Национальная продовольственная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 134.50 Кб (Скачать)
ustify">в  Беларусь,  что  делает  страну  уязвимой  в случаях перебоев  в поставках продовольственных товаров из-за рубежа или при возрастании международных цен на продовольствие.

     Затянувшийся  кризис  экономики  стал основной причиной снижения жизненного  уровня  населения  и  внутреннего производства продуктов питания.  Опасность  для  здоровья  людей  и развития общества несет сокращение  и  ухудшение  структуры  рациона  питания  человека. Эта угроза    проявляется  в  уменьшении  потребления  наиболее   ценных продуктов  питания  (мяса  и  мясных  продуктов,  молока  и молочных продуктов,  яиц,  рыбы  и  рыбных  продуктов,  растительного  масла, сахара,  фруктов и ягод, овощей). В результате наблюдаются нарушения в   питании  населения,  обусловленные  недостаточным   потреблением витаминов,  микроэлементов,  полноценных  белков и нерациональным их соотношением,  что  способствует  росту  заболеваемости  и ухудшению показателей здоровья.

   Непосредственную  угрозу продовольственной  безопасности создает сокращение      производственного    потенциала       отечественного агропромышленного  комплекса, проявляющееся в невосполняемом выбытии

основных  производственных фондов, свертывании  отраслей, поставляющих материально-технические  ресурсы  для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей   промышленности,  в  снижении  плодородия   почвы, разрушении  системы  семеноводства  сельскохозяйственных  культур  и племенного  животноводства.  Деиндустриализация сельского хозяйства, переход  его на упрощенные технологии ведут к снижению эффективности производства и конкурентоспособности отечественной продукции.

     Сельскохозяйственные товаропроизводители              вынуждены реализовывать свою  продукцию  по  заниженным  закупочным  ценам.  В результате  сокращается  доля  закупочных  цен  в розничных ценах на продукты  питания.  Одновременно  с   процессами   перераспределения доходов  между  сельским  хозяйством  и  другими отраслями экономики происходит снижение государственной поддержки  сельскохозяйственного производства.

     Отсутствие необходимых условий для устойчивого функционирования продовольственного       рынка    приводит    к       незащищенности сельскохозяйственных  товаропроизводителей  и потребителей от резких колебаний    цен    на   нем.  Отсутствие  необходимых   оперативных продовольственных  резервов  затрудняет  поддержание стабильности на продовольственном рынке.

     Сокращение   ресурсов,  неготовность  государства  к   введению нормативного  распределения продуктов питания в случае возникновения продовольственного  кризиса  также  создают угрозу продовольственной безопасности.

     Направления    социально-экономической   политики   определяются возможностями  производства в Беларуси продуктов питания и развитием мировых  тенденций  в области продовольствия, поскольку для мирового продовольственного  рынка  характерны  сокращение  продовольственных запасов, рост цен, неодинаковый уровень развития сельского хозяйства разных    стран.    Для    стабилизации   и  последующего   развития агропромышленного комплекса необходимо оказывать ему государственную поддержку  на  том  уровне,  на  котором  она оказывается в странах, находящихся в сходных с Беларусью природных условиях. Это вызывается особенностью  функционирования  сельского  хозяйства,   потребностью защиты  его от ценового диктата монополизированных отраслей, а также необходимостью    финансирования    мероприятий,   направленных   на преодоление  технического  и технологического отставания, реализацию программ  сохранения  и повышения плодородия почв, воспроизводства и рационального использования биологических ресурсов.

     Механизмы,   обеспечивающие  социально-экономическую   политику государства    в  области  продовольственной  безопасности,   должны защитить  сельское  хозяйство  от негативных сторон рынка. Специфика производства,    связанная  с  зависимостью  от  погодных   условий, сезонного поступления продукции и доходов, требует создания льготной национальной  финансово-кредитной системы для обслуживания сельского хозяйства, а также соответствующей системы страхования.

     Государственное   регулирование   условий  оптимизации   ценовых соотношений  между  продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики    может  осуществляться  путем  развития  конкуренции   и ограничения    цен  на  продукцию  промышленных  организаций  и   их объединений-монополистов,  совершенствования  договорных   отношений между  сельскохозяйственными  товаропроизводителями  и  поставщиками материально-технических ресурсов.

     Поддержание паритета ценовых  отношений внутри агропромышленного комплекса  необходимо  осуществлять главным образом путем создания и кооперирования    деятельности    различного    типа     ассоциаций, обеспечивающих  население  продуктами  питания.  Государство  должно способствовать    интеграции    сельскохозяйственных    организаций, перерабатывающей  и  пищевой промышленности, обслуживающих отраслей,

торговых  и  банковских  структур, организаций  сельскохозяйственного машиностроения и химической промышленности.

     В качестве    основной    формы    государственной    поддержки агропромышленного комплекса широкое распространение должны  получить целевые    программы,    стимулирующие    производство   тех   видов сельскохозяйственной продукции,  которые наиболее конкурентоспособны на  российском  и мировом продовольственных рынках.  Решения требуют следующие первоочередные меры:

     1. Государственная   поддержка   основных   товаропроизводителей сельскохозяйственной  продукции.  Эта  помощь  за  последние годы не уменьшается. Однако в настоящее время нет четких методик определения размера  поддержки  и  ее распределения между товаропроизводителями, что снижает эффективность расходуемых на поддержку средств.

     2. Государственная    финансовая  поддержка   агропромышленного производства  должна  поощрять  наиболее  эффективные формы и виды производства, обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям  необходимые  доходы  для  устойчивой  хозяйственной  деятельности  и расширенного     воспроизводства.    Порядок       централизованного финансирования  агропромышленного  комплекса  не должен претерпевать ежегодно   столь  значительные  изменения,  как  это  происходит   в настоящее время.

