Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:53, курсовая работа
Целью работы является исследование сложившейся на настоящий момент налоговой системы как средства государственного регулирования экономики, определение проблем развития и попытка обозначения направлений дальнейшего развития налоговой системы.
Достижение поставленной цели осуществляется путём решения следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты налогообложения, обозначить и охарактеризовать существующие налоги;
2) изучить принципы построения и структуру современной налоговой системы России;
3) определить проблемы развития налоговой системы России;
4) рассмотреть предложения ведущих специалистов по дальнейшему совершенствованию данных налогов с целью повышения социально-экономической эффективности и определить пути дальнейшего совершенствования налоговой системы и налоговой политики России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ....……………………….………5
1.1 Сущность, принципы и функции налогов………………………………………….……..5
1.2 Основные элементы налогов. Виды налогов……………………………………….……..9
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………………....15
2.1 Принципы построения и структура налоговой системы России ………………………15
2.2 Проблемы развития налоговой системы России………………...………………….……17
2.3 Пути совершенствования налоговой системы России………………………………......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....….31
ПРИЛОЖЕНИЯ...…………………………………………………………………………...….33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
«Сибирский государственный
имени академика М.Ф. Решетнева»
____________________Инженерно
____________________ Экономики_____________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине МАКРОЭКОНОМИКА
на тему: Налоги и их виды. Налоговая система государства
Руководитель:
Дата сдачи: «_____»________20___г.
Дата защиты: «____»_________20__г.
Оценка:_________________
Железногорск, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ....……………………….…
1.1 Сущность, принципы и функции налогов………………………………………….……..5
1.2 Основные элементы налогов. Виды налогов……………………………………….……..9
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………………....15
2.1 Принципы построения и структура налоговой системы России ………………………15
2.2 Проблемы развития налоговой системы России………………...………………….……17
2.3 Пути
совершенствования налоговой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....
ПРИЛОЖЕНИЯ...……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики налоги являются главным источником доходов государства. Используя налоговую политику, государство активно воздействует на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивает их развитие в направлениях, выгодных обществу.
Налоги - необходимая часть экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Вопросы финансов имели высокое значение в экономических учениях древности: А.Смита, Д.Рикардо, Ф.Прудона, Н.В.Ходского, К.Маркса и других. Ими были высказаны многочисленные положения и мысли о налогах, источниках и характере государственных доходов и расходов, методах и формах обращения имущества и доходов, связи финансовой и бюджетной политики с содержанием политической власти.
В настоящее время вопросы в области налогообложения рассмотрены такими известными экономистами России, как: Юткиной Т.Ф., Черником Д.Г., Кондратьевым Н.Д. и другими.
Налогообложение - это сфера, касающаяся практически всех: государства, общества в целом, каждого налогоплательщика в отдельности. Налоги для государства - это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивают финансирование его деятельности.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация. Современная налоговая система недостаточно стабильна и претерпевает постоянные изменения.
Целью работы является исследование сложившейся на настоящий момент налоговой системы как средства государственного регулирования экономики, определение проблем развития и попытка обозначения направлений дальнейшего развития налоговой системы.
Достижение поставленной цели осуществляется путём решения следующих задач:
1) рассмотреть
теоретические аспекты
2) изучить принципы построения и структуру современной налоговой системы России;
3) определить проблемы развития налоговой системы России;
4) рассмотреть предложения ведущих специалистов по дальнейшему совершенствованию данных налогов с целью повышения социально-экономической эффективности и определить пути дальнейшего совершенствования налоговой системы и налоговой политики России.
Объектом исследования является сложившаяся налоговая система и осуществляемая государством налоговая политика.
Предметом исследования являются особенности государственного регулирования экономики России на современном этапе.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы изучаемой проблемы.
Во второй главе проведен анализ современной налоговой системы России, рассмотрено текущее состояние налоговой системы, определяются проблемы развития, предлагаются возможные пути их решения.
В качестве теоретической и
методологической основы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их предоставляют все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - физические и юридические лица. С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя развитию различных сторон рынка и общественных отношений.
1.1 Сущность, признаки и функции налогов
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.1
Налоги исторически связаны с разделением общества на классы, появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов. Для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов, поэтому минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и других. Чем совершеннее государство, чем шире круг задач, стоящих перед государственным аппаратом, тем больше денежных ресурсов мобилизуется с целью формирования денежного фонда, используемого государством для выполнения своих функций.2
Из определения налога можно выявить следующие признаки:
1. Общеобязателен - все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы
Взимание налога строится на основе общеобязательности. Обязательность налога проявляются в двух аспектах:
а) налог взимается вне зависимости от воли отдельного лица, обязанного его уплачивать. Установление налога имеет односторонний характер.
