Национальные особенности формирования государственного долга в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы потребовала решения следующих задач:
- отражение экономического содержания государственного долга;
- рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;
- рассмотрение понятия управления государственным долгом;
- анализ причин возникновения государственного долга Российской Федерации;
- анализ обслуживания государственного долга Российской Федерации и его современного состояния;
- отражение перспектив сокращения государственного долга России и его социально-экономического значения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность и методы управления государственным долгом 5
1.1. Понятие и виды государственного долга 5
1.2. Методы управления государственным долгом 13
Глава 2. Национальные особенности формирования государственного долга в РФ 16
2.1. Причины, сущность государственного долга в России 16
2.2. Социально-экономические последствия ГД в РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

09-17 государственный долг РФ.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение 

     Актуальность  исследования. Государственные заимствования  уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы  и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

     После аннулирования государственного долга  дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической  политики (НЭПа) с трудом удалось  восстановить функционирование рынка  государственных заимствований. Займы  успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.

     С переходом к формированию основ  рыночной экономики в начале 90-х  годов Россия столкнулась с отсутствием  отечественного опыта по организации  и ведению государственных долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.

     Проблемы, связанные с управлением государственным  долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

     Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния  и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.

     Цель  работы потребовала решения следующих  задач:

     - отражение экономического содержания  государственного долга;

     - рассмотрение государства в качестве  гаранта и кредитора;

     - рассмотрение понятия управления  государственным долгом;

     - анализ причин возникновения  государственного долга Российской  Федерации; 

     - анализ обслуживания государственного  долга Российской Федерации и  его современного состояния;

     - отражение перспектив сокращения  государственного долга России и его социально-экономического значения.

     В рамках решения вышеперечисленных  задач были использованы следующие  материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный бюджет Российской Федерации на 2008-2010гг., учебные пособия  по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайтов Минфина и МЭРТ.

 

       Глава 1. Сущность и методы управления государственным долгом 

      
    1. Понятие и виды государственного долга
 

      С появлением государства возникли и  его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов – неналоговых платежей.

      С течением времени налогов и неналоговых  доходов для покрытия всех государственных  расходов оказалось недостаточно, и  государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга.

      Государственный кредит – это специфические отношения  по поводу перераспределения части  стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже – заимствованных) средств на возвратной основе или для обеспечения гарантий. В этих отношениях орган власти выступает как заемщик, гарант или кредитор.

      Особенность государственного долга как финансового  явления состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых  взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом. Частный ссудный капитал используется для кредитования хозяйствующих субъектов в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Банковское кредитование отражает производительное в основном использование ссудного капитала (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и уплаты процентов за счет увеличения производимой добавленной стоимости.

      Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы денежные средства поступают  в распоряжение органов публичной  власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.

      Принцип возвратности подразумевает возврат  выданных взаймы денежных средств.

      Принцип срочности означает, что в кредитном  договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком  соблюдаться.

      Принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору  ссудный процент.

      Особенностями государственного кредита является отсутствие обеспеченности, отсутствие целевого характера, а также верховенствующая роль государства, несмотря на то, что  государство является заемщиком, а  не кредитором.

      Государственный кредит выполняет три функции как финансовая категория: распределительную, регулирующую и контрольную.

      Положительное воздействие распределительной  функции государственного кредита  заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более  равномерно распределяется во времени, то есть налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа не увеличиваются.

      Объективная необходимость использования государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличивающихся бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками – уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и многими другими факторами. Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента мобилизации дополнительных средств.

      Целесообразность  использования заимствований для  формирования дополнительных финансовых ресурсов органов публичной власти и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для общественных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования правительственных доходов и расходов. Минимизация ущерба достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к властным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

      Возможность существования государственного кредита, а как следствие и государственного долга, вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых гражданами и организациями. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и тому подобных. Население может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить деньги для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит.

      Аналогичные тенденции имеют место и в  движении денежных средств организаций. Большие временные колебания  в получении выручки от реализации продукции (работ, услуг) могут иметь  место в связи с длительностью  производственного цикла или  сезонного производства. Временно свободные финансовые ресурсы могут образоваться у юридических лиц в силу неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство или социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды организаций. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться возможности привлечения средств хозяйствующих субъектов в сферу государственного кредита.

      Возможность функционирования государственных  кредитных отношений существенно  подкрепляется постоянным наличием значительных свободных капиталов на международных финансовых рынках.

      Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства физических и юридических лиц  привлекаются путем выпуска и  реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока – и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.

      Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации. Она обозначается на ценной бумаге и выражает собой денежную сумму, которая, выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа.

      Однако  реальная доходность облигации для  ее держателя может быть выше или  ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации  продаются по курсовой цене, которая  отклоняется от нарицательной стоимости. Это отклонение называется курсовой разницей и зависит от целого ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина номинального процента, уровень ставки рефинансирования, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными и муниципальными бумагами, степень доверия населения правительству.

      В условиях централизованных методов  управления экономикой и отсутствия фондового рынка орган публичной  власти реализует облигации по официальной  курсовой цене. На ее величину оказывает  влияние только часть перечисленных выше факторов, да и то в сторону ее повышения. Реальная курсовая цена облигаций и их привлекательность для займодателей могут быть выяснены только при свободном обращении государственных и муниципальных бумаг на финансовом рынке. Значительное отклонение курса облигаций займов от нарицательной стоимости свидетельствует о серьезных недостатках в долговой политике государства и необходимости ее срочной корректировки. Свободная котировка облигаций публичных займов на рынке является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене доходных бумаг [12].

Информация о работе Национальные особенности формирования государственного долга в РФ