Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:11, курсовая работа
В данной работе рассматривается действие современной налоговой системы РФ, ее проблемы и пути совершенствования, определяются налоги, собираемые на территории России, их сущность и функции.
Введение 2
ГЛАВА I 3
1. Сущность налога 3
2. Классификация налогов РФ 5
2.1 Принципы налогообложения 5
2. Классификация по механизму формирования 7
3. Классификация по уровням налогообложения 8
4. Классификация по уровням налогообложения 12
5. Раскладочные и количественные налоги 12
2.6 Закрепленные и регулирующие налоги 12
2.7 Общие и целевые налоги 13
3. Роль и функции налоговой системы 13
3.1 Фискальная и регулирующая функции 14
2. Распределительная функция 15
3. Социальная функция 16
3.4 Стимулирующая функция 16
5. Контрольная функция 17
ГЛАВА II 18
4. Изменения в налогово-бюджетной сфере с 2008 по 2010гг. в РФ 18
ГЛАВА III 25
5. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009 – 2010 гг. 25
Заключение 35
Список литературы 38
В числе налоговых функций
ученые также называют: фискальную,
распределительную,
3.1
Фискальная и регулирующая
функции
По средствам фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.
Таким
образом, обе налоговые
Фискальная функция состоит в
обеспечении доходов
Регулирующая (макроэкономическая)
функция – это роль налогов и налоговой
политики в системе факторов регулирования
макроэкономических процессов, совокупного
спроса и предложения, темпов роста и занятости.
В условиях России налоговая система проявила
себя как фактор ограничения спроса, особенно
инвестиционного, углубления падения
производства, формирования безработицы
и неполной занятости рабочей силы.
Распределительная
функция налоговой системы проявляется
в сложном взаимодействии с ценами, доходами,
процентом, динамикой курсов акций и т.д.
Налоги выступают существенным инструментом
распределения и перераспределения национального
дохода, доходов юридических и физических
лиц. Распределительная функция налогов
влияет на распределение не только доходов,
но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная функция налогов
Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).
Социальная функция налоговой
системы требует детального
3.4 Стимулирующая функция
Стимулирующая функция
Стимулирующая
функция налогов является в
современной российской
3.5
Контрольная функция
Контрольная функция налогов
выступает своего рода
Контрольная функция, опираясь
на закон, право, может
В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
Контрольная функция налоговой
системы предопределяет и
ГЛАВА II
4.
Изменения в налогово-
Несовершенство налоговой системы является одним из факторов на пути развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время (в течение 1990-х гг.) являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.
Масштабы
фактической мобилизации
Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес. Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной развитой стране. Высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений4.
При
неблагоприятном в целом
Нгуен
Суан Тханг в книге «
В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:
- создание стабильной и ясной налоговой системы;
- формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
-
создание благоприятных
-
укрепление доходной части
В основе разработки проекта федерального бюджет на 2008 г. и на период до 2010 г. лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.
Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме финансового плана, опыт которого был реализован на трехлетний период – 2008-2010 гг.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.
Прогнозируемое в 2008 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом оказало положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.5
Так,
с 2008 г. изменен порядок
С 1 января 2008 г. согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ для всех налогоплательщиков (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) налоговый период по налогу на добавленную стоимость установлен как квартал.6 До вступления данного закона в силу, согласно ст. 163 НК РФ налоговый период был установлен как календарный месяц, а для налогоплательщиков (налоговых агентов), у которых ежемесячная сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 2 млн. руб. – как квартал.
Предусмотрена, ставшая традиционной, ежегодная индексация ставок акцизов. Индексация коснется ставок по следующим видам подакцизных товаров: алкогольной продукции (включая вина), спирту и спиртосодержащей продукции, пиву, табачным изделиям и легковым автомобилям.
Кроме того, с 01.01.2008г. вступили в силу поправки в части налогообложения доходов физических лиц. Речь идет о снижении ставки налога на доходы физических лиц с 30% до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. При этом необходимо отметить следующее. Изменения налогового законодательства в части взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оказывают влияние на формировании е консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это связано с тем, что доходы от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в консолидированные бюджеты субъектов РФ с последующим распределением между региональными и местными бюджетами согласно нормативам, установленным соответствующими статьями БК РФ.
По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.
Поступления НДС в федеральный бюджет составят:7
В 2008 г. – 2168,5 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 872,3 млрд. руб.
В 2009 г. – 2797 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1006,4 млрд. руб.
В 2010 г. – 3221,7 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1149,4 млрд. руб.
При планировании поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, учитывались особенности расчета налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.
В основном расчет поступлений НДС базируется на определении размера следующих показателей: суммы налога (к примеру в 2008 г. – 16 101,7 млрд. руб.), исчисленного исходя из валового объема выручки налогоплательщиков и суммы налоговых вычетов за соответствующий период (общая сумма налоговых вычетов в 2008 г. была прогнозирована в размере 14 860,6 млрд. руб.) При этом налоговые вычеты объединены в группы по соответствующим признакам.