Национальные особенности формирования государственного долга в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы потребовала решения следующих задач:
- отражение экономического содержания государственного долга;
- рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;
- рассмотрение понятия управления государственным долгом;
- анализ причин возникновения государственного долга Российской Федерации;
- анализ обслуживания государственного долга Российской Федерации и его современного состояния;
- отражение перспектив сокращения государственного долга России и его социально-экономического значения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность и методы управления государственным долгом 5
1.1. Понятие и виды государственного долга 5
1.2. Методы управления государственным долгом 13
Глава 2. Национальные особенности формирования государственного долга в РФ 16
2.1. Причины, сущность государственного долга в России 16
2.2. Социально-экономические последствия ГД в РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

09-17 государственный долг РФ.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

      Для кредитов, привлекаемых органами публичной  власти, характерно то, что инвесторы  непосредственно (не опосредуя эти  операции покупкой государственных  и муниципальных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов федерального правительства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления. Прямое заимствование средств может проводиться, в частности, среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств.

      Государственные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию дополнительных (наряду с бюджетными) финансовых средств, которые органы власти используют для удовлетворения общественных потребностей. Именно это – получение дополнительных средств – является целью проведения государственных заимствований. Поэтому государственные заимствования можно определить как отношения по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых у государства-заемщика формируются дополнительные финансовые ресурсы.

      Необходимо  добавить, что в результате привлечения  займов и кредитов у государства  возникают долговые обязательства. Этот факт отрицать нельзя, но очевидным  является и то, что государство  делает заимствования не для того, чтобы наращивать свой долг, а для получения дополнительных финансовых средств. Формирование же и увеличение государственного долга является неприятным, но неизбежным следствием достижения первоначальной цели – получения дополнительных источников финансирования общественных потребностей.

      Хотелось  бы отметить, что государственный  долг можно классифицировать по ряду признаков. Обычно в качестве таковых  используют следующие: экономический  признак (набор слагаемых компонентов), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак [10].

      В зависимости от слагаемых компонентов  государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный  долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

      Согласно  существующим уровням власти (классификация  по типу заемщика) государственный  долг делится на государственный  долг Российской Федерации, государственный  долг субъектов Российской федерации  и муниципальный долг.

      Государственный долг может существовать в следующих формах: кредитные соглашения и договора; государственные и муниципальные займы; договора и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; договора о предоставлении государственных и муниципальных гарантий; соглашения и договора о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

      По  срокам долговые обязательства подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет). В России сроки погашения долговых обязательств ограничены для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации тридцатью годами (согласно статьям 98, 99 Бюджетного кодекса РФ), а для муниципальных образований – десятью (статья 100 Бюджетного кодекса РФ).

      В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований  государственный долг может быть внутренним и внешним. В соответствии со статьей 98 Бюджетного кодекса РФ [9] в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены иностранной валюте; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

      По  признаку держателя ценных бумаг  внутренние государственные займы делятся на размещаемые только среди населения, только среди юридических лиц и универсальные.

      В зависимости от формы выплаты  дохода внутренние государственные  займы делятся на процентные займы, выигрышные займы, процентно-выигрышные займы, беспроигрышные займы и беспроцентные (целевые) займы.

      По  методу размещения внутренние государственные  займы бывают добровольные, размещенные  по подписке и принудительные. 
 

      
    1. Методы  управления государственным долгом
 

      Управление  государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов. Это касается как текущего, так и капитального долга. 

      В отношении текущего долга необходимо обеспечить реальные источники его  погашения. Для капитального долга важно установить такие сроки его погашения, когда будут в наличии соответствующие для этого источники.

      В управлении внутренним и внешним  долгом существуют некоторые специфические  признаки. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешнему долгу зависит прежде всего от валютных поступлений. Возможности погашения этого долга определяются в сальдо торгового баланса. Его положительное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и дают возможность тем самым урегулировать платежный баланс.

      Обслуживание  долга – это комплекс мероприятий  государства по погашению займов, выплате процентов по ним и  изменению условий погашения  выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств. В отдельных случаях государство прибегает к рефинансированию государственного долга, то есть погашению задолженности путем выпуска новых займов.

      Выплата процентов, выигрышей средств на погашение займов составляет основную часть затрат на обслуживание государственного долга. К другим относятся затраты по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведение тиражей выигрыша, тиражей гашения и некоторых других затрат.

      Обслуживание  государственного внутреннего долга Украины осуществляется Министерством финансов РФ через банковскую систему РФ путем проведения операций по размещению облигаций внутреннего государственного займа, других ценных бумаг, их гашения и уплаты доходов по ним в виде процентов и в другой форме.

      Для финансировании затрат по размещению, рефинансированию, выплате доходов  и погашению долговых обязательств РФ в составе государственного бюджета РФ образуется фонд обслуживания государственного внутреннего долга РФ. В него зачисляются средства в размере 50%, полученные от приватизации имущества государственных предприятий.

      Министерство  финансов РФ ежегодно публикует в общедоступном издательстве ведомости про государственный внутренний долг РФ.

      Методами  управления государственным долгом является конверсия, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

      Конверсия – это замена доходности займов. Государство, как правило, уменьшает  размер процентов, которые должны быть выплачены по займу. Увеличение сроков действия выпущенных займов называется консолидацией. Консолидация и конверсия может проводится также одновременно.

        Унификация займов – это объединение  нескольких займов в один, когда  облигации ранее выпущенных нескольких  займов обмениваются на облигации нового займа.

