Национальная продовольственная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Экономическая  доступность   продовольствия определяется уровнем экономического  и социального развития общества, от которого зависит размер  доходов,  пособий  и  льгот,  позволяющий  различным   слоям населения приобретать в определенном размере и ассортименте продукты питания  путем  покупки  их  по сложившимся ценам, а также выделение государством    средств    для    оплаты   поставок   продовольствия спецпотребителям.

     Экономическая  доступность   продовольствия  определяется  также возможностями  сельского  населения производить его для собственного потребления  в  личном  подсобном  хозяйстве,  а  городского  -   на садово-огородных    участках.  По  мере  стабилизации  экономики   и повышения    жизненного    уровня  населения  доля   самообеспечения продовольствием будет снижаться.

     Стратегическая цель национальной  продовольственной безопасности - гарантированное (устойчивое) обеспечение сырьем и продовольствием, не   подверженное  влиянию  неблагоприятных  внутренних  и   внешних воздействий.    Общесистемным    условием  ее  достижения   является стабильность  источников  продовольственных и сырьевых ресурсов, как внутренних, так и внешних, а также наличие соответствующих резервных фондов.

     Продовольственная  безопасность  предполагает решение следующих задач:

     создание стабильных экономических  условий;

     проведение эффективной аграрной политики;

     обеспечение равных возможностей  для субъектов хозяйствования;

     проведение    рациональной    политики   в  области   занятости населения;

     проведение  социальной  политики,  направленной  на искоренение бедности и неравенства в части доступности продовольствия;

     обеспечение    адекватности    продовольственных       поставок удовлетворению потребностей населения;

     достижение    устойчивого    интенсивного    и   разнообразного производства    продовольствия,    повышения     производительности, эффективности и безопасности;

     разработка  и внедрение комплексных  стратегий развития отраслей агропромышленного  комплекса в целях увеличения местных возможностей производства продовольствия;

     содействие использованию  передовых  технологий  и  программ  в области производства, переработки и хранения сырья и продовольствия;

     проведение  активной  внешнеэкономической   деятельности,  в том числе оптимизация экспортно-импортной деятельности;

     использование преимуществ международного разделения труда;

     совершенствование    механизма   реагирования  в   чрезвычайных ситуациях на продовольственном рынке;

     всемерное содействие инвестированию  аграрной сферы.

     В целом     продовольственная     безопасность      государства обеспечивается  совокупностью  экономических  и  социальных условий, связанных   как   с   развитием   сельского   хозяйства   и    всего продовольственного     комплекса,    так    и    общим    устойчивым социально-экономическим развитием страны. 

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ 

     Согласно  методике ФАО состояние  продовольственной безопасности оценивается  двумя  показателями:  запасами  зерна,  оставшегося  на хранение  до  урожая  будущего  года,  и  его  производством на душу населения.  Динамика запасов указывает на соотношение производства и потребления.   Падение  мирового  уровня  запасов  до   критического (предельного)  означает, что мировая безопасность не стабильна и она на грани повышения цен на зерно.

     Оценка  продовольственного обеспечения по наличию запасов зерна и  среднедушевому  производству  его приемлема для мониторинга угроз голода. В принципе она достаточна для оценки безопасности на высоких уровнях,  то  есть глобальном, субрегиональном и межгосударственном. Что    касается    последующих    уровней    -  государственного   и внутригосударственных   (местного,  социальных  групп  населения   и домашних  хозяйств),  отслеживающих  не  только  угрозы голода, но и качество    продовольственного    обеспечения,  то  эти   показатели недостаточны.

     Для  оценки состояния и  пределов продовольственной безопасности на  государственном  и внутригосударственных уровнях более приемлемы методические подходы, основу которых составляет принцип достаточного и  сбалансированного  питания,  учитывающего физиологические нормы и индикаторы,  включающие  различный спектр характеристик и критериев, составляющих модель национальной продовольственной безопасности.      Критериями    оценки    достигнутого    уровня     национальной продовольственной безопасности страны являются (рис.2 приложения):

     степень    удовлетворения    физиологических   потребностей   в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;

     соответствие  ограничениям  по  наличию в продуктах вредных для здоровья веществ;

     уровень физической и экономической  доступности продовольствия;

     степень  зависимости  продовольственного  снабжения  страны   и ресурсного  обеспечения  Агропромышленного  комплекса  от  импортных поставок;

     размеры  стратегических и  оперативных продовольственных  запасов в соответствии с нормативными потребностями.

     Критерий 1. Степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона.      Исходя из   основ   рационального   питания,   специфики  задач социально     ориентированной     рыночной     экономики,     оценку продовольственного   обеспечения   следует   проводить   на   основе принципов, важнейшие из которых следующие:

     1. Определение    перечня    продуктов,   наиболее   достоверно отражающих  структуру  питания населения, удовлетворяющего следующим условиям:

     в рационе  питания  продукты  должны  иметь  наиболее   высокий рейтинг и при этом не быть взаимозаменяемыми;

     количество  продуктов  должно быть минимальным, обеспечивая при этом  на  80  процентов  и  более  потребность в калориях и основных пищевых веществах;

     по каждому  из  выбранных   продуктов  должны  быть  достоверные статистические данные по производству и потреблению.

