Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:53, курсовая работа
Целью работы является исследование сложившейся на настоящий момент налоговой системы как средства государственного регулирования экономики, определение проблем развития и попытка обозначения направлений дальнейшего развития налоговой системы.
Достижение поставленной цели осуществляется путём решения следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты налогообложения, обозначить и охарактеризовать существующие налоги;
2) изучить принципы построения и структуру современной налоговой системы России;
3) определить проблемы развития налоговой системы России;
4) рассмотреть предложения ведущих специалистов по дальнейшему совершенствованию данных налогов с целью повышения социально-экономической эффективности и определить пути дальнейшего совершенствования налоговой системы и налоговой политики России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ....……………………….………5
1.1 Сущность, принципы и функции налогов………………………………………….……..5
1.2 Основные элементы налогов. Виды налогов……………………………………….……..9
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………………....15
2.1 Принципы построения и структура налоговой системы России ………………………15
2.2 Проблемы развития налоговой системы России………………...………………….……17
2.3 Пути совершенствования налоговой системы России………………………………......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....….31
ПРИЛОЖЕНИЯ...…………………………………………………………………………...….33
5) Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Налоговая система России с конца 90х годов ХХ века практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры налогов меняются, и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, т.к. налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.
2.1 Принципы построения и структура налоговой системы РФ
Налогообложение строится на своих собственных основных началах, т.е. принципах. В силу специфики сферы налогообложения оно обладает как экономическими, так и юридическими принципами. К экономическим принципам можно отнести:
1) принцип справедливости налогообложения;
2) принцип соразмерности взимаемых государством платежей и доходов налогоплательщиков (плательщиков сборов);
3) принцип определенности и удобности налогообложения, который включает в себя учет государством интересов налогоплательщиков;
4) принцип экономичности, т.е. сокращения издержек налогообложения.
Юридические принципы налогообложения - это общие и специальные принципы налогового права. Основные принципы налогового права закреплены в ст. 3 НК РФ.
Из положений названной статьи можно выделить следующие основные принципы налогообложения:
1) обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;
2) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
3) недискриминационный характер. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
4) обоснованность. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
5) экономическая целостность. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
6) определенность и доступность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
7) принцип "презумпции невиновности налогоплательщика".
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Помимо юридических и экономических принципов налогообложения, существуют организационные принципы. Организационные принципы налогообложения - это основные положения налоговой системы и ее структурных элементов. Данные принципы отражают:
1) единство и стабильность налоговой системы;
2) подвижность и множественность налогов.7
Общепринятая (традиционная) система налогообложения - это система налогообложения, при которой предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты. Сущность налоговой системы РФ сформулирована в ст.6 Налогового Кодекса РФ: «Налоговая система РФ представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмен, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства».
Все налоги в соответствии с Налоговым кодексом РФ разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:
1.Федеральные (на уровне страны);
2.Региональные
(на уровне регионального
3.Местные (на уровне органа местного самоуправления)8.
Таким образом, в России
Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях. Это разделение целесообразно проводить с учетом следующих принципов:
1.Налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
2.Чем менее мобильна налоговая база, тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой – природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях – налогообложение имущества;
3.Большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;
4.Косвенные налоги – акцизы, НДС, таможенные пошлины – взимаются на федеральном уровне;
5.Число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.
2.2 Проблемы развития налоговой системы
Главными проблемами российского налогообложения на данный момент являются:
1. Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика. Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, делает налоговую систему не экономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.
