Налоги и платежи при пользовании недрами

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Провозглашение в Законе РФ ≪О недрах≫ в 1992 г. принципа платности пользования недрами как объектом государственной собственности не было принципиально новым положением для российского законодательства. Платность недропользования была установлена Горным положением СССР . Плата взималась за право добычи в зависимости от ее объема по ставкам, устанавливаемым государством или в процессе торгов. Осуществляться платежи могли в денежной или натуральной форме. Конституция СССР 1936 г. Провозгласила принцип бесплатного пользования землей, недрами и другими природными ресурсами. Это положение действовало до 1992 г. В мире принцип платности пользования ресурсами недр является практически всеобщим

Содержание

Введение
Общие положения и система платежей и налогов
Порядок и принципы определения платежей за пользование различными видами недр
Регулярные и разовые платежи за пользование недрами, плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии;
Налоги и платежи при СРП
НДПИ
Дифференциация НДПИ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Налоги и платежи при пользовании недрами.docx

— 104.89 Кб (Скачать)

 

 Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования  

Российский государственный  университет нефти и газа

имени И.М. Губкина

 

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра горного  права

 

 

  

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Налоги и платежи при пользовании недрами» 

 

 

  

 

 

 

 

                                                                                                                                        

Студент: Шешенева Алена Игоревна   

             Группа: ЮР-08-3                                               

                      Руководитель: к. ю. н Мазков Евгений Юрьевич                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Допустить к защите»

«______» __________ 2011 г.

Дата представления работы: «______» __________ 2011 г.

Дата защиты:                         «______» __________ 2011 г.

Оценка: _________________ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Москва, 2011 год

 

План

Введение

  1. Общие положения и система платежей и налогов
  2. Порядок и принципы определения платежей за пользование различными видами недр
    1. Регулярные и разовые платежи за пользование недрами, плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии;
    2. Налоги и платежи при СРП
    3. НДПИ
  3. Дифференциация НДПИ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Закон РФ «О недрах» содержит перечень видов недропользования. Недра  предоставляются в пользование:

  • для регионального геологического изучения;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • разведки и добычи полезных ископаемых;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых геологических объектов (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. 
 
С 1 января 2002 г. платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых были отменены в связи с введением налога на добычу полезных ископаемых. Одновременно платежи за пользование недрами, а также регулярные платежи за поиск, оценку и разведку полезных ископаемых выведены из налоговой системы и с 1 января 2002 г. стали неналоговыми платежами. С начала рыночных реформ (да и в последние годы советской власти) недропользование - это основной доминирующий сектор экономики нашей страны. Это - более половины доходной части консолидированного бюджета и созданные накопительные фонды нашей страны (золотовалютные резервы, резервный фонд и фонд национального благосостояния). Это - основа создания необходимой рынку финансовой системы и финансовой олигархии. Это - основная часть рынка ценных бумаг, его "голубых фишек". Это - львиная доля экспорта и поступления валюты в страну. Это - основа притока и оттока капиталов и основа сегодняшнего корпоративного долга западным банкам. Это - основа геополитического влияния нашей страны, основа нашей "великости". Это - основа экономической и национальной безопасности. В связи с этим, важность системы налогообложения недропользования сложно переоценить, наиболее важные экономические и финансовые показатели поставлены в зависимость от эффективности ее функционирования. Вступивший в силу в конце 90-х годов Налоговый кодекс Российской Федерации, стал, по сути, ключевым нормативным документом, задачами которого было установление единых правил и условий для обеспечения устойчивых темпов экономического развития, а также повышения деловой активности российского бизнеса. Однако, на сегодняшний день Налоговый кодекс не обеспечивает в должной мере решение поставленных перед ним ранее задач по стимулированию развития бизнеса и росту экономики, а является инструментом создания избыточной налоговой нагрузки на бизнес. По мнению ряда специалистов, основной проблемой, мешающей сегодня налоговым органам реализовать свой функционал с полной и положительной отдачей, является отсутствие тщательно проработанной системы, которая бы полноценно сочетала в себе механизмы правового регулирования стимулирующей, регулирующей и фискальной функций, в том числе в отношении налогового администрирования недропользования.

В связи с этим, целью данной курсовой работы был анализ существующей системы налогообложения недропользования в России, ее законодательной основы.

 

Глава 1. Общие  положения и система платежей и налогов

Пользование недрами в  России является платным, за исключением

случаев, предусмотренных  законодательством.