     Для  условий  Беларуси  девять  групп продовольственных товаров (молоко,  мясо,  яйца,  хлеб,  картофель, масло растительное, плоды, овощи,  сахар) и продукты их переработки в рационе питания населения обеспечивают  на  90  процентов  потребность  в  калориях  и  на  85 процентов  -  в  основных  пищевых  веществах. Самообеспечение рыбой маловероятно  как  по  качественным, так и количественным параметрам даже  в  условиях  динамичного  развития  внутреннего   рыбоводства. Потребность  в  рыбе  предстоит удовлетворять посредством закупок по импорту.

     2. Оценка  уровня  самообеспечения  продовольствием при заданных (имеющихся)  условиях, характеризуемого производством (потреблением) в расчете на душу населения по каждому виду продуктов.

     3. Энергетическая    оценка    рациона и его   обеспеченность определенным количеством пищевых веществ.

     Показатели  должны однозначно  характеризовать продовольственную безопасность;  достаточно  просто  учитывать (наличие статистических данных)    и измерять.  Такими  показателями  могут быть   индексы энергетической  и  пищевой  ценности потребляемых продуктов питания, характеризующие их долю относительно физиологических норм.

     Критерий  2. Соответствие  пищевого  рациона ограничениям   по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ.

     Продукты  питания  -  аккумуляторы  токсических веществ на всех стадиях:  получение  сырья  (выращивание) - переработка - хранение - реализация.  Источниками  токсичных  веществ  в продукции могут быть почва,  минеральные и органические удобрения, атмосферные аэрозоли и вода.      Для оценки применяются две группы данных: количество продукции, загрязненной  радионуклидами  по  регионам, и степень загрязненности земель химическими (токсичными) веществами по регионам.

     Критерий  3. Уровень физической  и экономической доступности продовольствия  для  различных  категорий населения предполагает как наличие  продовольственных  ресурсов, так и достаточность средств на рациональное питание.

     Физическая доступность      продовольствия      характеризуется соотношением  его  наличия  в  торговой  сети и на продовольственных рынках с требуемым количеством и ассортиментом продуктов питания,  а также  соотношением  объема и структуры их поставок спецпотребителям по нормативам.

     Экономическая доступность      продовольствия      определяется возможностью при  сложившемся  уровне  цен  и  доходов  приобретения различными    группами   населения   продовольственных   товаров   в нормативном размере на продовольственном рынке, а также поступлением в  сферу потребления,  минуя рыночные каналы,  из личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.

     Обеспечение физической и экономической  доступности возможно при создании    экономических    условий,    гарантирующих   доступность продовольствия в соответствии с медицинскими нормами всем социальным группам населения.

     Критерий  4. Степень зависимости продовольственного снабжения страны  и  ресурсного  обеспечения  агропромышленного  комплекса  от импортных поставок.

     Параметрами независимости страны  от импортных поставок жизненно важных   продуктов  питания  является  их  низкий  удельный  вес   в потреблении.  Обратное  значение  имеют  показатели  доли  продукции отечественного  производства в обеспечении животноводства кормами, а растениеводческих  отраслей  -  техникой,  минеральными удобрениями, гербицидами и другими ресурсами.

     Генеральная  Ассамблея ООН  одобрила Международные обязательства по  обеспечению  продовольственной  безопасности  в  мире,  согласно которым рекомендуемый "потолок" безопасности составляет 16 процентов импортируемой  продукции  в  общем потреблении. Критическим пределом продовольственной  безопасности  в  отношении импорта продовольствия следует  признать  уровень  40-50  процентов,  поскольку прекращение поставок  по  импорту  приведет  к  резкому  удорожанию  продуктов и снижению    их   потребления.  Первая  Всемирная   продовольственная конференция (1974 год) приняла комплексную программу среднесрочных и долгосрочных    мероприятий    по  нормализации   продовольственного положения на международном и национальном уровнях.

     Учитывая особенности     сельскохозяйственного    производства, позволяющие  производить  продукцию  по  ряду   видов   в   объемах, превышающих   потребность  внутреннего  рынка,  в  целях  расширения ассортимента  продовольственной  группы   товаров   для   республики приемлем  объем  импорта в пределах 25 процентов в общем потреблении при условии экспорта сырья и продовольствия в таких же объемах.

     В достижении  высокого уровня  самообеспечения продовольствием  и продовольственной  безопасности   важное   значение   имеет   защита отечественного производителя сельскохозяйственной продукции.

     Для  оценки  безопасности  собственного производства правомерно использовать  коэффициент конкурентности, который рассчитывается как отношение  рыночной  стоимости  соответствующих видов импортируемого продовольствия  к  величине затрат на производство аналогичных видов продовольствия  и сельскохозяйственной продукции местных организаций и хозяйств. Пороговое значение конкурентности должно предусматривать для  отечественного производства определенный уровень рентабельности (возможно, минимальный 15-20 процентов). Это означает, что стоимость импортируемых  продуктов не должна превышать затраты на производство аналогичной отечественной продукции более чем на 15-20 процентов, то есть    пороговое    значение  коэффициента  конкурентности   должно составлять не более 0,75.

Информация о работе Национальная продовольственная безопасность