Национальная продовольственная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Коэффициент  номинальной защищенности (отношение внутренних цен на  сельскохозяйственную продукцию с учетом дотаций к мировым ценам) позволяет  прогнозировать  уровень  цен  на  импортируемые  продукты питания.

     При  обосновании  структуры импорта, руководствуясь комплексной оценкой  социально-экономических последствий, важно сместить акценты с закупок готовых продуктов на ввоз сырья для их производства внутри страны.

     Критерий 5.    Размеры     стратегических     и     оперативных продовольственных   запасов   должны   соответствовать   нормативной потребности в них.

     Достаточность оперативных    республиканских   и   региональных (областных)   продовольственных   ресурсов   определяется   степенью обеспечения потребления населением жизненно важных продуктов питания в размере потребительской корзины и стабильностью цен их  реализации в   случаях   неурожая   или   других  причин  снижения  предложения продовольственных товаров и сырья для их производства.

     Достаточность  стратегических резервов государства определяется возможностью снабжения населения в размере потребительской корзины в случае экстремальных условий продовольственного обеспечения.

     Гарантией   продовольственной   безопасности  страны   являются: физическая  и экономическая доступность продовольствия для различных категорий  населения, а также степень удовлетворения физиологических потребностей    в  энергетическом  содержании  пищевого  рациона   и компонентах,    определяющих    структуру    и   качество   питания. Продовольствие должно отвечать требованиям безопасности по наличию в продуктах радиоактивных или других вредных для здоровья веществ.

     Продовольственное    снабжение   страны  определяют   ресурсное обеспечение агропромышленного комплекса, импортные поставки, уровень и  темпы развития отраслей АПК, размеры стратегических и оперативных продовольственных  запасов  и  стабильность всего продовольственного комплекса. 
 

ВНУТРЕННИЕ  И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     В сфере   продовольственной   безопасности  соединяются  узловые проблемы  экономики,  реальные   тенденции   развития   производства сельскохозяйственной    и    продовольственной    продукции,   рынка продовольствия, изменения степени его зависимости от мирового рынка, социального  положения,  платежеспособности в целом и потребителей в различных регионах.  Мировая практика  свидетельствует,  что  страна сохраняет  свою  независимость,  если  доля  импорта  во  внутреннем потреблении не превышает 20-25 процентов.

     На формирование      и     создание     необходимого     уровня продовольственной безопасности оказывает влияние  совокупность  двух групп  диаметрально  противоположных  факторов.  С  одной  стороны - негативные,  снижающие  общий  уровень  развития,  а  с   другой   - позитивные,  соответствующие  эволюционному  развитию  экономической системы. Первая группа факторов включает:

     часто  меняющуюся  нормативную   правовую базу, регламентирующую экономическую деятельность организаций;

     отсутствие действенного механизма  ценообразования;

     диспаритет    цен на  сырье,  средства  производства,   готовую продукцию и услуги в различных сферах деятельности;

     насыщение    продовольственного   рынка  импортными   товарами, оттеснение отечественных товаропроизводителей в рыночной среде;

     невысокий уровень совокупного  спроса на отечественные товары;

     низкие темпы повышения уровня  жизни населения;

     несоответствие  между  темпами   роста  цен на товары (услуги) и доходов населения, рост безработицы;

     низкий уровень нововведений  в сфере материального  производства и,   в   частности,   в   организациях  пищевой  и  перерабатывающей промышленности;

     моральное  и  физическое  старение  действующего  оборудования, незначительный   удельный  вес  принципиально  новых  разработок   и "ноу-хау", отсутствие механизма, стимулирующего появление новшеств;

     слабое развитие инфраструктуры  рынка;

     недостаточную  эффективность   торгово-рыночных комплексов из-за слабого контроля за их деятельностью;

     неэффективную приватизацию государственного  имущества;

     низкую  эффективность кредитно-денежной, налоговой и таможенной политики;

     отсутствие  четких принципов  и действенных методов планирования и стратегического прогнозирования в условиях рыночных отношений;

     отсутствие  точного  учета   и контроля использования ресурсов  и факторов производства субъектами хозяйствования различных сфер;

     отсутствие достоверной отчетности  об их деятельности;

     слабую  информационную базу, не позволяющую правильно оценивать резервы и возможности различных структур экономики и другое.

