Налоги и их роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается действие современной налоговой системы РФ, ее проблемы и пути совершенствования, определяются налоги, собираемые на территории России, их сущность и функции.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА I 3
1. Сущность налога 3
2. Классификация налогов РФ 5
2.1 Принципы налогообложения 5
2. Классификация по механизму формирования 7
3. Классификация по уровням налогообложения 8
4. Классификация по уровням налогообложения 12
5. Раскладочные и количественные налоги 12
2.6 Закрепленные и регулирующие налоги 12
2.7 Общие и целевые налоги 13
3. Роль и функции налоговой системы 13
3.1 Фискальная и регулирующая функции 14
2. Распределительная функция 15
3. Социальная функция 16
3.4 Стимулирующая функция 16
5. Контрольная функция 17
ГЛАВА II 18
4. Изменения в налогово-бюджетной сфере с 2008 по 2010гг. в РФ 18
ГЛАВА III 25
5. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009 – 2010 гг. 25
Заключение 35
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Налоги и их роль.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

5. Налоговая  система должна быть гибкой  и легко  адаптируемой к       меняющимся   общественно-политическим  потребностям (принцип эффективности).

6. Налоговая  система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП  и  быть  эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

  Основу  налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на добавленную  стоимость, подоходный налог, налог  на прибыль, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. Они приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой государства. 1

    1.   Классификация по  механизму формирования
 

     По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

          Прямые налоги - налоги на доходы  и имущество:  подоходный налог  и налог на прибыль корпораций (фирм);  на социальное страхование  и на фонд заработной платы  и рабочую силу (так называемые  социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического  лица.

       Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость;  акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или  услуги);  на добычу полезных ископаемых; на  наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.    Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги.

  Прямые  налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги  переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами.

    1.   Классификация по  уровням налогообложения
 

     Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как  «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

     Бюджетная система – основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Согласно  ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная  система Российской Федерации состоит  из бюджетов следующих уровней:

     Первый уровень — федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов. Федеральные налоги России действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ. 2

     Федеральные налоги и сборы устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

     В перечень этих налогов входят:

     1) Налог на добавленную стоимость

     2) Акцизы

     3) Налог на прибыль организации

     4) Налог на доходы физических  лиц

     5) Государственная пошлина

     6) Водный налог

     7) Сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами

     8) Единый социальный налог

     9) Налог на добычу полезных ископаемых

     10) Налоги, предусмотренные специальными  налоговыми режимами

                  Структура доходов федерального бюджета за 2005-2008 гг.

     (в  %  к общей сумме доходов)

  2005  2006  2007 2008
Налог на прибыль   7.1  6.5  6,0 7,0
НДС  35.0  26.9  29,0 30,0
НДПИ  14.4  18.3  18,0 13,0
Акцизы    2.6  1.8  2,2 2,0
Таможенные  пошлины  25.3  35.7  33,8 39,0
Неналоговые доходы    2.9  2.9  3.1 2,2
ЕСН  5.2  4.7  4,4 6,0
Прочие  доходы  7.2  2.9  6,6 0,8
ИТОГО 100 100 100 100

         

  • Второй  уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:
  • лесной налог;
  • единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог с продаж.
  • Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:
  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;
  • регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;
  • налог на промышленное строительство в курортной зоне;
  • курортный сбор;
  • сбор за право торговли;
  • целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.;
  • сбор за право использования местной символики;
  • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;
  • сбор с владельцев собак;
  • лицензионный сбор за право винной торговли;
  • лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей;
  • сбор за выдачу ордера на квартиру;
  • сбор за парковку автотранспорта;
  • налог на рекламу;
  • сбор за участие в бегах;
  • сбор за выигрыш на бегах;
  • сбор с лиц, играющих на тотализаторе;
  • сбор с биржевых сделок;
  • сбор за проведение кино- и телесъемок;
  • сбор за уборку территории;
  • сбор за открытие игорного бизнеса;
  • налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.

      Бюджетное устройство Российской Федерации, как  и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.

      Каждому органу управления трехуровневая система  налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.

    1.   Классификация по объектам налогообложения
 

     По объектам налогообложения  налоги делятся на налоги с  оборота,  налоги на прибыль  (доход), налоги на имущество, налоги  на фонд оплаты труда. К налогам  с оборота относятся налог  на пользователей автодорог, налог  на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц – налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования – налоги на фонд оплаты труда.

    1.   Раскладочные и  количественные налоги
 

     Раскладочные (репартиционные) налоги  исходят из потребности покрыть  конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные), налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог.

           2.6 Закрепленные и  регулирующие налоги

 

     В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

    1.   Общие и целевые  налоги
 

    Целевые налоги могут вводиться по ряду причин.

Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью  уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. Однако такие  налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы.

Во-вторых, целевые налоги придают большую  независимость конкретному государственному органу.

В-третьих, целевой характер налога может оправдываться  тем, что необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов. 

3. Роль и функции  налоговой системы 

    Исторически  налоги рассматривались и существовали  как податные системы. Само  их существование порождено необходимостью  покрывать общественные потребности.  Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако  тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых  обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

     Теоретический потенциал налога  как экономической категории  реализует система налогообложения,  которой свойственны  определенные функции.  Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию   «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая3.

Информация о работе Налоги и их роль