Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:56, курсовая работа
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
ВВЕДЕНИЕ
Гарантия достаточного
Экспорт и импорт
Продовольственная стратегия
и микроэлементов. Задача правительств состоит в том, чтобы на основе объективных экономических процессов разработать долгосрочные цели продовольственного обеспечения и принять соответствующие меры социально-экономического регулирования.
Проблема продовольственной
безопасности решается в
Для Республики Беларусь продовольственная безопасность является не только условием сохранения суверенитета и независимости государства, но и фактором поддержания конъюнктуры национального и
региональных продуктовых рынков, обеспечивающих достаточный уровень сбалансированного питания населения и эффективного развития внешнеторговых продовольственных и сырьевых связей, усиление экспортной ориентации агропромышленного комплекса.
Актуальность данного направления на этапе вхождения в рынок обусловлена сложностью решения продовольственной проблемы. Негативные явления в экономике привели к резкому спаду производства в аграрном секторе и снижению продовольственного обеспечения населения республики. Значительно ухудшилось качество питания.
Решение продовольственной проблемы предполагает устойчивое развитие эффективного сельскохозяйственного производства на всех уровнях, что, в свою очередь, требует принятия определенных мер аграрного протекционизма, отвечающего условиям рыночной экономики и обеспечивающего необходимую степень продовольственной безопасности.
Теоретические и
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Принимая международные
1. Беларусь традиционно относится к государствам с высоким уровнем питания. Начиная с 1992 года, потребление продуктов сократилось на 17 процентов, однако оно по-прежнему находится в пределах 3000 килокалорий в сутки (с вариацией по годам - от 2900 до 3200 килокалорий). То есть соответствует, как и раньше, третьему уровню питания из семи возможных по классификации. Это относительно близко к нормативному уровню и потреблению, как например, в странах ЕС, США, Канаде и других. По доступности продовольствия населению среди всех стран с переходной экономикой наша республика относится к первой группе, имея самый низкий уровень голодающих (до 2,5 процента), с долей обеспечения рациона на 53 процента к нормативному показателю. Поэтому для Беларуси методологически неприемлема концепция продовольственной безопасности с обеспечением ниже достигнутого уровня, сформулированная в 40-е годы прошлого столетия, ориентированная только на преодоление хронического недоедания (2300 килокалорий в сутки на человека), рекомендуемая ФАО в современных условиях для бывших социалистических стран.
2. Республика относится к странам с индустриально-аграрной экономикой, располагающим значительными земельными и трудовыми ресурсами. Занимая в мире 0,15 процента территории и имея 0,17 процента населения, Беларусь производит 6,24 процента льноволокна, 2,8 - картофеля, 0,9 - молока, 0,6 - сахарной свеклы, 0,3 - мяса в убойной массе и 0,24 процента зерна. Дальнейшее наращивание объемов связано с интенсификацией производства и повышением его эффективности. Однако увеличение производства в самом сельском хозяйстве не означает напрямую рост потребления. Сдерживают рост производства в продовольственном комплексе две основные проблемы. Первая - низкая покупательная способность населения, вторая - отсутствие развитой инфраструктуры доведения продукции до потребителя.
3. Развитие продовольственного комплекса страны в прошлые годы обеспечивало выпуск продукции в объемах, существенно превышающих потребность внутреннего рынка.
4. Продовольственная безопасность является в большей степени макроэкономической проблемой. Она связана с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, безработицей и так далее. Рост потребления возможен только при макроэкономической стабилизации и неуклонном росте реальных доходов населения, а не посредством перераспределения земельных ресурсов, как это рекомендуется международными организациями для развивающихся стран. С увеличением индустриализации сельскохозяйственного производства связь между земельным распределением и продовольственным потреблением становится все менее очевидной. Доступ населения к земле, с приватизацией или без приватизации, виде фермерских и личных подсобных хозяйств, функционирующих при поддержке крупных товарных хозяйств или самостоятельно, городского населения в виде дачных кооперативов позволяет несколько повысить уровень продовольственного потребления, особенно той части населения, которая непосредственно производит сельскохозяйственную продукцию. В то же время перераспределение земель не является определяющим фактором их рационального использования и решения продовольственной проблемы. В современных условиях проблема стоит комплексно. Это не только аграрная политика, но и политика доходов населения, развития продовольственной инфраструктуры, инвестиционных приоритетов в продовольственных цепочках, межрегиональной торговли и другого.