     3. Вместо множества направлений  расходования выделяемых средств целесообразно  уменьшить  каналы (виды) расходования государственной  поддержки.

     4. Проведение    реформ   в   сфере  государственной   поддержки агропромышленного комплекса должно основываться на разработке особой отраслевой программы, учитывающей специфику сельского хозяйства.

     Программа  должна содержать новую концепцию финансовой политики в  аграрной  сфере  и  методы  государственной поддержки, адекватные условиям переходного периода на рыночную экономику.

     В  программе  следует   определить  объемы бюджетных  и кредитных вложений в аграрный  сектор,  обеспечить  взаимоувязку  ценового и финансово-кредитного  механизма,  поскольку  лишь  таким путем можно гарантировать    производителям    сельскохозяйственной    продукции необходимый  уровень  доходов  для нормальной текущей деятельности и ведения расширенного воспроизводства.

     Внешнеэкономическая  политика  государства  призвана обеспечить защиту  интересов отечественных товаропроизводителей и содействовать продвижению  на  мировой рынок тех видов продукции агропромышленного комплекса,  по  которым  имеются  экспортные  возможности.   Внешняя торговля       сельскохозяйственной    продукцией,    сырьем       и продовольственными  товарами  должна  стать  одним  из  существенных финансовых  источников  развития  агропромышленного  комплекса.  Для этого  предлагается  использовать  такие  механизмы  государственной поддержки  и  регулирования,  как  компенсационные  платежи, целевые сборы,  акцизы,  пониженные  ставки  налогов,  пошлины  на импортную сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, производимые в республике в достаточных объемах.

     При этом   надо   учитывать   позиции   партнеров   на  мировом продовольственном рынке и  отстаивать  во  взаимоотношениях  с  ними национальные интересы.  Следует исходить из того,  что большая часть территории  Беларуси  находится  в  сложных  для  ведения  сельского хозяйства   условиях,   что   требует   повышенных  затрат  труда  и материальных   ресурсов   на    производство    сельскохозяйственной продукции.

     В области      улучшения       питания       граждан       меры cоциально-экономической  политики  должны  быть  направлены в первую очередь  на  увеличение  покупательной  способности  населения   при опережающем росте минимальной заработной платы,  стипендий, пенсий. Для улучшения питания следует  стимулировать  увеличение  в  рационе доли  продуктов  с  повышенной  пищевой  и  биологической ценностью, обогащенных  в  соответствии  с  научными   рекомендациями   белком, витаминами и минеральными веществами.

     Беларуси  предстоит создать систему государственной социальной продовольственной  помощи  малоимущим гражданам и многодетным семьям (распределение    талонов    на   приобретение  продуктов   питания, организация  бесплатных  обедов  и  оплачиваемых  по  льготным ценам школьных завтраков).

     Важными    направлениями   социально-экономической  политики   в области  продовольственной  безопасности  должны  быть  устранение и предотвращение    внутренних   и  внешних  угроз   продовольственной безопасности,  а  также  обеспечение  целенаправленной  деятельности государственных  и  общественных  институтов.  Для  этого необходимо организовать  объективный  всесторонний  анализ  и   прогнозирование продовольственного  положения в стране, то есть мониторинг экономики с  точки  зрения  продовольственной  безопасности,  который   должен проводиться  с  использованием  признанных критериев и параметров ее оценки.

     Механизмы    обеспечения    продовольственной      безопасности разрабатываются    одновременно    с   государственными   прогнозами социально-экономического  развития  и реализуются в рамках программы социально-экономического  развития,  а  также  специальных программ. Система    обеспечения    продовольственной    безопасности   должна определяться  и  определяется  законами,  указами  и  распоряжениями Президента Республики Беларусь.

     Государственные    функции    в    области    продовольственной безопасности должны быть ориентированы на такие направления, как:                проведение  единой  государственной  политики в области решения продовольственной проблемы;

     разработка и реализация целевых  продовольственных программ;

     создание структуры органов власти, ответственной за обеспечение

продовольственной безопасности республики;

     осуществление   управления  государственным   продовольственным

резервом  и  ответственность  за  его  сохранность,  использование и

возобновление;

     определение  цели  и  задач   органов  исполнительной  власти  в

области  обеспечения населения жизненно важными продуктами питания в

условиях  продовольственного кризиса;

     организация  сбора  и   анализ  данных  о производстве  продуктов

питания  и  их  потреблении  гражданами,  а  также   прогнозирование

развития  ситуации в области продовольственной  безопасности;

     координация   деятельности  органов   исполнительной  власти   и

общественных    организаций    по    обеспечению   продовольственной

безопасности  республики.

     Органы   исполнительной  власти  должны  реализовывать   единую государственную  политику в области продовольственной безопасности с учетом  региональных  условий,  разрабатывая  региональные   целевые программы    по    обеспечению   продовольственной  безопасности   и координируя деятельность соответствующих служб.

     При  возникновении  ситуации, при которой обеспечение населения жизненно  важными  продуктами  питания находится под угрозой на всей  или значительной части Беларуси и данная угроза может быть устранена только  в  результате применения мер государственного регулирования, органы    исполнительной  власти  могут  устанавливать   нормативное распределение продуктов питания.

     Учитывая    сложность  современных   и  ожидаемых  тенденций   в формировании    мировых   ресурсов,  продовольственная  и   сырьевая безопасность  государств  в  перспективе,  как  и в настоящее время, будет   обеспечиваться  за  счет  собственного  производства.   Это, во-первых,  предотвращает  зависимость от конъюнктуры мирового рынка и,  во-вторых,  обеспечивает  более  полное  использование наличного потенциала  сельского  хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса.

Информация о работе Национальная продовольственная безопасность