Налоги и их роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается действие современной налоговой системы РФ, ее проблемы и пути совершенствования, определяются налоги, собираемые на территории России, их сущность и функции.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА I 3
1. Сущность налога 3
2. Классификация налогов РФ 5
2.1 Принципы налогообложения 5
2. Классификация по механизму формирования 7
3. Классификация по уровням налогообложения 8
4. Классификация по уровням налогообложения 12
5. Раскладочные и количественные налоги 12
2.6 Закрепленные и регулирующие налоги 12
2.7 Общие и целевые налоги 13
3. Роль и функции налоговой системы 13
3.1 Фискальная и регулирующая функции 14
2. Распределительная функция 15
3. Социальная функция 16
3.4 Стимулирующая функция 16
5. Контрольная функция 17
ГЛАВА II 18
4. Изменения в налогово-бюджетной сфере с 2008 по 2010гг. в РФ 18
ГЛАВА III 25
5. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009 – 2010 гг. 25
Заключение 35
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Налоги и их роль.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

     В числе налоговых функций  ученые также   называют: фискальную,  распределительную, контрольную,  стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную. 

3.1 Фискальная и регулирующая  функции 

     По средствам фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

     Таким  образом, обе налоговые функции  позволяют трансформировать внутренний  потенциал налогообложения из  абстрактно воспринимаемой  ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

     Фискальная функция состоит в  обеспечении доходов государственной  бюджетной системы и находится  под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

      Регулирующая (макроэкономическая) функция – это роль налогов и налоговой политики  в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления   падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы. 

    1.   Распределительная функция
 

     Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов. 
 

    1.   Социальная функция

    Социальная функция налогов носит  многоаспектный характер. Само материальное  содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ.  Многие  социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д.).

   Социальная  функция  налогов проявляется  и  непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

   Социальная функция налоговой  системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения  неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутри федеральным отношениям. 

3.4 Стимулирующая функция

     Стимулирующая функция налоговой  системы является одной из  важнейших, но это самая «труднонастриваемая»  функция. Как и любая другая  функция, стимулирующая функция  проявляется  через специфические  формы и элементы налогового  механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или  ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

   Стимулирующая  функция налогов является в  современной российской практике  слабо реализуемой и неэффективно  используемой. 
 

3.5 Контрольная  функция 

    Контрольная  функция налогов  выступает своего рода защитной  функцией: она обеспечивает воспроизводство   налоговых отношений государства  и предприятий, реализацию и  действенность силы государственной  власти.     Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

     Контрольная функция, опираясь  на закон, право, может эффективно  реализовываться только на основе  принуждения, подчинения силе  государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

     В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных  санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

     Контрольная функция налоговой  системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность  других функций. Следовательно,  если контрольная функция налогов  ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом. 
 
 
 
 

ГЛАВА II

4. Изменения в налогово-бюджетной  сфере с 2008 по 2010гг. в РФ

     Несовершенство  налоговой системы является одним  из факторов на пути развития экономики  и предпринимательства. Налоговая  система РФ долгое время (в течение 1990-х гг.) являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.

     Масштабы  фактической мобилизации доходов  в бюджетную систему, достигаемые  ценой огромных потерь, для социально-экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низко рентабельными.

     Нездоровая  ориентация российской налоговой системы  на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес. Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной развитой стране. Высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений4.

     При неблагоприятном в целом налоговом  режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически  не участвуют в формировании государственных  доходов. Налоговая политика сосредоточена  преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.

     Нгуен Суан Тханг в книге « Методологические подходы к формированию налоговых  доходов бюджета: зарубежный опыт»  пишет, что, невзирая на множество способов и методов прогнозирования бюджетных  доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования известных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в том числе путём органического сочетания нескольких методик, которые Россия должна учитывать.

       В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:

     - создание стабильной и ясной  налоговой системы;

     - формирование стимулов к повышению собираемости налогов;

     - создание благоприятных условий  для повышения эффективности  производства;

     - укрепление доходной части бюджета.

     В основе разработки проекта федерального бюджет на 2008 г. и на период до 2010 г. лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.

     Разработка  параметров федерального бюджета в  предыдущие годы была апробирована в  форме финансового плана, опыт которого был реализован на трехлетний период – 2008-2010 гг.

     В соответствии с Федеральным законом  от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов  федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.

     Прогнозируемое  в 2008 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в  целом оказало положительное  влияние на формирование доходов  федерального бюджета, также как  и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.5

     Так, с 2008 г. изменен порядок налогообложения  доходов организаций, полученных в  виде дивидендов. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций предусмотрено  по дивидендам, полученным при стратегическом участии российской организации в российской или в иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предлагается установить в виде доли участия организации не менее 50%, при обязательном выполнении условия, согласно которому такая доля в абсолютном выражении будет составлять не менее 500 млн. руб.

     С 1 января 2008 г. согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ для всех налогоплательщиков (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) налоговый период по налогу на добавленную стоимость установлен как квартал.6 До вступления данного закона в силу, согласно ст. 163 НК РФ налоговый период был установлен как календарный месяц, а для налогоплательщиков (налоговых агентов), у которых ежемесячная сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 2 млн. руб. – как квартал.

     Предусмотрена, ставшая традиционной, ежегодная индексация ставок акцизов. Индексация коснется ставок по следующим видам подакцизных товаров: алкогольной продукции (включая вина), спирту и спиртосодержащей продукции, пиву, табачным изделиям и легковым автомобилям.

     Кроме того, с 01.01.2008г. вступили в силу поправки в части налогообложения доходов физических лиц. Речь идет о снижении ставки налога на доходы физических лиц с 30% до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. При этом необходимо отметить следующее. Изменения налогового законодательства в части взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оказывают влияние на формировании е консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это связано с тем, что доходы от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в консолидированные бюджеты субъектов РФ с последующим распределением между региональными и местными бюджетами согласно нормативам, установленным соответствующими статьями БК РФ.

     По  своей величине основными источниками  доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.

     Поступления НДС в федеральный бюджет составят:7

     В 2008 г. – 2168,5 млрд. руб., в том числе  НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 872,3 млрд. руб.

     В 2009 г. – 2797 млрд. руб., в том числе  НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1006,4 млрд. руб.

     В 2010 г. – 3221,7 млрд. руб., в том числе  НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1149,4 млрд. руб.

     При планировании поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ, учитывались особенности расчета налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.

     В основном расчет поступлений НДС  базируется на определении размера  следующих показателей: суммы налога (к примеру в 2008 г. – 16 101,7 млрд. руб.), исчисленного исходя из валового объема выручки налогоплательщиков и суммы налоговых вычетов за соответствующий период (общая сумма налоговых вычетов в 2008 г. была прогнозирована в размере 14 860,6 млрд. руб.) При этом налоговые вычеты объединены в группы по соответствующим признакам.

Информация о работе Налоги и их роль