Национальные особенности формирования государственного долга в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы потребовала решения следующих задач:
- отражение экономического содержания государственного долга;
- рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;
- рассмотрение понятия управления государственным долгом;
- анализ причин возникновения государственного долга Российской Федерации;
- анализ обслуживания государственного долга Российской Федерации и его современного состояния;
- отражение перспектив сокращения государственного долга России и его социально-экономического значения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность и методы управления государственным долгом 5
1.1. Понятие и виды государственного долга 5
1.2. Методы управления государственным долгом 13
Глава 2. Национальные особенности формирования государственного долга в РФ 16
2.1. Причины, сущность государственного долга в России 16
2.2. Социально-экономические последствия ГД в РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

09-17 государственный долг РФ.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

      На  последнем по времени седьмом  этапе (с 2002г.) устойчивый приток нефтедолларов  позволил России не только обслуживать  внешний долг в полном объеме, но и перейти к стратегии досрочного погашения внешней задолженности с использованием средств Стабилизационного фонда. 

      2.2. Социально-экономические  последствия ГД в РФ 

      Финансовые  отношения по формированию и обслуживанию государственного долга затрагивают  интересы органов публичной власти, всего многообразия физических и юридических лиц, иностранных правительств и международных финансовых организаций. Они оказывают влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления, развитие международного сотрудничества, и многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государства в жизни страны.

      Как любое сложное общественное явление  государственный долг может оказывать  позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы. В первую очередь положительное значение государственных заимствований состоит в том, что они являются в основном не инфляционным источником финансирования дефицита бюджета, органов власти различного уровня. Это вытекает из того, что формирование дополнительных финансовых ресурсов в рамках правительственных структур с помощью государственных заимствований не влечет увеличение совокупного спроса, а только меняет его структуру. Покупка физическими и юридическими лицами государственных ценных бумаг означает перенос спроса от этих субъектов к исполнительным органам государственной власти. Через бюджетные расходы спрос в том же объеме может быть предъявлен в другом месте и другими хозяйствующими субъектами и гражданами.

      Правительственные структуры посредством предоставления государством гарантий по займам и  кредитам (в том числе и зарубежным), привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению  социально-экономического развития страны. Например, гарантированные царским правительством займы явились мощным катализатором мощного дорожного промышленного строительства в России во второй половине девятнадцатого столетия. Как эффективный финансовый инструмент гарантированные займы проявили себя в годы НЭПа. Сейчас заново нарабатывается опыт использования государственных гарантий в интересах хозяйственного строительства.

      Государственные внешние (экспортные) гарантии и кредиты  способствуют внешней экономической  экспансии субъектов национальной экономики. Расширение экспорта товаров и услуг стимулирует подъем национального производства, увеличение занятости, рост доходов организаций и населения, увеличение налоговых поступлений в бюджет государства.

      Выпуская  долговые обязательства, предназначенные  для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбережений населения и инвестирование хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными долговыми инструментами, поэтому они охотно покупаются физическими и юридическими лицами. Население получает удобный и доходный способ организации своих сбережений, а хозяйствующие субъекты – высоколиквидный актив, приносящий доход. Втягивая деньги в казну посредством рынка государственных долговых обязательств, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране.

      Развитый  рынок государственного долга –  непременное условие невосприимчивости  национального финансового рынка к неблагоприятным воздействием внешних валютных финансовых факторов, условие прочности национальной валюты, денежного обращения и финансово-кредитной системы страны. Возможность для юридических и физических лиц вкладывать средства не только в иностранную валюту, но и в государственные долговые обязательства (наряду с корпоративными ценными бумагами), нивелирует вероятные негативные последствия международных финансовых и валютных кризисов.

      При разумной организации функционирования отношений по формированию и обслуживанию государственного долга исполнительная власть может эффективно распределять налоговое бремя во времени между поколениями населения страны. Этот способ распределения налогового бремени дает положительные результаты при финансировании за счет заимствованных средств строительства объектов долгосрочного характера, служащих десятки лет. В этом случае финансовое бремя ложится не на одно (как это имеет место при бюджетном финансировании за счет налоговых поступлений), а нескольких поколений, поскольку погашение основной суммы долга и уплата процентов по нему растягиваются во времени.

      Наконец, взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых организаций и международных финансовых рынков, внешние государственные гарантии и кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности и мире.