б) обязательность налога выражается в изначальной определенности его содержания; государство и частное лицо, взаимодействующие при взимании налога, не вправе изменить его условия и порядок взимания. Иное противоречило бы не только рассматриваемому признаку налога, но и принципу равенства, который также должен быть присущ любому налогу;
2. Безвозмезден - налог является индивидуально безвозмездным платежом. Его уплата плательщиком непосредственно не порождает никаких четко определенных юридических обязательств у получателя налога - государства;
3. Имеет стоимостной (денежный) характер - налог представляет собой денежный платеж. Это означает, что уплата налога имеет место в рамках юридических отношений, имущественных по объекту. Материальным объектом данных отношений должны выступать по общему правилу именно денежные средства. Взимание же отдельных налогов в натуральной форме, с одной стороны, способно необоснованно ограничить свободу лица, вынужденного рассчитываться с государством личными услугами или специально произведенными или приобретенными для этого товарами. С другой стороны, затруднит определение в каждом конкретном случае меры ограничения права собственности, что может привести к нарушению принципа равенства.
История знает многочисленные налоговые повинности, отправляемые в натуральной форме. Государство в определенных случаях может установить натуральный налог, когда платеж денежными средствами для отдельных категорий плательщиков затруднителен. Таким образом, несмотря на нормативное закрепление в ст. 8 НК РФ денежного характера налога, на практике продолжают существовать отдельные изъятия с учетом существующих экономических потребностей;
4. Устанавливается законно избранными представителями народа (т. е. законно сформированным представительным органом). Налог - продукт жизни общества, условие совместной жизни людей, объединенных в государство. Общественная жизнь порождает определенные коллективные потребности, которые могут быть удовлетворены лишь коллективными усилиями. Указанные потребности являются причиной появления любого налога.
Понимание государства как организации, существующей для общества и не имеющей других задач, кроме поставленных обществом, определяет необходимость особого порядка взаимодействия общества и государства в имущественной сфере. Именно обществу необходимо через свои специально созданные институты представительства точно оценить свои общие потребности, выбрать наиболее существенные и подлежащие удовлетворению в соответствующий период; затем принять решение о формах, порядке и способах распределения среди своих членов обязанностей по финансированию мероприятий по их (потребностей) удовлетворению, т.е. выразить свое согласие на налог. Налог призван отражать общий интерес общества, который может быть обособлен от конкретного индивидуального интереса, индивидуальных потребностей плательщика. Подобный, в высшей степени, публичный характер налога проявляется и в законодательной форме его установления и введения в действие. Именно в ходе законодательного процесса может быть наиболее точно и беспристрастно выявлен общий интерес при налогообложении.
Практика налогообложения нашего времени демонстрирует многочисленные примеры установления и введения налогов, не преследующих фискальные цели, а направленных на решение конкретных социальных или экономических задач. Однако каким бы образом ни менялись те цели, которые преследует налог, его основополагающий признак - это согласие на него законно избранных представителей народа. Данное согласие было бы пустой (ничем не обеспеченной) декларацией, если бы оно не было выражено в конкретных процедурных формах, регламентированных правом. Согласие на налог может быть признано состоявшимся, лишь в том случае, если оно выражено в форме федерального закона о конкретном налоге (актах представительных органов субъектов Федерации или местного самоуправления в том случае, если речь идет соответственно о региональном или местном налоге);
5.Социально обусловлен (имеет определённую цель взимания). Обязательным признаком налога является цель его взимания, а именно его социальная обусловленность. Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В то же время права и свободы граждан, определяют смысл и назначение деятельности государства и его органов. Именно социальная обусловленность налога позволяет юридически «оправдать» возможность взимания подобного обязательного, безвозвратного, безвозмездного платежа.
6. Основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.
Налог может служить достижению поставленных перед ним целей лишь в том случае, если с его помощью осуществляется справедливое распределение бремени общественных расходов. Однако это является возможным лишь в том случае, если право обеспечивает построение налога на основе таких взаимосвязанных принципов, как всеобщность, равенство и соразмерность. Всеобщность означает, что к налогу должны привлекаться все члены общества, т.е. публичные расходы должны распределяться между всеми. Равенство предполагает равное участие в финансировании публичных расходов, что, естественно, подразумевает равенство, исходя из платежных возможностей каждого индивидуума. Наконец, соразмерность обращает внимание на необходимость соразмерности участия лица в финансировании публичных расходов (т.е. степени ограничения его личных (индивидуальных) интересов) степени важности коллективных потребностей общества, подлежащих удовлетворению.
Функции налога - это проявление
его сущности в действии, способ
выражения его свойств.
Информация о работе Налоги и их виды. Налоговая система государства