5. В мировом рейтинге Республика Беларусь находится на достаточно высоком уровне - 53-е место среди 173 стран по индексу развития человеческого потенциала и 3-е - среди 85 стран со средним социально-экономическим развитием. В то же время для республики, как и для всех стран с переходной экономикой, характерен ряд негативных тенденций: усугубляется экологическая ситуация, произошел спад производства и потребления базовых продуктов питания и калорийности суточного рациона, стремительно развиваются процессы естественной убыли населения и некоторые другие. Их преодоление связано с реализацией политики, направленной на достижение достойного уровня жизни, включая продовольственное обеспечение. Концепция национальной продовольственной безопасности, являясь составной частью безопасности государства, учитывая необходимость сбалансированности продовольственного рынка, определяет основные направления государственной продовольственной политики, способствующие повышению благосостояния нации, преодолению бедности, изменению структуры потребления, демографическому развитию, охране и укреплению здоровья человека. Устойчивость продовольственного обеспечения определяет благополучие страны. В условиях политической самостоятельности и экономической нестабильности в связи с сокращением объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия их роль становится приоритетной. При всем разнообразии путей и механизмов решения продовольственной проблемы важнейшим направлением является достижение стабильности производства на основе устойчивого развития собственного сельского хозяйства. Продовольственную безопасность необходимо рассматривать в качестве составляющей агрегированного понятия национальной экономической и национальной общесистемной безопасности. Государство, как сложная самостоятельная система, функционирует среди множества подобных систем и нуждается во всесторонней безопасности, которая наряду с другими составляющими в качестве основополагающей включает продовольственную безопасность. Реализация углубленного международного разделения труда, несомненно, усиливает торговые потоки и в целом повышает эффективность мировой экономики. Однако экономика отдельных стран развивается по своим собственным законам, и поэтому для каждой страны характерен свой подход в решении продовольственной проблемы. Общей в современных условиях является тенденция обеспечения внутреннего рынка продовольственных товаров преимущественно за счет собственного производства. Взаимоотношения внутреннего рынка продовольствия с мировым необходимо строить с учетом двух непреложных факторов. Во-первых, мировой рынок - это рынок товаров, производимых в лучших условиях или имеющих высокий уровень экспортной поддержки. Поэтому мировые цены всегда будут ниже себестоимости производства в худших условиях. Во-вторых, условия сельскохозяйственного производства в республик отличаются повышенной степенью риска, а продукция - высоким уровнем затрат. Учитывая, что в долгосрочной перспективе повышение окупаемости ресурсов на 2-3 процента в год является высоким показателем, следует ожидать, что сельское хозяйство еще длительный период будет использовать недостаточно эффективные технологии и нуждаться в определенной мере в государственной поддержке.
СУЩНОСТЬ
И СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Национальная
Достижение продовольственной безопасности сводится к двум направлениям решения проблемы: первое - поддержание снабжения продуктами на уровне, достаточном для здорового питания, второе - устранение зависимости от импорта и защита интересов производителей продукции. Важнейшие задачи достижения продовольственной безопасности - потенциальная физическая доступность продуктов питания населению, возможность их приобретения.
Следовательно, национальная продовольственная безопасность - это такое состояние экономики, при котором независимо от конъюнктуры мировых рынков населению гарантируется стабильное обеспечение продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам (предложение), с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос), отвечающего условиям расширенного воспроизводства населения, с другой стороны. При таком подходе к продовольственной безопасности учитываются важнейшие ее составляющие:
потенциальная физическая
экономическая возможность приобретения продовольствия всеми социальными группами населения, в том числе и малоимущими, путем повышения жизненного уровня или принятия необходимых мер социальной защиты;
потребление продуктов высокого качества в количестве, достаточном для рационального питания по энергетической ценности и сбалансированного по важнейшим жизнеобеспечивающим элементам.
Физическая доступность продовольствия предполагает бесперебойное его поступление в места потребления в объемах и ассортименте, соответствующих платежеспособному спросу и нормам, установленным для спецпотребителей.
Информация о работе Национальная продовольственная безопасность