      Негативные  аспекты влияния государственного долга на социально-экономические  процессы, прежде всего, проявляются  в том, что при чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство  ограничивает инвестиционные возможности народного хозяйства. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство отнимает у рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики. Степень негативного влияния государственного долга усиливается при чрезмерно высокой доходности государственных бумаг. В этих условиях инвесторы отдают безусловное предпочтение вложению средств в государственные долговые обязательства по сравнению с проведением реальных инвестиций. Кроме того, высокая доходность государственных ценных бумаг (наряду с другими факторами) ведет к росту ставки банковского процента за кредитные ресурсы, что делает банковскую ссуду неэффективной для предпринимателей.

      Чрезмерное  увлечение государства заемными операциями способствует значительному отвлечению бюджетных средств от хозяйственного и социального развития. Высокий уровень заимствований, если он к тому же сочетается с высокой доходностью государственных бумаг, ведет к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга. Это рассматривается как негативный момент в развитии государственных финансов.

      Если  государство, увлекающееся заимствованиями, делает крен в сторону внешних  займов, то возможно не только попадание  в чрезмерную зависимость состояния отечественных финансов от состояния финансов международных, но потеря политической независимости.

        Активное использование государственных  экспортных гарантий и кредитов  может сопровождаться нежелательными  последствиями для страны-гаранта  или кредитора в развитии внешних экономических отношений, если процедура предоставления гарантий и кредитов не продумана до мельчайших деталей и не имеет прочной правовой основы. Любая техническая погрешность может обернуться в последствии серьезной проблемой в работе по возврату государственных внешних долговых активов.

      Наконец, мобилизуемые с помощью государственных  заимствований средства являются антиципированными  взятыми наперед налогами. Рано или  поздно долги надо погашать и платить  по ним проценты. В части долгосрочной задолженности это перекладывается на будущие поколения, если речь не идет о строительстве долгосрочных объектов социального характера или производственных предприятий за счет заимствованных средств, то решение текущих проблем за счет займов и кредитов не вполне этично, поскольку за наше относительное благополучие будут расплачиваться будущие граждане страны. Живущие поколения не имеют права забывать об экономическом и морально-этическом аспектах антиципации налогов.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Отношения, связанные с формированием внутреннего и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам – юридическим и физическим лицам. Инвесторы должны овладеть приемами выхода на рынок государственного долга, тонкостями механизма проведения отдельных операций с обязательствами государства. В противном случае можно не только не получить ожидаемого дохода, но понести убытки. Максимальную выгоду получит тот инвестор, кто инвестиционные решения принимает интуитивно, на уровне подсознания. Но это возможно только на основе прочных и разносторонних знаний о рынке государственного долга и глубокого понимания механизма его функционирования.

     Дипломная работа была написана на основе обобщения реального опыта проведения современной Россией своих заимствований, регулирования государством рынка государственных долговых инструментов, проявившихся тенденций во взаимоотношениях государства с разными категориями инвесторов. На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка внешних и внутренних заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

     Главными  целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее  должно быть решение следующих задач:

     - улучшение качества долга за  счет снижения стоимости его  обслуживания, совершенствования структуры;

     - обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

     - содействие достижению инвестиционного  кредитного рейтинга и его  дальнейшему повышению, что не  только обеспечит удешевление  новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

     - гибкое реагирование на изменяющиеся  условия внешнего и внутреннего  финансовых рынков и использование  наиболее благоприятных источников  и форм заимствований;

     - обеспечение надежного механизма  перевода заемных средств в  инвестиции, ставящего реальные  заслоны на пути их нецелевого  использования. Дополнительные заемные  средства должны привлекаться  только для финансирования и  кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

     - усиление привлекательности российских  долговых бумаг для широкого  круга инвесторов, предотвращение  резких колебаний их цены на  мировых финансовых рынках;

     - прогнозирование и избежание  рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

     - максимальное использование для  обслуживания долга дебиторской  задолженности иностранных государств  России, то есть зарубежных финансовых  активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

     - более тесная координация государственной  политики и политики внешних  заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции  на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

     - создание комплексной системы  управления государственным долгом  с участием органов государственной  власти, которая позволит адекватно  формулировать и реализовывать  национальные интересы в этой сфере;

     - совершенствование учета и мониторинга  государственного долга, внедрения  прогрессивных технологий по  управлению долгом, позволяющих  контролировать состояние долговой  нагрузки экономики и отслеживать  ход выполнения государственных  обязательств в режиме реального времени.

Информация о работе Национальные особенности формирования государственного долга в РФ