Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:53, курсовая работа
Целью работы является исследование сложившейся на настоящий момент налоговой системы как средства государственного регулирования экономики, определение проблем развития и попытка обозначения направлений дальнейшего развития налоговой системы.
Достижение поставленной цели осуществляется путём решения следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты налогообложения, обозначить и охарактеризовать существующие налоги;
2) изучить принципы построения и структуру современной налоговой системы России;
3) определить проблемы развития налоговой системы России;
4) рассмотреть предложения ведущих специалистов по дальнейшему совершенствованию данных налогов с целью повышения социально-экономической эффективности и определить пути дальнейшего совершенствования налоговой системы и налоговой политики России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ....……………………….………5
1.1 Сущность, принципы и функции налогов………………………………………….……..5
1.2 Основные элементы налогов. Виды налогов……………………………………….……..9
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………………....15
2.1 Принципы построения и структура налоговой системы России ………………………15
2.2 Проблемы развития налоговой системы России………………...………………….……17
2.3 Пути совершенствования налоговой системы России………………………………......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....….31
ПРИЛОЖЕНИЯ...…………………………………………………………………………...….33
1. Фискальная функция - посредством неё реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейший экономический субъект;
2. Контрольная функция – при помощи неё оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль над движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги;
3. Распределительная функция - обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе;
4. Экономическая функция - состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе;
5. Фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов;
6. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем;
7. Социальная (перераспределительная) функция - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. С помощью этой функции государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
8. Стимулирующая функция - помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление, а средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие, освобождаются от налогообложения полностью или частично.
1.2 Основные элементы налогов. Налоги и их виды
Теоретическую основу налогов составляют их элементы. Каждый налог содержит следующие основные элементы:
1. Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
2. Объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, подоходный налог. Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.
3. Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.
4. Единица обложения – единица изменения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны; по земельному налогу – гектар, акр).
5. Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения. В зависимости от построения налогов различают:
а) твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта.
б) долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения.
6. Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
7. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.).
Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.4
Налоги и их виды.
По способу изъятия налоги бывают двух видов:
1) Прямые налог (налоги на доходы и имущество): подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.5
2) Косвенные налоги (налоги на товары и услуги): налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая - на косвенные.6
По субъекту уплаты налога:
1) Юридические
лица - созданная и
2) Физические лица - гражданин, человек, участвующий в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных субъектов, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия, что необходимо юридическим лицам.
По назначению:
1) Общие налоги — расходуются на цели, определенные в бюджете;
2) Специальные налоги — имеют строго целевое назначение (например, ЕСН).
По способу обложения:
1) Кадастровые - представляют собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам (размер участка, объем двигателя);
2) Декларационные - официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.
По принадлежности к уровню власти и управления:
1) Федеральные - устанавливает НК РФ и оплачиваются на всей территории государства:
1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы;
3. налог на доходы физических лиц;
4. единый социальный налог;
5. налог на прибыль организаций;
6. налог на добычу полезных ископаемых;
7. водный налог;
8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9. государственная пошлина.
Ставки по НДС, акцизам и страховым взносам см. в приложении 1.
2) Региональные - вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории
1. налог на имущество организаций;
2. налог на игорный бизнес;
3. транспортный налог.
Ставки указанных налогов см. в приложении 2.
3) Местные - вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории муниципалитетов
1. земельный налог;
2. налог на имущество физических лиц.
Ставки указанных налогов см. в приложении 3.
По характеру налогообложения:
1) Пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
2) Прогрессивные
(доля налога в доходе с
3) Регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает). Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.
Основными налогами являются:
1) Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) - является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога - в Швеции.
2) Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).
Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.
В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:
а) Классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);
б) Система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);
в) Система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);
г) Система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).
3) Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.
4) Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.
Информация о работе Налоги и их виды. Налоговая система государства