      В некоторых случаях может осуществляться обмен облигаций по регрессивному  соотношению, то есть когда несколько  ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Этот метод экономических обоснований не имеет.

      Отсрочка  погашения займа, как правило, проводится тогда, когда выпуск новых займов используется для обслуживания ранее  выпущенных займов.

      Все указанные методы применяются по отношению к внутреннему долгу.

      Отсрочка  погашения долговых обязательств, а также аннулирование долга может применяться как к внутреннему, так и внешнему долгу. Аннулирование долгов может быть обусловлено финансовой неспособностью государства, то есть банкротством, или политическими мотивами.

 

       Глава 2. Национальные особенности формирования государственного долга в РФ 

      2.1. Причины, сущность  государственного долга в России 

      Ни  одно российское правительство на протяжении 230-летней истории государственных  заимствований (первый заем был взят в 1769г. Екатериной Второй в Голландии) не обходилось без привлечения кредитов для финансирования бюджетных дефицитов. Накануне первой мировой войны Российская Империя была крупнейшим должником мира (первое место по объему внешнего долга и второе место по общей сумме государственного долга после Франции) [14].

      Более подробно процесс возникновения  долговых обязательств России рассмотрим с 50-х годов прошлого столетия, времени, когда в СССР сформировалась долговая политика.

      В 1950-х гг. внешние заимствования использовались в узких пределах: в форме краткосрочных и среднесрочных кредитов для финансирования импорта в относительно благоприятных условиях роста экономического потенциала страны, смягчения международной напряженности.

      В 1960-х гг. при оплате импортного оборудования для крупных объектов активно привлекались прямые долгосрочные кредиты западных банков. Так, в 1964-1965гг. Внешторгбанк СССР заключил с английскими, французскими и итальянскими банками девять долгосрочных соглашений о банковских кредитах сроком на 10-15 лет на общую сумму 480 млн. рублей. Страна нуждалась в технологическом оборудовании для химической и легкой промышленности, развитие которых рассматривалось как важный фактор роста благосостояния. Такая практика стала устойчивой, что позволило построить многие крупные промышленные предприятия, игравшие структурообразующую роль в своих отраслях и основательно ускорившие экономический подъем в СССР в годы «косыгинской реформы». К примеру, в 1966г. в СССР было подписано семь новых кредитных соглашений и протоколов на общую сумму 449 млн. рублей. В последующее время была апробирована новая форма сотрудничества – компенсационные сделки по привлечению инвестиционных целевых кредитов на срок 10-15 лет, которые погашались поставками необходимой зарубежным партнерам продукции после вступления в строй предприятий, построенных с помощью кредитов.

      Начиная с 1960-х гг. целевые кредиты Советскому Союзу предоставлялись государствами  – членами СЭВ. В 1960-1980-х гг. было заключено более 20 соответствующих  многосторонних соглашений о сотрудничестве с использованием долгосрочных целевых кредитов.

      В конце 1980-х гг. экономическое положение  СССР быстро ухудшалось. Резко сократились  золотовалютные резервы – с 15,3 млрд. долларов в 1988г. до 7,6 млрд. долларов в 1991г. В 1990г. было продано золота на 2,7 млрд. долларов и в 1991г. – на 3,8 млрд. долларов. Для решения платежных проблем непомерно тратились золотые запасы государства: если в середине 1980-х гг. они составляли около 2,5 тыс. тонн, то к концу 1991г. - уже всего 240 тонн, достигнув небывало низкого уровня за всю историю России XX века.

      Экономическая политика «перестройки» и «ускорения»  тех лет, не обеспеченная соответствующими ресурсами, привела к резкому  увеличению государственных капиталовложений в промышленность, росту незавершенного капитального строительства по всем «долгостроям», уменьшению доли потребительских товаров в импорте. Попытки реализовать социальные программы, повысить уровень оплаты труда не были подкреплены товарными ресурсами. Нарастали инфляционные процессы. В 1991г. кризис стал глубже и масштабнее: экспорт нефти сократился на 50%, снижение валютных резервов диктовало свертывание импорта. Давало о себе знать падение к 1986г. цены экспортируемой нефти (до 10 долларов за баррель, в конце 1970-х гг. она составляла 30 долларов) и газа, привязанного к нефти. Отступало во времени введение в эксплуатацию новых мощностей, ориентированных на экспорт отраслей, на что были потрачены иностранные кредиты. Экономические трудности диктовали внешние заимствования при необходимости скорейшего погашения прежних, поскольку процентная ставка по кредитам достигала в среднем 8% годовых. Выплаты задолженности осложнились весной 1990г., когда впервые несколько всесоюзных внешнеторговых объединений допустили просрочку платежей и в результате иностранные фирмы потребовали перехода на аккредитивную форму расчетов с советскими внешнеторговыми организациями. Внешэкономбанк СССР, обслуживавший внешнеторговые операции в СССР, 19 ноября 1991г. объявил о своей неплатежеспособности, а иностранные коммерческие банки практически прекратили предоставлять кредиты без гарантий правительства. В 1990 – первой половине 1991гг. было получено внешних займов на 7,5 млрд. долларов уже под его гарантии. Положение несколько улучшилось вследствие выхода СССР в 1988г. на рынок еврооблигаций, где в 1988-1992гг. было размещено ценных бумаг на 1,9 млрд. долларов.

Информация о работе Национальные особенности формирования государственного долга в РФ