дифференциации налогов на нефть и нефтепродукты. Так, например, было принято решение о дифференциации НДПИ для некоторых регионов.
Кроме того, в ближайшее
время планируется
Выше я привела выдержки из Пресс конференций Министерства природы и ресурсов РФ, также в предыдущей главе подробно был разобран НДПИ. Какой можно сделать вывод-
Нужна ли вообще дифференциация, и если нужна то, где она должна быть прописана?
Мое мнение заключается в том, что дифференциация необходима, однако ее нужно применять только одновременно с жесткой системой критериев для дифференциации. Если не будет четкой системы, не будет определено по каким признакам мы увеличиваем или уменьшаем ставу НДПИ, неизбежна коррупция и путаница в самих государственных органах. Мне кажется, что вначале должен быть четко продуман сам механизм дифференциации, должен быть определен орган, который будет заниматься расчетами, а только потом она должна быть введена в действие. Не должно быть перекоса в одной сфере недропользования, как это произошло с нефтью. Система должна быть четко сбалансирована, чтобы скважины не простаивали, чтобы всегда находились желающие на разработку месторождений в труднодоступных географических областях. Всем этим должно заняться государство.
Безусловно, государство должно получать соответствующие отчисления в свой бюджет, но пусть эти отчисления будут четко фиксированы для каждого вида месторождений, а не только для отдельных территорий (севернее Северного полярного круга в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе РФ (пп. 10 п. 1 статьи 342 НК); в Азовском и Каспийском морях (пп. 11 п. 1 статьи 342 НК);на территории Ненецкого автономного округа и на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе)
Если честно, я не могу абсолютно аргументированно ответить, где должна быть урегулирована данная дифференциация - В налоговом кодексе или в законе «О недрах». Но мое личное мнение - что в Налоговом кодексе должно быть зафиксировано, что да такой налог существует и дифференциация есть, а более конкретно и подробна вся эта система должна быть прописана в Законе «О недрах». В конце концов пока что у нас нет кодификации горного законодательства и вся данная сфера регулируется множеством законов и подзаконных актов, а это не всегда удобно. Следует учесть, что налогообложение- важная часть регулирования недропользования и наравне с лицензированием и указанием видом платежей за недра, в законе «О недрах», по моему мнению, стоит прописать дифференциацию НДПИ.
Заключение
Первая схема налогообложения недропользователей в России была введена в 1992 г. федеральным законом «О недрах» и просуществовала до 2001 г. Представляется, что целью первой схемы налогообложения недропользователей (1992-2001 гг.) было не изъятие ренты в бюджет, а ее передача узкому кругу лиц - владельцам добывающих компаний с тем, чтобы в переходный к рынку период за короткое время создать в России финансовую олигархию. Вторая схема налогообложения готовилась долго. Почти целый год ее обсуждали на всевозможных совещаниях, парламентских слушаниях и т.п., где она, как правило, подвергалась обструкции. Но Правительство РФ настаивало на ее введении, и она была принята и введена с 1 января 2002 г. Началась, по существу, новая эра в нефтегазовой экономике.
Во-первых, были отменены отчисления
на воспроизводство минерально-
Во-вторых, исключили из закона «О недрах» платежи за право добычи. Вместо них ввели налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Тем самым Правительство РФ решило, что горную ренту оно может не собирать в бюджет. Поэтому вместо горной ренты в виде дифференцированных платежей за добычу была принята плоская шкала НДПИ, что противоречит мировой практике.
В-третьих, особые правила формирования НДПИ были установлены для нефти. Ставку накрепко «привязали» к мировым ценам на нефть.
В-четвертых, были резко увеличены вывозные таможенные пошлины на нефть. Россия является первенцем по введению таможенных пошлин на нефть. До этого никто в мире ещё не додумался. Пошлины начали вводить в 1999 г., но до 2002 г. их размер был небольшим - от 2 до 30 евро за одну тонну.
Система налогов и платежей за пользование недрами представляет собой очень разветвленную структуру. Часть налогов идет в федеральный бюджет, что то в региональный или местный. Система платежей разработана в большей степени нежели налогов. До сих пор остро стоит вопрос по поводу дифференциации НДПИ. Большинство ученых и экспертов высказывается за дифференциацию, но многие указывают на множество подводных камней, которые могут помешать наиболее эффективной реализации данной программы. Налогообложение в сфере недропользования до сих пор совершенствуется и не стоит на месте, вносятся многочисленные предложения на рассмотрение федеральным органам государственной власти.
Список использованной литературы
1 ст. 39 Закона «О недрах»
2 Статья 8. Налоговый кодекс РФ
3 Статья 8 Налоговый кодекс РФ
4 Статья 246. Налоговый кодекс РФ
5 Статья 334. Налоговый кодекс РФ
6 Статья 333.8. Налоговый кодекс РФ
7 Статья 13. Статья 333.16 Налоговый кодекс РФ
8 Статья 372. Налоговый кодекс РФ
9 Статья 14. Налоговый кодекс РФ
10 Статья 356 Налоговый кодекс РФ
11 Статья 387. Налоговый кодекс РФ
12 Статья 15., Закон РФ от 9 декабря
1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических
лиц" Статья 1.
13 Статья 346.35 Налоговый кодекс РФ
14 ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 18 апреля 2011 г. N КЕ-4-3/6128@ О ДАННЫХ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ НДПИ В ОТНОШЕНИИ НЕФТИ, ЗА МАРТ 2011 ГОДА.
15 Пресс-служба МПР России
16 Анонс Российской газеты 2008-11-18 12:34:59
17 "Российская
газета" - Столичный выпуск №5219 (140) 29.06.2010,07:40
Информация о работе Налоги и платежи при пользовании недрами