Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:56, курсовая работа
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Затянувшийся кризис экономики
стал основной причиной
Непосредственную угрозу продовольственной безопасности создает сокращение производственного потенциала отечественного агропромышленного комплекса, проявляющееся в невосполняемом выбытии
основных производственных фондов, свертывании отраслей, поставляющих материально-технические ресурсы для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, в снижении плодородия почвы, разрушении системы семеноводства сельскохозяйственных культур и племенного животноводства. Деиндустриализация сельского хозяйства, переход его на упрощенные технологии ведут к снижению эффективности производства и конкурентоспособности отечественной продукции.
Сельскохозяйственные
Отсутствие необходимых условий для устойчивого функционирования продовольственного рынка приводит к незащищенности сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей от резких колебаний цен на нем. Отсутствие необходимых оперативных продовольственных резервов затрудняет поддержание стабильности на продовольственном рынке.
Сокращение ресурсов, неготовность государства к введению нормативного распределения продуктов питания в случае возникновения продовольственного кризиса также создают угрозу продовольственной безопасности.
Направления социально-экономической политики определяются возможностями производства в Беларуси продуктов питания и развитием мировых тенденций в области продовольствия, поскольку для мирового продовольственного рынка характерны сокращение продовольственных запасов, рост цен, неодинаковый уровень развития сельского хозяйства разных стран. Для стабилизации и последующего развития агропромышленного комплекса необходимо оказывать ему государственную поддержку на том уровне, на котором она оказывается в странах, находящихся в сходных с Беларусью природных условиях. Это вызывается особенностью функционирования сельского хозяйства, потребностью защиты его от ценового диктата монополизированных отраслей, а также необходимостью финансирования мероприятий, направленных на преодоление технического и технологического отставания, реализацию программ сохранения и повышения плодородия почв, воспроизводства и рационального использования биологических ресурсов.
Механизмы, обеспечивающие социально-экономическую политику государства в области продовольственной безопасности, должны защитить сельское хозяйство от негативных сторон рынка. Специфика производства, связанная с зависимостью от погодных условий, сезонного поступления продукции и доходов, требует создания льготной национальной финансово-кредитной системы для обслуживания сельского хозяйства, а также соответствующей системы страхования.
Государственное регулирование условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики может осуществляться путем развития конкуренции и ограничения цен на продукцию промышленных организаций и их объединений-монополистов, совершенствования договорных отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и поставщиками материально-технических ресурсов.
Поддержание паритета ценовых
отношений внутри
торговых и банковских структур, организаций сельскохозяйственного машиностроения и химической промышленности.
В качестве основной формы государственной поддержки агропромышленного комплекса широкое распространение должны получить целевые программы, стимулирующие производство тех видов сельскохозяйственной продукции, которые наиболее конкурентоспособны на российском и мировом продовольственных рынках. Решения требуют следующие первоочередные меры:
1. Государственная поддержка основных товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции. Эта помощь за последние годы не уменьшается. Однако в настоящее время нет четких методик определения размера поддержки и ее распределения между товаропроизводителями, что снижает эффективность расходуемых на поддержку средств.
2. Государственная финансовая поддержка агропромышленного производства должна поощрять наиболее эффективные формы и виды производства, обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимые доходы для устойчивой хозяйственной деятельности и расширенного воспроизводства. Порядок централизованного финансирования агропромышленного комплекса не должен претерпевать ежегодно столь значительные изменения, как это происходит в настоящее время.
3. Вместо множества направлений
расходования выделяемых
4. Проведение реформ в сфере государственной поддержки агропромышленного комплекса должно основываться на разработке особой отраслевой программы, учитывающей специфику сельского хозяйства.
Программа должна содержать новую концепцию финансовой политики в аграрной сфере и методы государственной поддержки, адекватные условиям переходного периода на рыночную экономику.
В программе следует определить объемы бюджетных и кредитных вложений в аграрный сектор, обеспечить взаимоувязку ценового и финансово-кредитного механизма, поскольку лишь таким путем можно гарантировать производителям сельскохозяйственной продукции необходимый уровень доходов для нормальной текущей деятельности и ведения расширенного воспроизводства.
Внешнеэкономическая политика
государства призвана
При этом надо учитывать позиции партнеров на мировом продовольственном рынке и отстаивать во взаимоотношениях с ними национальные интересы. Следует исходить из того, что большая часть территории Беларуси находится в сложных для ведения сельского хозяйства условиях, что требует повышенных затрат труда и материальных ресурсов на производство сельскохозяйственной продукции.
В области улучшения питания граждан меры cоциально-экономической политики должны быть направлены в первую очередь на увеличение покупательной способности населения при опережающем росте минимальной заработной платы, стипендий, пенсий. Для улучшения питания следует стимулировать увеличение в рационе доли продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью, обогащенных в соответствии с научными рекомендациями белком, витаминами и минеральными веществами.
Беларуси предстоит создать систему государственной социальной продовольственной помощи малоимущим гражданам и многодетным семьям (распределение талонов на приобретение продуктов питания, организация бесплатных обедов и оплачиваемых по льготным ценам школьных завтраков).
Важными направлениями
социально-экономической
Механизмы обеспечения продовольственной безопасности разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в рамках программы социально-экономического развития, а также специальных программ. Система обеспечения продовольственной безопасности должна определяться и определяется законами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь.
Государственные функции в области продовольственной безопасности должны быть ориентированы на такие направления, как: проведение единой государственной политики в области решения продовольственной проблемы;
разработка и реализация
создание структуры органов
продовольственной безопасности республики;
осуществление управления государственным продовольственным
резервом и ответственность за его сохранность, использование и
возобновление;
определение цели и задач органов исполнительной власти в
области обеспечения населения жизненно важными продуктами питания в
условиях продовольственного кризиса;
организация сбора и анализ данных о производстве продуктов
питания и их потреблении гражданами, а также прогнозирование
развития ситуации в области продовольственной безопасности;
координация деятельности органов исполнительной власти и
общественных организаций по обеспечению продовольственной
безопасности республики.
Органы исполнительной власти должны реализовывать единую государственную политику в области продовольственной безопасности с учетом региональных условий, разрабатывая региональные целевые программы по обеспечению продовольственной безопасности и координируя деятельность соответствующих служб.
При возникновении ситуации, при которой обеспечение населения жизненно важными продуктами питания находится под угрозой на всей или значительной части Беларуси и данная угроза может быть устранена только в результате применения мер государственного регулирования, органы исполнительной власти могут устанавливать нормативное распределение продуктов питания.
Учитывая сложность современных и ожидаемых тенденций в формировании мировых ресурсов, продовольственная и сырьевая безопасность государств в перспективе, как и в настоящее время, будет обеспечиваться за счет собственного производства. Это, во-первых, предотвращает зависимость от конъюнктуры мирового рынка и, во-вторых, обеспечивает более полное использование наличного потенциала сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса.
Информация о работе Национальная продовольственная безопасность