Провозглашение в Законе РФ ≪О недрах≫ в 1992 г. принципа платности пользования недрами как объектом государственной собственности не было принципиально новым положением для российского законодательства. Платность недропользования была установлена Горным положением СССР . Плата взималась за право добычи в зависимости от ее объема по ставкам, устанавливаемым государством или в процессе торгов. Осуществляться платежи могли в денежной или натуральной форме. Конституция СССР 1936 г. Провозгласила принцип бесплатного пользования землей, недрами и другими природными ресурсами. Это положение действовало до 1992 г. В мире принцип платности пользования ресурсами недр является практически всеобщим. Он действует в капиталистических и развивающихся странах, в странах Восточной Европы, а теперь и во всех республиках бывшего СССР.

До введения в действие специальной главы во второй части Налогового кодекса недропользователь в качестве субъекта предпринимательской деятельности при пользовании недрами уплачивал все установленные законодательством налоги, сборы и платежи — общие для всех видов коммерческой деятельности (налог на прибыль, НДС, платежи в социальные фонды, плату за землю, местные налоги и др.), а также ряд специальных платежей, предусмотренных Законом РФ ≪О недрах≫ НК РФ существенно видоизменил систему налогообложения при недропользовании.

Платежи за право добычи полезных ископаемых

(роялти) получили статус  федерального налога под названием ≪Налог на добычу полезных ископаемых≫.  Ему в НК РФ посвящена глава 26. Несколько видоизменился порядок уплаты других платежей при пользовании недрами.

Таким образом, с начала 2002 г. пользователи недр должны уплачивать все налоги и сборы, установленные НК РФ (налог на прибыль, НДС, акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и акциз на природный газ. Кроме того, предусмотрено обязательство недропользователей уплачивать ряд платежей, установленных Законом РФ ≪О недрах≫. НК РФ отнес налогообложение при заключении СРП к категории специальных налоговых режимов (ст. 18. ч. I). До введения в НК РФ специальной главы налогообложение в системе СРП осуществляется в соответствии с специальными положениями НК РФ и ФЗ ≪О СРП≫.

Система платежей и налогов  при пользовании недрами 

При пользовании недрами  уплачиваются следующие платежи:

1. разовые платежи за  пользование недрами при наступлении  определенных событий, оговоренных  в лицензии;

2. регулярные платежи  за пользование недрами;

           3. плата за геологическую информацию  о недрах;

4. сбор за участие в  конкурсе (аукционе);1

5. Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.2

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).3

Платежи за пользование недрами  по своей правовой природе представляют собой вознаграждение, уплачиваемое пользователем недр собственнику недр - государству в связи с предоставлением  участков недр в пользование. Этим они  отличаются от налогов - обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ, далее - НК РФ). К другим отличительным чертам платежей за пользование недрами следует отнести их дифференцированный размер в зависимости от характеристики объекта, а также использование их по целевому назначению - на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В принципе платежи за пользование  недрами как вознаграждение пользователя недр собственнику устанавливаются  по соглашению сторон и могут быть различными: или фиксированными, или  переменными как процент от продукции (дохода), или представлять их комбинацию. В зависимости от стадии освоения участка недр платежи выступают  в виде:

1) бонусов (bonus) - разовых платежей, уплачиваемых при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата и установленных в соответствии с условиями соглашения;

2) ренталс (rentals) - ежегодных платежей за проведение поисковых и разведочных работ, установленных за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска;

3) роялти (royalty) - регулярных платежей, установленных в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемых инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья.

С точки зрения срока уплаты платежи  могут быть единовременными (бонусы, включая сборы, плату за использование  геологической информации) или регулярными (ренталс, роялти), размер которых меняется в зависимости от стадии разработки месторождения.

Аналогичная система платежей существует и за рубежом. К примеру, в США  добывающие компании в связи с  предоставлением права пользования  недрами уплачивают бонусы, арендную плату, роялти. В Норвегии налогообложение  предприятий в нефтегазовой отрасли  включает в себя стандартный налог  на компании в 28%, специальный налог  в 50% и роялти на месторождениях.

 

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы

Налог на добавленную стоимость  и акциз – это по сути налоги которые уплачиваются в связи с перемещение товаров через границу РФ

3)налог на доходы физических лиц;

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в  настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в  Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

4)налог на прибыль организаций;

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в  настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации  через постоянные представительства  и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.4

 

5)налог на добычу полезных ископаемых;

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее  в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством  Российской Федерации5

6) водный налог;

Налогоплательщиками водного  налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации  и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.6

Информация о работе Налоги и платежи при пользовании недрами