     Преодоление негативных явлений  предполагает развитие позитивных тенденций  аналогичных процессов. Поэтому ко второй группе факторов, исходя  из  опыта передовых стран и отечественной практики, отнесены следующие:

     создание  стабильной  нормативной   правовой  базы,  позволяющей нормализовать функционирование экономической системы;

     разработка  механизма  ценообразования   и  создание  паритетной системы  цен  на  продовольственное  сырье  и товары, потребляемые в аграрном секторе;

     ограничение  ввоза  в страну  импортных товаров, аналоги которых производятся или могут производиться отечественными организациями;

     рост уровня  доходов   и   общего   материального   обеспечения населения;

     развитие  отечественного  производства  и увеличение его объемов на    основе    повышения    инновационной  активности   организаций агропромышленного комплекса;

     повсеместная  разработка  нововведений,  внедрение   достижений научно-технического прогресса;

     квотирование экспорта дефицитного  продовольствия;

     разработка    стратегии   единой  товарной  политики,   создание прогрессивных    каналов  движения  товаров,  развитие   эффективных производственно-торговых структур и инфраструктуры рынка;

     планирование    и    прогнозирование   деятельности   субъектов хозяйствования  и  всей  экономической  системы  на основе принципов рыночных условий;

     усиление интеграционных процессов  между сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями, создание крупных специализированных

организаций с превалирующей долей государственного капитала;

     внедрение эффективных и достоверных  информационных систем;

     определение  посевных  площадей  гарантированного  производства сельскохозяйственной  продукции,  достаточного  для   удовлетворения потребности  населения  и повышение урожайности сельскохозяйственных культур  путем  использования  мирового  опыта  обработки  земли   и поддержания ее продуктивности;

     применение  элитных  семенных  форм при производстве продукции  и использование местных видов ресурсов;

     систематическое    повышение   качества  продукции  до   уровня, соответствующего мировым аналогам.

     Первоочередными    мерами    ослабления   опасности   импортной зависимости    по    продовольствию  должны  быть:   государственная финансовая  поддержка  отечественных товаропроизводителей, способных мвыпускать   те  виды  продукции,  которые закупаются  за   рубежом;

применение  дифференцированной системы таможенных пошлин, определение отраслей  агропромышленного  комплекса,  нуждающихся  в   таможенной защите;  диверсификация  импорта;  введение монополии государства на ряд  продуктов  с  тем,  чтобы упорядочить внешнюю торговлю  ими;

увеличение  доходов бюджета и обеспечение  гарантированного снабжения внутреннего  рынка  по  обоснованным  ценам;  приведение нормативной правовой  базы внешней торговли в соответствие с мировой практикой и принципами Всемирной торговой организации.

     Применительно  к  реально   сложившейся  ситуации  в экономике  и наметившимся  негативным  продовольственным тенденциям в процессе ее реформирования    можно   выделить  следующие  ключевые   внутренние экономические угрозы:

     снижение инвестиционной и инновационной  активности и разрушение научно-технического потенциала;

     усиление структурной деформации  экономики;

     усиление импортной зависимости  по продовольственным товарам;

     утечка из страны валютных ресурсов;

     чрезмерная открытость экономики;

     криминализация экономических отношений.

     Наряду с внутренними следует  учитывать внешние угрозы:

     продовольственную    уязвимость,    возможную   технологическую блокаду,    опасность    которой   возрастает  из-за  отставания   в научно-технической сфере;

     негативное  влияние мировых финансовых  рынков, возможную потерю рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье и некоторые другие;

     перепроизводство  продовольствия  в  других странах, которое не может  быть реализовано на национальных рынках и на рынках сообществ этих стран;

     экономическую и финансовую зависимость  от высокоразвитых стран.

     Преодоление  внешних  угроз   связано с общим развитием  страны и решением внутриэкономических проблем.

     К  внешним  факторам,  снижающим  продовольственную безопасность страны, можно также отнести следующие:

     недостаточная  конкурентоспособность   в  силу   технологической отсталости отечественных производителей сырья и продовольствия;

    противоречие  между высоким жизненным уровнем в высокоразвитых странах    и    аналогичным  показателем  в  республике,   создающее возможность  для  привлечения  к  экспортно-импортным  спекулятивным операциям сограждан;

     привлекательность  географического  положения  страны и наличие дешевой рабочей силы;

     недостаточный  уровень  использования  международных норм оценки качества ввозимой продукции;

     невысокую степень поддержки  отечественных товаропроизводителей;

     низкий научно-технический     уровень      отдельных      видов отечественного производства;

     социальный менталитет населения,  связанный с распределительными отношениями по группам с различным уровнем обеспеченности;

     незнание  подавляющей  частью  населения  международных  правил торговли продовольствием;

     инфляционные процессы в экономике;

     слабая  защищенность  интересов   основной  части населения и  ее ориентированность только на текущие запросы;

     экологическая    напряженность,   обусловленная   последствиями  атастрофы на Чернобыльской АЭС.

     Необходимость  решения  проблемы  продовольственной безопасности требует  комплексного  исследования  и  многоаспектного,  системного анализа  состояния  вопроса  в  целях  выработки  единого  механизма формирования  безопасности  и качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов.

     В  предстоящий  период  и  особенно после присоединения  России к Всемирной торговой организации следует ожидать роста объемов импорта

Информация о работе Национальная продовольственная безопасность