2. Проблема воспитания налоговой культуры, законопослушание. Сегодня уровень налоговой культуры остаётся низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе, в крупных и особо крупных размерах. Так, по материалам РИА «Новости»9, в ходе проверок госкомпаний и компаний с госучастием выявлено свыше 200 случаев сокрытия или искажения должностными лицами данных о своем участии в коммерческих структурах. Проверки проводились ФНС и Росфинмониторингом по поручению главы правительства РФ. Сечин добавил, что уже удалось установить почти 10 тысяч компаний-контрагентов, которые работают с госкомпаниями. По данным газеты, к 18 января ведомство успело проверить около 900 руководителей энергокомпаний и у 147 из них обнаружило признаки аффилированности с 292 организациями. Хозяйственные связи энергокомпаний показались Росфинмониторингу недостаточно ясными, а в отдельных случаях сомнительными10. Такие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путём, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными. Так как нарушения происходят на таком уровне, то не приходится говорить о рядовых гражданах нашей страны. Преломление негативных тенденций в экономике, возникших в нашем обществе в крупных размерах, одновременно с построением и развитием новой модели хозяйствования - задача сегодняшнего и завтрашнего дня. Так, по словам В.В.Путина, России необходимо перенимать опыт других государств мира. "В некоторых странах предусмотрена уголовная ответственность за непредоставление или предоставление искаженной информации, и это создает обстоятельства, при которых не возникает желания заниматься теневой деятельностью или скрывать ее"11. Немаловажное значение при этом имеет совершенствование разъяснительной работы с гражданами.
3. Нестабильность и несовершенство налогового законодательства.
Причины этого в противоречии между законом и подзаконными актами, принятие задним числом налоговых актов, необходимость толкования директивных конструктивных материалов, а так же постоянная смена видов налогов, ставок, налоговых льгот, порядка их уплаты. Всё это способствует трудностям в организации предпринимательства и производства, вычислении бюджетных платежей, анализе и прогнозировании финансовых ситуаций, определения перспектив. Нестабильность и способствует увеличению числа налоговых преступлений. Проводя анкетирование, на вопрос: « Как вы оцениваете налоговую политику РФ?» 43% респондентов ответили, что в налоговом законодательстве много пробелов и этим пользуются предприниматели. Всего 8 % относятся к налоговой политике РФ положительно, 15 % говорят о противоречивости и несовершенстве налоговой политике РФ и 23 % относятся отрицательно к налоговому законодательству. Зарубежные эксперты выяснили, что западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. Специалисты налоговой службы России считают, что у нас эта цифра намного выше.12 Из-за этого появляются огромные проблемы в пополнении бюджета. Сегодня ставки налогов в стране устанавливаются без более точного экономического анализа их воздействия на стимулирование инвестиций, на производство и т. д. Между тем при установлении ставок налогов нужно принимать к сведению их влияние на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.
Стабильность налоговой системы во многом зависит от того насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговой политики. Прежде всего, нужно улучшить работу самих налоговых органов. Необходимо изменить взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговыми органами, создать специализированные налоговые инспекции, оптимальные структуры налоговых органов. Нестабильность налоговой политики России играет отрицательную роль, особенно в рыночных отношениях, а так же препятствует иностранному инвестированию. Очень важно поддерживать стабильность налогового законодательства. Недопустимо каждый месяц вносить изменения в налоговое законодательство, целесообразно накапливать необходимые изменения и дополнения, рассматривать их вместе с проектами бюджетов, вводить с первого января следующего года.13
4. Ориентация на устранение дефицита бюджета способом изъятия доходов предприятий - один из главных недостатков Российской налоговой системы. В нашей налоговой системе практически отсутствует связь системы налогов с развитием экономики и деятельностью предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.
Налоговая
политика России строится пока
исходя из принципа - “чем больше
ставка, тем лучше для государства
и построения рыночной
Государство должно переходить к обложению налогам отдельных объектов собственности, недвижимости, транспортных средств и т. п. Важную роль здесь должны играть налоги на различные виды имущества, на вмененный доход, на экспортно-импортные операции. Это предполагает перейти от принципа «больше произвел - больше заплатил» к принципу «больше платит налогов тот, кто больше потребляет и имеет».
5. Уклонение от уплаты налогов - это подрыв основы политической системы. Во многих государствах уклонение от уплаты налога имеет определенный политический вес, в силу того, что оно напрямую направлено против режима существующей власти и поэтому квалифицируется как тяжкое преступление.
Информация о работе Налоги и их виды. Налоговая система государства