Налоги и их роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается действие современной налоговой системы РФ, ее проблемы и пути совершенствования, определяются налоги, собираемые на территории России, их сущность и функции.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА I 3
1. Сущность налога 3
2. Классификация налогов РФ 5
2.1 Принципы налогообложения 5
2. Классификация по механизму формирования 7
3. Классификация по уровням налогообложения 8
4. Классификация по уровням налогообложения 12
5. Раскладочные и количественные налоги 12
2.6 Закрепленные и регулирующие налоги 12
2.7 Общие и целевые налоги 13
3. Роль и функции налоговой системы 13
3.1 Фискальная и регулирующая функции 14
2. Распределительная функция 15
3. Социальная функция 16
3.4 Стимулирующая функция 16
5. Контрольная функция 17
ГЛАВА II 18
4. Изменения в налогово-бюджетной сфере с 2008 по 2010гг. в РФ 18
ГЛАВА III 25
5. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009 – 2010 гг. 25
Заключение 35
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Налоги и их роль.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение                                                                                                                     2

ГЛАВА I                                                                                                                     3

1. Сущность  налога                                                                                                               3

2. Классификация  налогов РФ                                                                                             5

2.1 Принципы  налогообложения                                                                                         5

    1. Классификация по механизму формирования                                                  7
    1. Классификация по уровням налогообложения                                                 8
    1. Классификация по уровням налогообложения                                               12
    1. Раскладочные  и количественные налоги                                                          12

2.6  Закрепленные и регулирующие налоги                                                          12

2.7 Общие и  целевые налоги                                                                                   13

3. Роль и функции  налоговой системы                                                                  13

3.1 Фискальная  и регулирующая функции                                                            14

    1. Распределительная функция                                                                            15
    2. Социальная функция                                                                                         16

3.4 Стимулирующая  функция                                                                                 16

    1. Контрольная  функция                                                                                      17

ГЛАВА II                                                                                                                  18

  1. Изменения в налогово-бюджетной сфере с 2008 по 2010гг. в РФ                 18

ГЛАВА III                                                                                                                25

  1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009 – 2010 гг.                                                                                                    25

Заключение                                                                                                            35

Список  литературы                                                                                              38 
 
 
 

Введение

   Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

    В сложное для нашей страны  время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

  В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

     В данной работе рассматривается действие современной налоговой системы  РФ, ее проблемы и пути совершенствования, определяются налоги, собираемые на территории России, их сущность и функции. 

ГЛАВА I  

1. Сущность налога 

     Очевидно, что любому государству  для выполнения своих функций  необходимы фонды денежных средств.  Очевидно также, что источником  этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

   Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти.…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

   Налоги – это обязательные  и безэквивалентные платежи, уплачиваемые  налогоплательщиками в бюджет  соответствующего уровня и государственные  внебюджетные фонды на основании  федеральных законов о налогах  и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

   Налоговая система - совокупность  предусмотренных налогов и обязательных  платежей, взимаемых в государстве.  Она базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. 
 

 К ним относятся:

 1) объект  налога - это доходы, стоимость отдельных  товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами;

 2) субъект  налога - это налогоплательщик, то  есть физическое или юридическое  лицо;

 3) источник  налога  - т.е.  доход, из которого выплачивается налог;

 4) ставка  налога - величина налога с единицы  объекта налога;

 5) налоговая  льгота - полное или частичное  освобождение плательщика от  налога.

     Налоги  могут взиматься следующими способами:

  1. кадастровый  -  (от слова кадастр - таблица,  справочник);

   Когда объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого  налога  может  служить  налог  на владельцев транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

  1. на основе декларации;

 Декларация - документ,  в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что  выплата  налога производится после получения  дохода лицом, получающим доход.

Примером может  служить налог на прибыль.

  1. у источника;

   Этот  налог вносится лицом, выплачивающим  доход. Поэтому оплата налога  производится до получения дохода,  причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

     Существуют  два вида налоговой системы:  шедулярная и глобальная.

 В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на  части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

 В глобальной налоговой системе все доходы физических и  юридических лиц  облагаются одинаково. Такая система  облегчает расчет налогов и упрощает планирование  финансового  результата для предпринимателей.

Глобальная  налоговая система широко применяется  в Западных государствах.

2. Классификация налогов  РФ

2.1 Принципы налогообложения

 

    Основы ныне действующей налоговой  системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшее время было много, видимо даже слишком много, отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

     Первые попытки перейти к налоговой  системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства. Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

     Для того чтобы вникнуть в  суть налоговых платежей, важно  определить  основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:  

  1. Уровень  налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика,  т.  е. уровня доходов (принцип равно напряженности).
  2. Необходимо прилагать все усилия,  чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.  Примером осуществления этого  принципа служит замена в развитых странах налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по  нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).

3. Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять  сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).

4. Система   и  процедура  выплаты   налогов должны быть простыми, понятными и  удобными  для   налогоплательщиков  и экономичными  для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

Информация о работе Налоги и их роль